Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 29475 специалистов из 963 городов
Скрыть

Что же такое душа?

От автора: Психология - это наука о душе. Это знают даже дети. Правда, далеко не все взрослые знают, что такое душа. Точнее, знать то они знают, по крайней мере, те, кто душу имеют. Но вот сказать, что это такое может далеко не каждый. Я уже не говорю о психологах, многие из которых, вообще, не заметили, что Психология давно уже перестала быть наукой о душе, утратила свой предмет и оказалась в кризисе.
Тем не менее, мне кажется, что многим посетителям этого сайта, и психологам, и непсихологам, будет любопытно задуматься, а что же такое душа. Поэтому я и решил опубликовать главу из книги Александра Александровича Шевцова "Прикладная культурно-историческая психология", которая так и зазывается "Душа".

Душа.


С чего же еще начинать учебник психологии, как не с души!? Однако психологи в этом отношении чрезвычайно изобретательны и разнообразны. Что же касается души, то наиболее соответствующее их представлениям определение звучит приблизительно так:

«Душа (в психологии) 1) понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных… 2) В повседневном словоупотреблении (вне теологической трактовки) душа обычно соответствует понятию «внутренний мир человека» и понимается как богатство его чувств, мыслей и стремлений» (Петровский, словарь «Общая психология», 2005).

Душа для профессионального психолога – это не душа, а понятие, либо соответствующие ему чувства, мысли и стремления.

Невольно ожидаешь, что, быть может, хоть в философии дела идут иначе, но обнаруживаешь удивительное единство взглядов на этот вопрос:

«Душа (греч. Psyche, лат. Anima) – одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи» (Ивин. ФЭС, 2006).

Понятны из этого определения только две вещи: во-первых, кто умней, и почему психолог должен замолкать, когда говорит философ. Во-вторых, поразительное единство взглядов на душу показывает, что мы имеем дело с единым научным сообществом, что значит, что никакой философии самой по себе больше нет. Есть две профессии в рамках Науки – психолог и философ.

Им достаточно занимать соответствующие должности, чтобы гордо носить эти имена, и вовсе не обязательно быть ни психологом, ни философом…


Как бы там ни было, но наука должна вывести все свои понятия обо всем, что входит в сферу ее предмета, однако, если при этом она исключает из рассмотрения сами вещи или явления, а рассматривает только понятия о них, она превращается либо в логику, либо в раздел языкознания. Сколь бы искаженными ни были понятия психологов о душе, но это должны быть понятия о душе, а не понятия о понятиях!

Психология, сменившая свой предмет с чего-то действительного на понятия, перестает быть психологией, даже если она не сделала этого раньше, когда предпочла естественнонаучный путь, то есть изучение тела.

Вот такое непростое положение дел!


Тем не менее, что же такое душа?

Не буду спорить с уважаемыми и маститыми коллегами, быть может, большая истина за ними. Но у меня есть своя маленькая истина, добытая моим собственным жизненным опытом. И она сходится с теми, кто считал иначе, чем ученые.

Для меня душа – это то, что, как говорил Пушкин, «мой прах переживет и тленья убежит». Поэт считал, что душа может сделать это в заветной лире, то есть в тех стихах, в которые он ее вложил. И это верно: душа поэта до сих пор звенит сквозь его строки, что в действительности означает, что наши души отзываются на них.

Однако мое мнение таково: душа переживет мой прах, то есть мое тело, в особом теле души, в котором она и покинет этот мир, когда я умру, то есть перестану быть здесь. Все, сделанное мною с душой, останется после меня и будет вызывать отклик в других душах, как и стихи великих поэтов, но это будет всего лишь напоминание живущим о том, что души есть. Сама же она уйдет из этого мира, чтобы отдохнуть, осмыслить полученные уроки и снова воплотиться в новом теле.

Вот исходное понятие о душе этой книги.

Оно может быть предметом споров, и было им века. Я не хочу повторять всех доводов за. Я это сделал в двух немалых по объему исследованиях, готовясь к написанию этой книги. Взгляды богословов и современных мистиков, вплоть до самых современных физиков, я изложил во втором томе «Очищения», прямо посвященном душе. Народные же представления достаточно подробно изложены мною в третьем томе, называвшемся «Русская народная психология».

Думаю, эта предварительная работа дает мне право опускать доказательства и прямо излагать выводы. Вывод же из тех двух томов таков: народ исконно видел душу в виде тонко-вещественного тела, которое способно выходить из тела физического, тели, и существовать самостоятельно. В отношении возможности видеть такие призрачные тела, которые чаще называют призраками или привидениями, единодушны все народы.

Сами эти названия показывают, что видеть их непросто. Они видны не обычным зрением и не видением, а как бы их краешком, боковым зрением. Означает это и то, что эти тела прозрачны, и то, что для их видения нужно работать не над освоением приборов, а над раскрытием у себя определенной способности. Народ это умел, ученые нет! Поэтому наука предпочла не утруждать себя развитием способности видеть, а просто объявила то, что не видит, несуществующим.

Это удобный путь, по нему можно ходить, не утруждая себя усилиями. К сожалению, он не ведет к душе и очень похож на способ искать ключ не там, где потерял, а под фонарем…

Фактов о том, что человек не таков, как это удобно для естественной науки, слишком много, чтобы их позволительно было замалчивать, но «настоящий ученый» научился быть уж как-то потрясающее беззастенчивым в этом искусстве. Члены научного сообщества психологов выработали удивительную способность морщиться и изображать отвращение «к давно избитой и решенной» проблеме души…

Свято место пусто не бывает, или, говоря на языке естествознания, закон сохранения энергии требует, чтобы за все было заплачено: если открылась такая непростая способность, значит, в это вложено изрядное усилие, которое было недодано какой-то иной способности. Если психолог умеет отражать все вопросы про душу одной мимикой профессионального лица, то, скорее всего, он так и не освоил искусство самонаблюдения.

Тысячи лет тысячи и тысячи людей неистово отдавались этому искусству и в рамках йоги, и в религиозных бдениях, и при освоении шаманизма, колдовства и простого знахарства. Их опыт описан и сохранен. И самое малое, что требует уважения к их подвигу, – это доброжелательное исследование.

Тем более что я сам и многие из читающих эти строки имеют собственный опыт выходов из тела, после которого все споры о том, что души нет, становятся смешными и вызывают только неуважение к защитникам профессиональных мнений, правящих наукой. Отношение к теоретикам современной науки стало примерно таким же, каким оно было к членам Политбюро в последние десятилетия Советской власти.

Как ученый и исследователь я могу сказать, что наблюдения и свидетельства простых людей вопиют, и ни один добросовестный искатель истины не вправе просто объявить всех свидетелей лжецами, чтобы жить спокойно. Как простой человек, скрывающийся за профессорским мундиром, могу сказать: мне и самому порой хочется, чтобы нашелся психолог, который не нудил бы мне что-то про мою высшую нервную деятельность и нейроны с психонами, а понял бы, отчего болит моя душа, и помог…

Душа есть, она болит и радуется, она не зависит от мнений и даже показаний приборов, ее даже не нужно доказывать. Ни один прикладной психолог не может работать, помогая людям, если он опирается на новейшие достижения нейропсихологии. Зато любой человек, умеющий быть душевным, способен спасти меня в трудную минуту…


Прикладная психология исходит из того, что действенно, что способно помочь решить жизненную задачу, а не защитить диссертацию. Можно сколько угодно давить на меня, доказывая, что я ошибаюсь, и что это не душа, а мое понятие о ней или богатство моих чувств, мыслей и стремлений. Но успокоение принесет то, что будет находить отклик в душе, а не убежденность в том, что наука ошибаться не может, а в книгах врать не будут.

Душа – это то, в чем Я переживу смерть тела.

Это исходное, это Начало всей прикладной психологии.

Дальше начинаются трудности. Дальше можно спорить, как, к примеру, святые Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, вся ли душа вещественна или только ее внешняя оболочка, поскольку содержанием души является дух.

Можно также исследовать, сохраняет ли эта вещественная оболочка образ того тела, в котором жила, постоянно или же лишь в непосредственной близости от места своей телесной жизни.

Также можно спорить с утверждениями метафизиков, что душа – это то самое Я, которое я ощущаю собой. Народная и религиозная психология как раз считают, что душа – это то, в чем Я ощущаю себя, как в следующем за плотью теле.

В общем, вопросов множество, но они – предмет Общей психологии.

А для прикладной культурно-исторической психологии важно лишь то, что источником или началом всего, что происходит со мной, является душа, воплощенная в тело. Именно она несет в себе и определенные несовершенства и соответствующие им задачи, которые и определяют мою жизнь. Именно она-то и являет себя сквозь мою личность и культуру, то есть те слои содержания сознания, которые не дают видеть ее непосредственно.

Соответственно, прикладная работа психолога должна иметь два поля приложения: с одной стороны, она должна помочь человеку решать задачи, возникающие в его внешней жизни и мешающие жить душевно. С другой, очищая сознание от причин всяческих сложностей, помочь ему обратиться внутрь и научиться прямо созерцать источник всех этих сложностей, ибо все они истекают из наших душ, а не из внешнего мира.

Разместил: Андрей Георгиевич Шатёркин (текст для публикации взят из Интернета)
ПоделитьсяСохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов a1650 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз