Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 23359 специалистов из 851 городa
Скрыть

Психологическая подготовка теннисистов 6-10 лет

От автора: толковая статья для теннисистов, с малых лет необходимо правильно ставить задачи и не ломать психику, потом страдает от поражений и потных ладошек

 

Психологическая подготовка теннисистов к конкретному соревнованию

 

Психологическая подготовка теннисистов направлена на формирование у них психической готовности к конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его теннисист находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий.

Надо отметить, что главными составляющими этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели - победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой - точности и надежности управления этой активностью. 

Цель психологической подготовки - реализация индивидуального спортивного мастерства теннисистов для максимального использования морально - волевого потенциала в достижении высоких спортивных результатов.

Объект подготовки - психика теннисистов, проявляющаяся в соревновательных условиях.

Предмет подготовки - комплекс специальных средств психологической подготовки.

Научная гипотеза состоит в том, что целенаправленная, научно обоснованная психологическая подготовка теннисистов по эффективному использованию ее резервов для оптимизации профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях является важнейшей составной частью в очень сложном процессе, который правильно называть психологической подготовкой к конкретному соревнованию.

И соревновательная целевая установка и уровень эмоционального возбуждения (напряженности) зависят от того, какова у теннисиста потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Кроме того, оба составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко оценивает теннисист свои шансы достичь поставленной соревновательной цели.

Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании теннисиста:

  • своей разносторонней готовности к соревнованию (здесь как раз становится очевидной связь между функциональной, физической, технической, тактической подготовкой теннисиста и его предсоревновательным психическим состоянием);
  • предполагаемых условий предстоящего соревнования и особенно силы своих соперников.

Именно на основании сравнения своих возможностей с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность достижения цели.

Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию теннисистов должна включать:

  • определение цели участия в соревновании;
  • создание установки на достижение этой цели;
  • формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

Для всего этого теннисисту нужно получить и переработать множество различной информации : внешней, которую спортсмен получает при наблюдении за соперником, и внутренней, которую спортсмен получает из собственных ощущений.

Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда теннисист узнает о возможности или необходимости своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем - финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он ни был, целесообразно разделить на три периода:

первый период - от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке.

второй период - от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования.

третий период - от начала первого этапа соревнований до окончания финала. Эти три периода различаются, во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для сбора и переработки этой информации; во-вторых, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих, средствами и приемами решения этих задач .

Задачи первого периода:

  1. предварительный сбор информации о соревновании;
  2. предварительный сбор информации о соперниках;
  3. постановка на основании собранной информации цели участия в соревновании и определение общих задач;
  4. программирование средств решения общих задач, то есть средств достижения цели, постановка частных задач и программирование средств их решения;
  5. практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки;
  6. сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования.

Предварительный сбор информации о соревновании начинается с сопоставления сроков проведения соревнования с учебными, общественными, семейными и другими личными делами.

Теннисист должен постараться привести, свой «жизненный календарь» в соответствие со спортивным календарем таким образом, чтобы у него не было важных или неотложных дел, отвлекающих от подготовки и выступления в соревновании.

Затем спортсмен анализирует положение о соревновании и узнает из него, как оно будет проводиться (олимпийская, с квалификационными нормативами -какими - или без них.

Если данное соревнование является не только первенством (чемпионатом), но и одновременно отборочным турниром для участия в другом - более крупном, надо узнать, какие результаты (места) дают право на участие в нем) .

Важно также узнать заранее как можно больше об условиях, в которых соревнование будет проходить: на каком (зале, помещении или на воздухе), с каким покрытием, в какое местное время (соотнести его со временем в своем привычном часовом поясе), какова там наиболее вероятная погода в сроки проведения соревнования, характерное направление и сила ветра, как ведут себя местные болельщики и многое другое.

Предварительный сбор информации о соперниках имеет большое значение. Как правило, опытный спортсмен знает наиболее сильных соперников. Спортсмену надо постараться как можно раньше узнать, кто из них будет участвовать в предстоящем соревновании, в каком они состоянии, какие результаты показывают в последнее время. Если с кем-либо из сильных соперников ему не доводилось раньше встречаться, тогда придется позаботиться об источниках информации: среди других опытных спортсменов, тренеров, в прессе, в Интернете, чтобы побольше узнать о физических, технических, тактических, волевых и характерологических особенностях будущих противников.

Постановка цели участия в соревновании и определение общих задач осуществляется на основе уже полученной и переработанной информации. Учитывая систему проведения соревнования, условия отбора на последующие более крупные соревнования, возможности соперников и собственные возможности (не только в данный момент, но и какими они будут к началу соревнования), спортсмен ставит перед собой цель - завоевать первое или призовое место, показать тот или иной конкретный результат, выполнить определенный норматив, получить право участвовать в следующем туре соревнований, дать команде определенное количество очков и т. п. На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель, как правило, не бывает легко достижимой. Чтобы ее добиться, приходится при подготовке к соревнованию и в ходе его преодолевать многие препятствия, прилагая значительные, а порой и максимальные волевые и физические усилия. Поэтому у спортсмена должна быть сформирована категорическая установка на приложение таких усилий. Установка эта может быть сформирована лишь в том случае, если поставленная цель обладает личной и (или) общественной значимостью, то есть если ее достижение желанно для спортсмена.

Это чрезвычайно важно: желанность цели - первый признак того, что она правильно поставлена. Вторым признаком является достоверность цели, то есть реальная возможность ее достижения. Пусть потенциальная, но возможность. Поставив перед собой цель, спортсмен определяет общие задачи, которые надо решить, чтобы добиться цели - показать такой-то результат, победить таких-то соперников, выиграть такую-то встречу.

Программирование средств решения общих задач, постановка частных задач и программирование средств их решения - очень существенная часть подготовки к соревнованию. Успешность выступления во многом определяется качеством саморегуляции спортсменом своих действий в зависимости от целей и условий соревновательной деятельности.

Саморегуляция как всякий процесс управления в любой системе включает в себя два компонента: предварительное программирование действий и реализацию программы в деятельности. Особое значение приобретает умение спортсмена составить программу, в которой с достаточной полнотой будут отражены условия будущей соревновательной борьбы.

Практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки осуществляются на моделях.

Действия, включенные в программу на основании использования словесно-образных моделей, теннисист пытается теперь выполнить реально и в условиях, приближенных к соревновательным.

Теннисист тренируется на корте с тем же покрытием, которое будет на соревновательном корте. Такого рода моделирование оказалось для них очень полезным, ибо позволяло практически проверить не только программируемые средства решения соревновательных задач, но и степень своей готовности использовать эти средства.

Однако подобное моделирование возможно лишь в том случае, если спортсмен обладает достаточными специальными знаниями, определенным количеством информации о предстоящем соревновании и умеет ее переработать.

Важно и то, что результаты деятельности с применением моделей обогащают спортсмена новой информацией, которую он может использовать для совершенствования программы своих соревновательных действий.

Сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования. Основными причинами нерациональных затрат нервно-психической энергии перед соревнованием бывают переживания, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоге, о тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена.

Чтобы сохранить нервно-психическую энергию, полезно переключать внимание на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Но по мере приближения момента старта делать это становится все более трудно: спортсмен уже не может думать о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию.

Поэтому важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания.

Если спортсмен сумеет направить свое внимание, свою умственную активность на продумывание конкретных способов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, о возможной неудаче или большом успехе, то есть от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно-психической энергии.

Кроме того, спортсмен должен отобрать из числа средств саморегуляции своего эмоционального состояния, которыми он овладел в процессе общей психологической подготовки, те, что представляются ему наиболее удобными и действенными в условиях предстоящего конкретного соревнования, потому что психологическая подготовка к соревнованию хотя в значительной степени снижает вероятность психических срывов, но не гарантирует их отсутствия.

Неполное соответствие использованных моделей реальным условиям соревнования, недостаточная точность программы действий, неожиданные препятствия, возникающие до старта или в ходе соревновательной борьбы, вдруг случившийся большой успех и т. п. могут в сколь угодно короткий промежуток времени при подготовке к соревнованию или прямо перед стартом, или уже в самом соревновании изменить психическое состояние спортсмена.

Задачи второго периода психологической подготовки к соревнованию:

  1. выработка программы поведения и действий в соревновании;
  2. составление программы первого выступления;
  3. сохранение нервно-психической свежести к началу первого выступления.

Выработка программы поведения и действий в соревновании становится теперь возможной потому, что теннисист располагает новой, более полной и точной информацией, чем раньше. Он уже точно знает, кто именно его соперник, последовательность выполнения упражнений, своих непосредственных соперников в первых кругах соревнования. Переработав эту информацию, спортсмен составляет программу, которая предусматривает не только соревновательные действия, но и подготовку к ним, режим питания и отдыха, а также сбор в ходе соревнования необходимой дополнительной информации.

Составление программы первого выступления - это, по сути дела, не что иное, как тактический план действий в первом круге, в квалификационных состязаниях, в первом упражнении, в первой игре, в первом поединке. Первое выступление в любом соревновании отличается от последующих, так как перед ним и часто в ходе него спортсмен испытывает более сильное эмоциональное напряжение - ведь именно от этого выступления во многом зависит, будет ли он выступать на следующих этапах соревнования, и если будет, то как. Кроме того, перед первым выступлением неопределенность ситуации больше, чем перед последующими, поскольку спортсмен еще не знает, как готовы сейчас его соперники и как готов он сам.

Сохранение нервно-психической свежести к началу первого выступления - важнейшая задача второго периода психологической подготовки к соревнованию. Если раньше причинами неблагоприятных эмоциональных состояний, вызывающих затраты нервно-психической энергии, были в основном представления и мысли о соревновании, то теперь спортсмен реально представляет корт, площадку..., соперников, судей, зрителей, всеми органами чувств живо воспринимает атмосферу соревнования, контактирует, хочет он того или не хочет, с другими участниками начинающегося спортивного эпизода.

Этот период психологической подготовки к соревнованию отличается большим количеством и высокой достоверностью поступающей к спортсмену информации, ограниченным, но вполне достаточным временем для ее переработки, необходимостью принимать решения и готовиться к старту на фоне значительного эмоционального напряжения, справиться с которым позволяет использование приемов и средств саморегуляции, ранее освоенных и «припасенных» для этого момента.

Задачи третьего периода:

  1. накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования;
  2. уточнение, а в случае надобности и изменение программы действий в соревновании;
  3. обеспечение отдыха между соревновательными стартами.

Накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования.

Наблюдая соревновательные действия других участников, знакомясь с их результатами, спортсмен уточняет свои предположения о готовности соперников, их технической оснащенности, тактическом мастерстве, об их физических и волевых качествах.

Спортсмен может по особенностям поведения, по реакциям на окружающее судить об их настроении, самочувствии, о том, как они оценивают свои шансы на успех, на победу в соревновании.

Оценивая свои соревновательные действия, свое самочувствие при их выполнении, спортсмен может сделать достаточно точное заключение о собственной готовности. Это, а также анализ по ходу соревнования турнирной таблицы, очков, баллов, уже набранных соперниками, и тех, которые они еще, вероятнее всего, получат, дает спортсмену новую информацию, необходимую для корректировки и конкретизации собственной программы действий на последующих этапах соревновательной борьбы.

Уточнение и изменение программы действий в соревновании связано с результатами оценки и осмысления непрерывно поступающей информации. Важно иметь в виду, что существует противоречие между жестко запрограммированной целью соревновательной деятельности и зависящими от ситуации средствами ее достижения, между запрограммированными действиями и вариантами двигательных ответов на различные изменения соревновательной обстановки.

Например, теннисист, поставивший перед собой цель выиграть соперника во втором круге, приемы которые он применяет в первом круге не подходит для следующего соперника. Тогда ему приходится составить программу против предстоящего соперника и может быть так, что именно поэтому добивается успеха.

Дело в том, что, сохраняя установку на достижение цели, спортсмен стремится мобилизовать все свои силы, чтобы, несмотря на всевозможные помехи, использовать запланированные средства ее достижения, то есть стремится оставить программу неизменной.

В то же время поиск оптимальных решений побуждает его в связи с меняющимися условиями и возникающими препятствиями корректировать программу и даже решительно ее менять. Такое противоречие может привести спортсмена к конфликтному состоянию, при котором человек не знает, как ему поступить, колеблется в момент, когда нужно быстро принять решение и сразу приступить к его практическому осуществлению.

Выйти из конфликтного состояния можно, экстренно создав словесно-образную модель соревновательной ситуации и сравнив ее с той моделью, что была сделана на предыдущих этапах психологической подготовки при программировании соревновательной деятельности. Достаточно полное совпадение этих моделей может быть для спортсмена сигналом, побуждающим его придерживаться ранее принятой программы. Существенная разница между ними, заставляет менять программу «по ходу».

Обеспечение отдыха между соревновательными стартами - весьма трудная задача третьего периода психологической подготовки. В одних видах спорта соревнования длятся несколько дней, в других - спортсмену приходится два три раза в день или больше принимать старт.

По мере приближения к финалу интервалы отдыха между попытками, подходами, поединками могут сокращаться, а интенсивность физических и волевых затрат возрастать. Все это может привести к тому, что на самом ответственном этапе соревнований у спортсмена не будет достаточной физической и нервно-психической энергии.

Чтобы этого не произошло, надо специально организовать отдых между соревновательными действиями. Такому отдыху способствуют: отвлечение от мыслей о соревновании, переключения на занятия, несвязанные с соревнованием, использование успокаивающей имобилизующей частей аутогенной (или ее вариантов: психорегулирующей, психомышечной, ментальной) тренировки.

Все эти мероприятия следует постараться проводить в некоторой изоляции. Во всяком случае нужно стремиться отдыхать вне помещения или стадиона, где проходят соревнования. Это уменьшит число раздражителей, вызывающих эмоциональное напряжение и расход нервно-психической энергии.

Важно также не сосредоточивать внимание на срывах и ошибках, допущенных во время выступления, и на вызванных ими частных неудачах. Тщательный их анализ лучше провести после окончания соревнований.

Таковы основные задачи и средства психологической подготовки спортсмена к соревнованию. В разные периоды она тесно связана то с технической, то с тактической подготовкой, но обязательно включает и специальные средства, основанные на механизмах саморегуляции человеком своей целенаправленной активности исвоего состояния.

 

Разместил: Гак Александр Алексеевич (текст для публикации взят из Интернета)
Опубликовано на сайте: ,  143 просмотра
Другие заметки автора:
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Войти через:ВконтактеFacebook
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 13c9f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз