Все детские страхи условно делят на природные и социальные. Природные основаны на инстинкте самосохранения и кроме основных страхов смерти себя и родителей могут включать страхи чудовищ, темноты, движущегося транспорта, призраков, животных, неожиданных звугов, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, боли, огня, пожара, крови, уколов, врачей и так далее.
Социальные страхи – связаны с жизнью ребенка в обществе. Ими могут стать страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения с остороны сверстников.
Особенность возрастных страхов в том, что дети примерно одного возраста, живущие в разных условиях, начинаю бояться каких-то одинаковых вещей. Эти страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения.
Периодизация возрастных страхов по возрастам.
Возраст | Возрастной страх |
Период новорожденности | Известны рефлекторные (инстинктивные) реакции в виде беспокойства в ответ на громкий звук, резкое изменение положения или потерю опоры, равновесия. В дальнейшем шум и резкие изменения в окружающей среде могут вызывать реакции, напоминающие страх. Однако о собственно страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 месяцев. |
6-7 месяцев | Страх потери матери Беспокойство, испытываемое детьми 7-8 месяцев жизни можно обозначить как исходные состояния тревоги и страха. Тревога в 7 месяцев – это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки. То есть реакция на разрыв отношений, основанных на привязанности. Возникающее при этом чувство одиночесват порождает ожидание возвращения матери (близкого лица). В неблагоприятных усовиях может закрепиться в жизненном опыте, являясь моделью или прообразом состояния тревоги. Последняя, в свою очедь мотивируюет развитие социальных страхов, отчуждения, нерпиятия, непризнания и непонимания. |
8 месяцев | Страх посторонних. Эмоционально заостренное неприятие отличных от матери взрослых трансформируется в последующем в угрожающие образы жестоких, бездушных и кварных сказочных чудовищ, вроде Бабы Яги. Все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, вред, что составляет контраст с матерью, дающей любовь, внимание и поддержку. Редко, но бывает страх глубины при купании |
Ранний возраст с года до трех | Страх одиночества, незнакомых взрослых врачей уколов, неожиданных громких звуков. Страх незнакомых, чужих уменьшается на втором году жизни, проявляется не всегда конкретным страхом некоторых людей – будь то нелепо ведущие себя взрослые или несуществующие дяди и тети, способные наказать, а то и увести непослушных детей из дома «Дядя тебя накажет». При встрече с реальными ненакомыми людьми 1,5 летний ребенок испытывает смущение, робость и застенчивость, что однако, быстро проходит. Выражен страх врачей – у 40% детей. Этот страх вызван не только незнакомым человеком, но и страхом боли в результате манипуляций врача. 50% боится уколов. У 50% выражен страх при неожиданных громких звуках. Каждый третий ребенок испытавает беспокойство когда остается один, страх одиночества. Это указывает на повышенную чувствительность, а также привязанность к родителям. Одним из проявлений инстинкта самосохранения – будет неярко выраженный, непостоянный и редко встречающийся страх при поднятии на руки (страх высоты). |
2 года | Страх наказания, уколов, животных. Страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, а у девочек сохраняется на прежнем уровне. Актуален страх наказания родителями. Обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. Страх темноты слабо выражен. Страх движущегося транспорта – поездов, самолетов возрастает, отражая основанные на инстинкте самосохранения и внушенные родителями стрази повреждения, ноежиданного воздействия и боли. Получает развитие страх животных. У девочек – 43%, у мальчиков 22% |
3 года | Мальчики – страх сказочных персонажей, высоты, крови, уколов, боли, неожиданных звуков. Также в этом возрасте выражены страхи темноты, замкнутого и открытого пространства, воды, врачей. Девочки – страх одиночества, темноты, боли, уколов, в 3 и 4 года крови. |
3 у мальчиков 4 года у девочек | Страхи, вызванные бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью |
4 года, мальчики 4 года, девочки | Страх одиночества и движущегося транспорта Страх замкнутого пространства |
Младший дошкольный возраст | Типична для младшего дошкольного возраста триада страхов – одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать. В таком случае в комнате должен гореть ночник и необходимо чтобы дверь была полуоткрыта. Беспокойство может проявляться в связи с ожиданием страшных, кошмарных снов. Многое зависит от умения родителей не создавать этих возрастных страхов проблемы вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на замедлитльном, безотносительном к их переживаниям, выполнениям их требований. Важно чтобы кровать была местом, где ребенок успокаивается, а не отбывает наказание за какое-нибудь непослушание. В подобном случае постель и комната будут вызывать у ребенка негативные эмоции. Ребенок может прибежать за помощью -важно помочь, придумть как. |
6-7 лет | Страх смерти обусловлен когнитивным развитием детей. Дети стали понимать что такое опасность. Увеличивается страх смерти родителей. Максимально представлен страх живоных. Другие типичные страхи – глубины, страшных снов, огня. Нарастают страхи пожара, нападения, войны. У девочек выражены страхи заболевания, наказания, сказочных персонажей перед засыпанием. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую – то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Появляется понимание, что есть конец жизни и понимание начала – своего рождения, начала всех начал - жизни |
7 лет | Страхи, связаные со школьной жизнью – опоздание в школу или внезапная оторванность от школьной или домашней жизни. , страх физического насилия в школе или опасение неприязни, исходящее от одноклассников. Страх перед одноклассниками. Последнее время дети приходят в школу уже заранее настроеные на возможное насилие. Причем из лучших побуждений. Многие из родителей искренне уверены, что таким образом оградят своего ребенка от беды. |
7-8 лет | Темноты и темных мест (уборной, чердака, подвала) Особая мнительность и страх того, что испугало в фильмах и книгах Именно в этот период важным являюется внешняя оценка его внешности, поведения, может сформироваться страх утраты любви окружающих.
|
8-9 лет | Для ребенка становится страшным: 1. Получить личное оскорбление 2. Испытывать неудачу в школе или игре 3. Быть замеченным другими 4. Страшно получить физическое насилие, от чужих или близких, совершенное с умыслом или случайно. 5. Возникают страхи по отношению к близким людям – дети боятся что близкие получат травму, боятся потерять их или поссориться. |
9-11 лет | Важно общение и успехи в школе. Страх неудачи в школе или спорте. Страшно заболеть, опасных животных, высоты, ощущения верчения (головокружения), зловещих людей (убийц или хулиганов) |
11-13 лет | Страх неуспеха в школе, спорте, среди сверстников. Страшны свои «странные» поступки и внешность, смерть или угрожающие жизни заболевания, секс (привлечение или отталкивание других, чья либо агрессия). Подростки очень боятся попасть в ситуацию, демонстрирующую собственную глупость, или же в ситуацию зависимости от чужого действия, где «промывают мозги», потери личных вещей, ограбления. Появляется страх экзаменов. |
Понимая переодизацию возрастных страхов можно выбирать разные способы работы с ними. Поговорим про это в следующей статье.
Сказка про страх и скульптора Денни
Позитивная сторона страха
Градиенты страха