Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30458 специалистов из 985 городов
Скрыть

Характеристика отношений родителей к ребенку

Характеристика отношений родителей к ребенку

Детско-родительские отношения, по мнению О.А. Карабановой, «рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения».

А.Я. Варга, В.В. Столин считают, что родительское отношение – это система разнообразных чувств по отношению к своему ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Е.Г. Силяева предполагает, что «родительское отношение указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка». О.М. Любимова пишет, что «родительское отношение – это субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него».

Е.Г. Силяева указывает, «родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационное неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку». Е.Г. Силяева предполагает, что различные стили отношения родителей к детям менялись на протяжении истории.

Она выделила шесть родительских стилей: инфантицидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий и помогающий. Так, инфантицидный стиль отношения рассматривается автором как детоубийство и насилие (от древности до IV в.). А также IV в., по мнению автора, преобладал бросающий стиль, который указывал на передачу ребенка кормилице, в чужую семью или в монастырь (IV – XVII вв). От него отличается амбивалентный стиль, предполагающий определенного рода нарушения в детско-родительских отношениях. Здесь «дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV – XVII вв.)»        [30, с. 6]. Навязчивый стиль родительского отношения описывается психологом как строгий контроль за поведением и внутренним миром ребенка (XVIII вв.), а социализирующий – как усиление направленности родителей на подготовку их детей к независимой и самостоятельной жизни (XIX – начало XX вв.). Последний стиль родительского отношения по данной классификации указывается             Е.Г. Силяевой как помогающий, при котором «родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX – настоящее время)».

Е.О. Смирнова и М.В. Соколова предположили, что существует семь вариантов стилей отношения родителей к своим детям: строгий, объяснительный, автономный, компромиссный, содействующий, ситуативный и потакающий [40].В сущности, при строгом стиле родительского отношения воздействие на ребенка осуществляется директивными методами, а объяснительный стиль предполагает речевое объяснение своему ребенку чего-либо. Предоставление же ребенку полной свободы указывает на автономный стиль родительского отношения. Что касается компромиссного стиля, то к нему автор относит предложение чего-то привлекательного для ребенка в обмен на выполнение определенного действия. Содействующим стилем отношения родителей к детям будет являться участие в жизни ребенка, помощь матери в решении его проблем. От него отличается ситуативный стиль, предполагающий принятие решения матерью в зависимости от ситуации, а последний стиль отношения к своему ребенку (потакающий) – это ориентация на потребности ребенка [40].

Д. Баумринд выделила четыре стиля отношения родителей к детям: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. Авторитетный стиль, по ее мнению, определяется эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития детской автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением и высоким уровнем родительского контроля. Стилем общения авторитарных родителей является командно-директивный стиль, где система требований, запретов и правил неизменна. Особенностями либерального стиля воспитания являются эмоциональное принятие и низкий уровень контроля (чаще в форме вседозволенности). При индифферентном стиле наблюдается недостаточная вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональная холодностью и некоторая дистантностью в отношениях с ребенком, низкий уровень контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка.

Е. Шефер и Р. Белл создали динамическую двухфакторную модель родительского отношения. Авторы предложили полярные характеристики этой модели: «любовь – ненависть» и «автономия – контроль». Первая характеристика является эмоциональной, вторая – по­веденческой. Разная степень выраженности этих полярных харак­теристик родительского отношения позволяет описать разнообра­зие типов родительских отношений и стилей поведения. Они описали следующие типы родительского отношения: отчуждение, пренебрежение, ненависть, сверхтребовательность, гиперопека, свобода, демократия, любовь, всепрощение, авторитарный диктат [12].

О.А. Карабанова выделяет несколько типов эмоциональных отношений к ребенку: безусловное и условное эмоциональное принятие; амбивалентное и индифферентное отношение к ребенку, скрытое эмоциональное отвержение. При безусловном эмоциональном принятии ребенка отрицательная оценка и осуждение родителями детских поступков и действий не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости. Такой тип отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями. О.А. Карабанова в своей типологии эмоциональных отношений к ребенку описывает условное эмоциональное принятие как любовь, обусловленную наличием высоких достижений, достоинств у ребенка. В этом случае сын или дочь к своему должны заслужить любовь родителей своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Здесь принятие ребенка и любовь к нему выступает как награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви – достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности в себе. Что касается амбивалентного эмоционального отношение к ребенку, то к данному типу относится сочетание позитивных и негативных чувств матери и отца, враждебность и любви к своему ребенку. От амбивалентного отношения отличается индифферентное. Оно определяется как равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия родителей по отношению к своему ребенку. В основе такой позиции лежит несформированность материнской и отцовской позиции, инфантильность и личностная незрелость самих родителей. При скрытом эмоциональном отвержении происходит игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку. Что касается последнего типа эмоционального отношения (открытое эмоциональное отвержение), то он встречается чаще всего в неблагополучных, асоциальных семьях.

Н.Ю. Синягина предлагает два типа эмоционального отношения к своему ребенку: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный тип отношения включает в себя понимающее, покровительствующее и безразличное отношение, а к неблагоприятному типу относится подавляющее, тревожное, отстраненное и отвергающее отношение к ребенку.

Понимающее отношение предполагает адекватное реагирование матерью и отцом на различные ситуации, эмоциональное принятие и понимание своего ребенка. Такие родители сензитивны, часто переживают за своего малыша, защищают его в любых ситуациях, а также почти всегда принимают точку зрения ребенка и его позицию. От этого отношения отличается покровительствующее, которое указывает на авторитаризм матери и отца, реальное оценивание ребенка, его способностей и поступков. В тоже время к последнему типу благоприятного отношения к ребенку, по мнению ученого, относится безразличное отношение, рассматривающее эмоциональное отношение к ребенку как слабо выраженное, недостаточно развитую способность заботиться о ребенке.  Возможно, что родители такого типа мало знают своего ребенка, но, как не странно, их дети хорошо одеты, обуты, ухожены [39].

 Неблагоприятное подавляющее отношение рассматривается как высокая степень развития у матерей и отцов эмоционального отвержения ребенка, а также ярко выраженная авторитарность. Здесь детско-родительские отношения рассматриваются как напряженные. Также к неблагоприятному типу родительского отношения автор относит тревожное, отличающееся наличием повышенной тревоги, неуверенности, сензитивности матери и отца. Родители такого типа могут быть жестоки по отношению к своему малышу. Следует сказать, что отстраненное отношение характеризуется отсутствием диалогичности во взаимоотношениях с малышом, авторитарностью, требовательностью, а последний тип отношения по данной классификации (отвергающий) указывает на отстраненность в отношениях с ребенком, преобладание отвержения, отсутствие представлений о проблемах своего ребенка.

Р.В. Овчарова указывает на возможные три типа отношения к ребенку: сотрудничество, партнерские отношения, равенство между ребенком и родителями. С.В. Ковалев также в своей типологии родительского отношения рассматривает сотрудничество, паритет, соревнование, конкуренция, антогонизм. Сотрудничество рассматривается как идеальный тип отношения, характеризующийся взаимной поддержкой. При таком типе воспитание и развитие ребенка может проходить ровно. От этого типа отличается второй тип родительского отношения – паритет. Он рассматривается как партнерские отношения, которые основаны на получении взаимных выгод родителей и детей. С.В. Ковалев предполагает, что при паритете детям не хватает психологической связи со своими родителями. Что касается соревнования, то оно является желанием добиваться большего по сравнению с другими членами семьи, но при этом, стараться сохранять с ними хорошие взаимоотношения, хотя это не всегда получается. С.В. Ковалев считает, что «наличие соревнование к семье зачастую таит момент нервозности, не всегда полезный для развития детей, и в случае отсутствия выдержки, такта или простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию». Конкуренция является неблагоприятным типом отношения к детям, указывающая на проявление авторитаризма и подавления других членов семьи. Также неблагоприятным типом детско-родительских отношений является антогонизм, указывающий, по мнению ученого, на «резкие противоречия между членами семьи, при которых их объединение носит явно выраженный характер и сохраняется из-за сильного давления извне».

А.Я. Варга к типам родительского отношения к детям относит следующие типы: принятие-отвержение, кооперацию, симбиоз, авторитарную гиперсоциализацию и инфантилизацию. Принятие, она пишет, это интегральное эмоциональное отношение к ребенку: родители принимают своего малыша, стремятся проводить с ним много времени. Противоположным полюсом принятия является отвержение, при котором ребенок воспринимает плохим, неприспособленным к жизни, мать испытывает по отношению к нему злость, досаду, раздражение и обиду.  От отвержения отличается кооперация, которая предполагает заинтересованность матери и отца в делах ребенка, желание во всем ему помогать. При таком типе отношения происходит высокое оценивание всех возможностей ребенка. В отличие от кооперации, симбиоз отражается эмоциональную близость в отношениях с ребенком. К авторитарной гиперсоциалзации можно отнести контроль за ребенком и авторитаризм родителей, а последний тип отношения (инфантилизация) по данной классификации указывает на приписывание ему определенного рода несостоятельности. Все эти типы А.Я. Варга объединяет в принимающе-авторитарное родительское отношение (преобладание авторитаризма и принятия), родительское отношение по типу «маленький неудачник» (преобладание инфантилизации), симбиотическое родительское отношение (преобладание симбиоза) и симбиотически-авторитарное отношение (преобладание симбиоза и авторитаризма).

Э. Фромм определяет эмоциональное отношение родителей к ребенку как феномен родительской любви. По мнению же В.А. Сухомлинского, «родительская любовь – это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные по­требности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером». Любовь к своему сыну или дочери является движущей силой его развития и способствует удовлетворению его витальных потребностей. Р.В. Овчарова отмечает, «что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родитель­ской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; ей при­суща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость, а также страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы».

Д.А. Леонтьев считает, что любовь родителей к своему ребенку имеет две характеристики: контекстуальность и интенциональность. Первая характеристика любви проявляется и развивается в определенном социальном контексте и влияет на нее (ситуация детско-родительских отношений), а также сама подвергается изменениям и трансформациям в ней. Что касается интенциональности, то она имеет целевую направленность любви – на ребенка.

Родительская любовь не является стабильным состоянием. На протяжении жизни такая любовь может изменяться, преображаться, переходить из одного состояния в другое.  Отцовская и материнская любовь имеет свою динамику, перемены, при­сущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психоло­гические переживания. Любовь родителей к своему ребенку имеет определенные уровни развития. Их три: перцептивный, эмоциональный и личностный.  Первый уровень характеризуется тем, что проис­ходит нарастание роли дистантных контактов с ребенком, фор­мируются «перцептивные крючки». Происходит сосредоточение первоначальных, положительных или отрицательных реакций на непосредственные внутренние (преимущественно для матери) и внешние (как для матери, так и для отца) контакты с ребенком. При эмоциональном уровне «повторные эмоционально по­ложительные и отрицательные реакции вызываются условно. Интегрируясь речевым аппаратом, они выливаются, прежде всего, в отно­шениях любви, привязанности, боязни, торможения, вражды». На по последнем (личностном) уровне «непосредственные внешние, ситуативные, конкретно-эмоциональные мотивы сме­няются внутренними интеллектуально-волевыми. Данный уровень включает позиции родителей, их ценностные ориентации. Здесь родительская любовь начинает регулироваться рациональ­ным началом».

А.С. Спиваковская описывает восемь типов родитель­ской любви: действенная и отстраненная любовь, действенная жалость, снисходительное отстранение, отвержение, призрение, преследование и отказ. При действенной любви родители принимают его как личность, уделяют внимание его интересам, уважают его права и признает обязанности, оказывает помощь при разумной требовательности. Отстраненная любовь характеризуется высокой оценкой сына или дочери, его внешнего облика, его успехов, способностей. При этом, как считает автор, «мягкое общение с ребенком сочетается с недостаточным вниманием к его повседневным нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением по­мочь ему в его проблемах». Действенная жалость определяется А.С. Спиваковской как наличие симпатии, близости, но в тоже время, отсутствие уважения. Для родителей с таким типом любви характерно признание действительных, а иногда и мнимых отклонений в умственном или физическом раз­витии ребенка. Родители предоставляют ребенку особые привилегии, излишне его опекают. Далее. Снисходительное отстранение указывает на симпатию, но в тоже время, неуважение, на наличие боль­шой межличностной дистанции. Здесь для отца и матери характерно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения и личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. При таком типе родительской любви, как отвержение, происходит уменьшение общения с ребенком. Родители стараются не замечать присутствия ре­бенка, становятся отстраненными, когда ребенок нуждается в их под­держке и помощи. Когда родитель пытается игнорировать положительные качества в ребенке, считает его неудачником, то такая любовь, по мнению автора, называется призрением. Если же, по мнению родителей, их ребенок плохой, они пытается во всем его контролировать, то здесь наблюдается тип родительской любви – преследование. Последним в данной классификации является отказ (антипатия, уважение, большая межличностная дис­танция). Для него характерно отстранение от проблем ребенка родителями, но при этом они как бы издали следит за ним. Как считает автор, «при обострении отноше­ний такой родитель охотно прибегает к помощи общественности, стремится передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращается к врачам. В поведении родителя просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы его оградили от ребенка, от «этого чудовища».

Другую классификацию родительской любви предлагает Г. Кожухарь. Она выделяет всего два типа любви: условную и безусловную. К первому типу она относит оценочное отношение к ребенку, которое деформирует его психику и препятствует саморазвитию. Здесь присутствует принцип «ты – мне, я – тебе». В отличие от первого типа родительской любви, второй тип (безусловная любовь) основан на положительном принятии своего ребенка, альтруизме.

Следует отметить, что одним из показателей родительской любви является забота о ребенке. Понятие заботы в психологии чаще всего рассматривается как отношение к другому человеку, деятельность, активность. Согласно                  А.А. Баранову и М.В. Белокрыловой, «забота заключается в осознании потребностей, целей, ценностей, смыслов, тенденций развития другого человека (в особенности ребенка), переживании степени их реализации, а также действиях, направленных на создание условий для их реализации с целью содействия его благополучию».

Разместила: Глухих Любовь Сергеевна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
Опубликовано: , 3870 просмотров
Поделиться1СохранитьЕщё...

Комментарии

Анастасия Тимощенко
Психолог - г. Челябинск
Спасибо за подробную статью!
№1 | 13 сентября 2017
Глухих Любовь Сергеевна
Психолог, Клиническая психология - г. Челябинск
Анастасия Тимощенко, Пожалуйста
№2 | 13 сентября 2017
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов f832f Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз