Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30426 специалистов из 984 городов
Скрыть

Учебная группа по терапии людей, зависимых от психоактивных веществ

От автора: Набираю очередную учебную группу по терапии зависимостей в Воронеже

 Набираются учебные психологические группы для родственников зависимых людей по теме: 
"Помощь наркоманам и алкоголикам"


Идея создания групп для родственников наркоманов и алкоголиков основана на следующем утверждении:
Самая эффективная помощь зависимым людям может быть оказана только их родственниками, так как они больше всего сталкиваются с проблемами наркомании и алкоголизма и очень хотят помочь своим зависимым родным! Следовательно, необходимо вооружить их соответствующими социально-психологическими знаниями, умениями и навыками!
Ведущий группы - квалифицированный психолог, имеющий глубокий профессиональный опыт психотерапии зависимостей

Тлф.: 8(951)549-91-25, https://www.b17.ru/blog/69115/

 

Тематика семинаров

 

Вводное занятие.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Сила клейма.
  2. Основание помощи.
  3. О человеке
  4. О помогающем
  5. Человек и наркотики.
  6. Чем может помочь Церковь, 12-шаговая программа и др. программы.

Занятие 1. 
Тема: Общая характеристика зависимого поведения. 
Вопросы для обсуждения: 
1. Определение понятия зависимость и созависимость. Общее и разное между ними. 
2. Специфика выбора личностью конкретного объекта зависимости. 
3. Характеристика основных признаков аддиктивного поведения. 
4. Основные положения модели зависимого поведения. 
5. Основные факторы, способствующие развитию зависимого поведения. 
6. Феномен созависимости. 

Занятие 2. 
ТЕМА: Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ). 
Вопросы для обсуждения: 
1.Критерии, входящие в понятие «наркотическое вещество»: медицинский, социальный, юридический. 
2.Факторы, способствующие возникновению химической зависимости. 
3. Маркеры для диагностики индивидуальной предрасположенности к злоупотреблению ПАВ. 
4. Классификация и общие закономерности химической зависимости. 

Занятие 3. 
ТЕМА: Психотерапия наркозависимых. 
Вопросы для обсуждения: 
1. Определение понятия наркотическая зависимость. 
2. Причины, способствующие возникновению наркотической зависимости. 
3. Фазы развития наркотической зависимости 
4. Формы и методы работы с лицами, страдающими наркотической зависимостью. 

Занятие 4. 
ТЕМА: Психотерапия алкогольной зависимости 
Вопросы для обсуждения: 
1. Сходство и отличия понятий: употребление алкоголя и алкоголизм.
2. Стадии алкогольной зависимости. 
3. Факторы, способствующие быстрому развитию алкогольной зависимости. 
4. Изменения личности при алкоголизме. 
5. Основные направления работы психолога при алкогольной зависимости: кодирование, программа «12 шагов». 

Занятие 5. 
ТЕМА: Психотерапия пищевой зависимости. 
Вопросы для обсуждения: 
1. Определение понятия «Пищевое зависимое поведение». 
2. Психологические механизмы формирования пищевой зависимости. 
3. Факторы, предрасполагающие и способствующие пищевой зависимости. 
4. Варианты работы психолога с пищевыми аддикциями. 

Занятие 6. 
ТЕМА: Психотерапия сексуальных аддикций. 
Вопросы для обсуждения: 
1.Понятие сексуальной аддикции, ее признаки. 
2.Компоненты теоретической модели сексуальной аддикции Гудмана. 
3. Фазы формирования сексуальной аддикции.

Занятия 7,8,9,10 – Практикум


 Содержание

  • Ведение в теорию зависимостей (аддиктивного поведения).

Определение понятия, виды аддикций (химическая зависимость – курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость; нарушение пищевого поведения – переедание, голодание, отказ от еды; гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, зависимость от игровых автоматов, азартные игры); сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазахизм); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту); «работоголизм»; длительное прослушивание музыки, основанной на ритмах). Общие признаки зависимого поведения. Цикличность зависимого поведения. Аддиктивная установка, этапы ее формирования. Личностные особенности зависимых пациентов (эмоциональная незрелость, низкая толерантность к фрустрации, неумение выражать чувства, низкая самооценка, склонность говорить неправду, ригидность). Психосоматические нарушения при различных зависимостях. Особенности аддиктивного поведения у детей и подростков.

  • Основные методы клинико-психологической диагностики, особенности клинического интервью с зависимым пациентом.

Мультимодальность – как ведущий принцип клинической и психологической диагностики исследований пациентов с зависимостью. Клинико-биографический метод. Принципы интервьюирования зависимых пациентов, типы вопросов (линейные, циркулярные, стратегические, рефлексивные). Структурное интервью по Кернбергу. Мультимодальный опросник жизненной истории (А. Лазарус). Схема выдвижения многомерных гипотез. Психологические тесты для пациентов с зависимостью (тест аддиктивных установок, личностные тесты), для детей и подростков с зависимым поведением (рисуночные и другие проективные методики).

  • Основные концепции происхождения психосоматических расстройств.

Моральная модель (аддиктивное поведение как следствие бездуховности и морального несовершенства), модель болезни (зависимость представляет собой заболевание, требующее получения специальной помощи), симптоматическая модель (аддиктивное поведение как отдельные поведенческие симптомы или привычки), психоаналитическая модель (аддиктивное поведение является одним из проявлений нарушенной личностной динамики), системно-личностная модель (зависимое поведения как дисфункциональное поведение, связанное со сбоем в жизненно важных функциях и в системе значимых отношений личности), биопсихосоциальная модель (зависимость как следствие нарушений в функционировании сложной многоуровневой системы «социум – личность – организм»). Условия и причины (факторы) аддиктивного поведения.

  • Психологические механизмы формирования основных форм зависимого поведения у детей и подростков.

Общие механизмы формирования зависимого поведения (концепция субличностей). Особенности формирования наркотической зависимости. Психология алкогольной зависимости. Психологические механизмы табачной зависимости. Интернет: воздействие на личность. Секс как наркотик. Психологические механизмы в развитии игровой зависимости. Нарушение пищевого поведения – личностные и семейные аспекты. Внешние и внутренние факторы, способствующие вовлечению людей в религиозные деструктивные культы.

  • Понятие созависимости, ее роль в поддержании отклоняющегося поведения.

Что такое созависимость (проблемы дефиниции). Характеристика созависимости (низкая самооценка, курс на внешние ориентиры, страдания, отказ от себя, характерные психологические защиты и чувства, склонность к резким суждениям, мифологическое мышление, границы личности, поражение духовной сферы). Критерии оценки созависимости (тесты и шкалы). Лики созависимости (избиваемая жена, жена-мамочка, жена-великомученица, бедная больная женщина, жена-угодница, жена-девочка, жена-стерва). Типичные ошибки жен. Параллелизм проявлений зависимости и созависимости. Течение созависимости (фазы). Родительская семья созависимых. Преодоление созависимости. «Как избавиться от созависимости» (рекомендации для родителей).

  • Психотерапевтические стратегии для краткосрочной и длительной работы с зависимыми пациентами. Методы, направленные на повышение мотивации к лечению и изменению стереотипов поведения.

Установление коммуникативных отношений, обсуждение терапевтического контракта для совместной работы. Усиление мотивации для изменения. Работа с ресурсами пациента (выявление, обсуждение и открытие дополнительных возможностей для использования ресурсов личности). Определение препятствий для достижения цели (в случае затруднений в работе): различные виды "сопротивления", скрытая условная выгода от проблемы. Использование техник возрастной регрессии для исследования причин компенсаторного зависимого поведения (детский травматический эмоциональный опыт, фиксация на чувстве вины, обиды, телесный и чувственный дискомфорт и пр.). Эта стратегия применяется при необходимости. Работа с самооценкой. Одобрение пациента, подчеркивание новых достижений. Обучение контролю над внутренним состоянием, поиск новых возможностей достижения комфорта и ощущения спокойствия. Проработка взаимоотношений в семье и коммуникаций с другими людьми. Развитие новых привычек и поведенческих программ, поддержка в психологическом взрослении пациента. Шесть стадий восстановления (переход, стабилизация, начальное выздоровление, средняя стадия выздоровления, заключительный этап восстановления, поддержание).

Осознаваемая и неосознаваемая мотивация как важное условие реабилитации зависимых. Техника работы с полярностями (выявляет малоосознаваемые мотивы больных). Техника переформулирования проблемы (изменяет отношение к проблеме, возможностям ее решения и позволяет освободиться от вины и осуждения). Техника «Позитивного шаблона» (прорабатывает целеполагание).

  • Использование ресурсоориентированных методов в реабилитации зависимых больных.

Разговор–воспоминание о приятных переживаниях, моментах успеха в жизни. Рассказывание метафор. Виды метафор (пословицы и поговорки, истории, анекдоты, притчи, легенды, сказки, поэзия). Ситуации, в которых уместно использование метафор: необходимость напомнить пациенту об имеющихся у него ресурсах, для поиска новых ресурсов, предложение решения проблемы, структурирования общения, снятия барьеров в общении, разрушение ограничивающих убеждений.

Методы саморегуляции в психотерапии зависимостей. Использование символов и образов в психотерапии зависимых лиц. Методики коррекции эмоционального состояния при зависимостях (метод дезидентификации, работа с субличностями).

  • Двенадцатишаговая программа как метод групповой и индивидуальной терапии зависимостей.

Принципы построения и осуществления лечебно-реабилитационного процесса в наркологии. История 12-шагового сообщества. Анонимные сообщества как система поддержки для зависимых лиц. Двенадцать шагов, двенадцать традиций . Двенадцатишаговый подход как основа групповой и индивидуальной психотерапии зависимых лиц. Концепция химической зависимости с позиций 12-шагового подхода: заболевание и выздоровление. Основные положения о лечебных центрах, использующие 12-шаговый подход. Цели психотерапии двенадцатишаговой ориентации. Общества самопомощи, их роль в ресоциализации больных с зависимостью. Церковная реабилитация, её структура, принципы.

  • Экзистенциальные аспекты психотерапии зависимостей.

Экзистенция, определение понятия. Философские основы и основные понятия экзистенциальной психотерапии. Основные характеристики экзистенциальной психотерапии. Универсальные экзистенциальные факторы (чувство бытия, свобода, ее ограниченность и ответственность, смерть, экзистенциальная тревога и вина, время и смысл). Развитие духовности как главный фактор выздоровления.

  • Семейная терапия при лечении зависимостей.

Химическая зависимость — семейное заболевание. Признаки дисфункциональной семьи. Для выздоровления зависимого необходимо восстанавление (или создание) здоровых отношений между ним и членами его семьи. Работа специалистов: преодолеть отрицание у созависимых, сориентировать членов семьи на их личное выздоровление, организовать получение опыта здорового общения между зависимыми и созависимыми. Средства (формы) помощи: предоставление информации — в беседах, лекциях, на групповых занятиях — о зависимости, созависимости, семейные консультации и терапевтические сессии, мультисемейные группы. Построение отношений с зависимым подростком в семье (памятка для родителей).


Формат

Одно занятие длится 3 часа (Всего 10 занятий).

Размер группы: 5 - 8 чел.

Периодичность встреч: 2 раза в месяц.

Участие: 500р/1 занятие

Ведущий: Зверев Денис Владимирович, психолог, ведущий психотерапевтических групп наркологического центра РЕНЕССАНС. Тлф.: 8(951)549-91-25.



В завершении выдается сертификат участия в программе (примерный образец):


 Учебная группа по терапии людей зависимых от психоактивных веществ



Психолог, Тлф 89515499125 - г. Воронеж, г. Семилуки
Опубликовано: , 437 просмотров
К автору уже обратились 14 человек с сайта
Подписаться105
Подписаться105
Поделиться16СохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий cf382 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз