Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30432 специалиста из 984 городов
Скрыть

Работа с эмоциями в когнитивно-поведенческой терапии

От автора: В когнитивно-поведенческой терапии большое внимание уделяется работе с эмоциями

Главная цель когнитивно-поведенческой терапии — избавление пациента от сим­птомов расстройства, снижение уровня испытываемого им дистресса путем изменения его дисфункционального мышления и в результате — улучше­ние его эмоционального состояния. То есть эмоции находятся в центре внимания КПТ-терапевта.

Интенсивные негативные эмоции крайне болезненны и могут быть дисфункциональными, если лишают пациента способности ясно мыслить, разрешать жизненные проблемы, эффективно действовать и достигать удовлетворения.

Терапевт старается вызвать у пациента больше положитель­ных эмоций. Для этого он интересуется его увлечениями, просит вспомнить хорошие события, произошедшие за минувшую неделю, обсуждает с ним при­ятные воспоминания и др. В качестве домашнего задания терапевт предлагает пациенту почаще заниматься тем, что приносит ему удовольствие, посвящать больше времени делам, которые могут доставить ему чувство гордости за до­стигнутое.

Бывает так, что некоторым пациентам трудно уловить разницу между мыслями и чувствами: тем, о чем они думают, и тем, что они испытывают на уровне эмоций.

Терапевт последовательно подводит пациента к переосмыслению его опыта через призму когнитивной модели. Так, он переводит сведения, предоставляемые пациентом, в категории когнитивной модели: ситуация, мысль и реакция (эмоция, поведение и физиологический ответ организма). Случаям, когда пациент путает мысли и эмоции, уделяется пристальное внимание.  

Терапевта интересует вза­имосвязь мыслей, эмоций и поведения пациента. Когда пациент сообщает об эмоции, которая не соответствует содержанию его мыслей, терапевт проясняет ситуацию.

Основной массе пациентов удается легко и правильно называть свои эмоции. У некоторых, это вызывает определенные трудности. Дж. Бек предлагает в таких случаях использовать карту эмоций, которая помогает пациенту научиться эффективнее определять названия своих эмоций.

Благодаря терапевту пациент вспоминает конкретное событие, когда оно вызвало определенные эмоции. Содержание мыслей должно полностью соответствовать заявленной эмоции. Например, эмоция злость может появиться, когда кто-то делает не то, что нам надо или не то, что мы хотим.

В КПТ пациента необходимо научить не просто распознавать свои эмоции, но и оце­нивать степень их интенсивности. У некоторых пациентов существуют дисфункциональные убеждения в отношении эмоций. Например, убеждение в том, что незначительный дистресс со временем непременно усугубляется и стано­вится непереносимым. Научившись оценивать интенсивность эмоций, паци­енты смогут проверить это и другие подобные убеждения. В этом случае, пациент учится не только оценивать силу своих эмоций, но и с помощью техник (когнитивных, поведенческих) управлять ими, то есть или уменьшать их интенсивность, или заменять на положительные эмоции.

Оценка интенсивности эмоций позволяет определить, эффективной ли оказалась работа с мыслями или убеждениями. Терапевт и пациент совмест­но решают, требует ли данная когниция (мысль или убеждение) дальнейшего вмешательства, оценивая снижение интенсивности связанных с ней негатив­ных эмоций. Терапевт, пренебрегающий оценкой изменений интенсивности дистресса, может ошибочно решить, что вмешательство оказалось эффективным. Кроме этого оценка интенсивности эмоций в конкретной ситуации помогает пациенту и терапевту определить, требует ли эта ситуация дальнейшего рассмотрения. Ситуация с меньшей эмоциональной нагрузкой может быть менее ценной в качестве предмета обсуждения, чем та, которая причиняет пациенту значительные душевные страдания и в процессе рассмотрения которой можно обнаружить важные убеждения пациента.

 Пациентам, которым сложно определять интенсивность своих эмоций с по­мощью цифр, терапевт может предложить использовать такую шкалу, на примере грусти.


 0%

25%

50%

75%

100%

Совсем не грустно

Немного грустно

Довольно

грустно

Очень

грустно

Самая сильная грусть,

Которую испытывал(а) или могу себе представить


Если у пациента по-прежнему не получается оценить интенсивность сво­их эмоций, терапевт предлагает ему построить Шкалу интенсивности эмоций, чтобы применять ее в качестве образца в дальнейшей работе. Терапевт выбирает доминирующую эмоцию пациента и пред­лагает (или выявляет) ее основную причину. Например, доминирующей является тревога. Терапевт и пациент записывают десять ситуаций, в которых пациент испытывал одно и то же чувство тревоги, но раз­личной интенсивности. Выраженность эмоций в различных ситуациях ино­гда приходится переоценивать, а порой пациент вовсе исключает ситуацию из списка, рассудив, что она вызывает эмоциональные переживания той же ин­тенсивности, что и другой случай.

Подчеркивая значение эмоций пациента на протяжении всего терапевтического процесса, терапевт учит пациента анализировать дисфункциональные мысли, которыми обусловлено его настроение и самочувствие. В такой способ терапевт развивает эмоциональную компетентность пациента. Если у пациента слабо развита эмоциональная компетентность, то задачей терапевта будет прежде всего ее развитие.

О том, как человек общается, или взаимодействует с другими людьми можно говорить об его эмоциональной компетентности или некомпетентности. Важной частью эмоциональной компетентности пациента является умение различать эмоции других людей. Например, пациент с социальной фобией, в супермаркете, при расчете за покупки испытывает сильную тревогу. Дискомфорт настолько сильный, что он может бросить все и выйти без покупок. А причина дискомфорта и такого поведения состоит в том, что пациент не правильно распознает эмоции кассира. Обычно кассиры улыбаются покупателям. Пациент же улыбку кассира интерпретирует как насмешку: «Она с меня смеется, потому, что я выгляжу плохо». Задачей терапевта в этой ситуации будет обучение пациента умению различать и правильно интерпретировать эмоции собеседника.

Люди, у которых слабо развита эмоциональная компетентность (в том числе и с алекситимией) легко могут развиваться зависимости от веществ, которые помогают им проявлять (или еще больше подавлять) свои чувства и эмоции. В первую очередь это алкоголь, наркотики, психоактивные препараты. Кто не знает о том, что алкоголь делает человека более общительным, веселым, помогает ему вести себя вызывающе, говорить все что "на душе накипело". В то же время с помощью алкоголя можно наоборот забыться, уйти от осознавания каких-либо нежелательных и травматических переживаний, чувства вины, горя. Так постепенно у человека может сформироваться зависимость от алкоголя и других психоактивных веществ. Без развития эмоциональной компетентности, только с помощью контроля эти люди никогда не смогут избавиться от своей зависимости. Как пример, табачная зависимость. Пациент, в конфликтных или стрессовых ситуациях «нервничает» и это случается довольно часто. Чтобы снять эмоциональное напряжение, а попросту успокоиться или уменьшить тревогу он закуривает. Человек не может в адаптивный способ уменьшать уровень тревоги и напряженности, т.е. не умеет управлять своими эмоциями. В этом случае терапевт учит пациента сначала распознавать, а затем управлять своими негативными эмоциями, например, используя когнитивные техники (модель АВС).

Разместил: Ульянич Игорь Владимирович (текст для публикации взят из Интернета)
Опубликовано: , 651 просмотр
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Ульянич Игорь Владимирович
Психолог - г. Киев (Украина)
Текст взят не из Интернета, а взят из книг, которые часто используются в Интернете.
№1 | 19 октября 2016
Вьюков Антон Сергеевич
Психолог, Супервизор, Клинический психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо, очень помогло) работа с эмоциями в кпт
№2 | 20 февраля 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 127c5 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз