Всем привет. Сегодняшняя встреча в книжном клубе для психологов приняла неожиданно личный и тяжелый оборот. Мы говорили о том, как в нашей культуре табуированы ключевые аспекты женского опыта и телесности.
Менструация. Девочкам редко рассказывают открыто и полно о предстоящих изменениях, оставляя их один на один со стыдом и непониманием.
А ещё секс, климакс, беременность, материнство, старение. Эти темы часто обречены на шепот, мифы и негласный запрет, лишая женщин языка понимания и поддержки в проживании своего опыта.
Горькое осознание накрыло клуб. Естественным проводником для девочки должна бы стать мать. Тела похожи, процессы схожи. Мать могла бы передать знание, поддержку.
Но реальность жестока. Эту связь рвут культурный стыд, неловкость, отсутствие навыков разговора, а иногда и травмы самих матерей. Молчание передается по наследству.
Всплыло всеобщее чувство грусти и глубокого одиночества, с которыми все мы, будучи там и тогда молодыми девочками, столкнулись. Хотелось плакать. Это был коллективный опыт встречи с болью от осознания масштаба культурной раны – изоляции женщин в самых интимных переживаниях. Видимо, молчание в семье оставило глубокие шрамы.