Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30408 специалистов из 983 городов
Скрыть

Методика гештальт - терапии "Мешочек страхов"

От автора: страх – это базовая эмоция, которая мобилизует силы организма с целью выжить

Страх - чувство сложное, которое возникает, когда мы ощущаем, что нам что- то угрожает, является опасным. Одной из причин обращения родителей к психологу является наличие у ребенка страхов:

страх темноты, страх высоты, страх отвечать у доски, страх общения с ребятами, страх экзаменов, страх физической боли и этот список еще можно продолжать и продолжать.

Методика гештальт  терапии Мешочек страхов

Когда ребенок говорит о своем страхе, то иногда взрослый стремиться убедить ребенка, что бояться не нужно, приводя довольно логичные доводы для этого.

Часто в этот момент родители испытывают раздражение, если страх ребенка кажется им чем-то придуманным и нереальным, либо растерянность и свой страх, когда не знают, как им реагировать, как помочь ребенку.

Когда страхи воспринимаются как что-то негативное, есть желание от них избавиться самим и избавить от них ребенка. Иногда родители сами пугают ребенка, таким образом, способствуя возникновению страхов. Например, когда говорят: «Будешь так себя вести, никто с тобой играть не будет...» К сожалению, часто это происходит неосознанно.

В терапии работа со страхами заключается в том, что мы исследуем страхи ребенка, расспрашиваем о них как можно подробнее, исследуем, как имеющиеся страхи прерывают взаимодействие ребенка с окружающим миром, и как они поддерживают его равновесие в той жизненной ситуации, в которой он находится.

Упражнение «Мешочек страхов» можно применять при работе со страхами, лучше в групповой работе, но также возможно и в индивидуальной терапии. Хорошо предлагать его детям от 7-8 лет и дальше.

Работа со страхами предполагает обращение к сложным переживаниям, поэтому для нее необходим хороший уровень безопасности между ребенком и терапевтом, и между детьми в группе.

Для этого важно сначала помочь ребятам обнаружить свои ресурсы.

  • Можно предложить детям рассказать, например, о любимой игрушке, описать ее, расспросить, чем она важна, в чем она помогает.
  • Предложить нарисовать самое любимое место, то где лучше всего себя чувствуешь, комфортнее, спокойней и т.п.

После этого предлагаем упражнение «Мешочек страхов».

Для этого на листе формата А4 рисуем контур мешка.



Сначала детям предлагается «заполнить» этот мешок своими страхами, нарисовав их там, а затем принять участие в «Ярмарке боюсок», на которой можно будет свои страхи продать. Если страхов много, можно выбрать несколько.

Для этого надо изготовить боюски так, чтобы посетители ярмарки захотели купить такие важные товары, как страхи. Боюски дети изготавливают из подручных средств (цветная бумага, пластилин, клей, всякие палочки, нитки и т.п.).

После того, как боюски изготовлены, предлагается детям подумать, как их рекламировать для того, чтобы остальные дети или прочие посетители ярмарки захотели их купить.

Можно обсудить:

Какая польза от этого страха?

Какому ребенку он может пригодиться и для чего?

Кому вообще важно иметь такой страх?

 

Например: Реклама страха высоты.

Это очень важный страх, он нужен для того, чтобы быть осторожным, когда забираешься на дерево или на высокую лестницу или на канат. Если иметь этот страх, то можно тогда крепче держаться, перебирать руками и ногами, быть более осторожным и можно повыше залезть.

За каждую проданную «боюску» ребенок получает что-то (маленькую игрушку, конфету, печенье и т.п.)

Психолог помогает детям сформулировать важность страха, его пользу, если никто из других участников не решает купить боюску, можно придумать, кому этот страх может пригодиться, кому его можно подарить.

Например, страх темноты - может пригодиться ворам и грабителям, чтобы они не ходили в темноте и не вредили людям. - страх физической боли - может пригодиться драчунам и задирам. - страх смерти - может понадобиться людям, которые имеют привычки, вредные для здоровья, тем, кто ездит за рулем, чтобы быть осторожней и вообще людям, которые любят неоправданно рисковать.

Если ребенок, рекламируя свой страх, поймет, что он ему нужен самому или захочет себе оставить его кусочек - это можно и важно сделать.

Это упражнение помогает обнаружить свои страхи, назвать их, увидеть, передать в символической форме, вложив в свои поделки телесную энергию, которая возникает в результате переживания этого страха ребенком.

Важным бывает увидеть и страхи других детей, которые могут быть похожи на твои.

Имеющая в упражнении задача рекламировать и продавать свои страхи дает возможность детям встретиться с другим полюсом своего страха, почувствовать важность такого непростого переживания в своей каждодневной жизни.





Разместила: Чебакова Елена Константиновна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
Опубликовано: , 362 просмотра
Поделиться3СохранитьЕщё...

Комментарии

Куц Владимир Александрович
Психолог - г. Санкт-Петербург
Спасибо за заметку!
Хорошая и интересная методика.
№1 | 11 января 2018
Чебакова Елена Константиновна
Психолог, Супервизор, Гештальт- терапевт - г. Новосибирск
№1 | Куц Владимир Александрович писал(а):
Спасибо за заметку!
Хорошая и интересная методика.
Спасибо, Владимир Александрович, за проявленный интерес!
№2 | 11 января 2018
Колесникова Татьяна Сергеевна
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
Спасибо за технику!
№3 | 1 марта 2018
Чебакова Елена Константиновна
Психолог, Супервизор, Гештальт- терапевт - г. Новосибирск
№3 | Колесникова Татьяна Сергеевна писал(а):
Спасибо за технику!
Благодарю вас, Татьяна Сергеевна, за отклик!
Рада, если техника пригодится в вашей работе!
№4 | 2 марта 2018
Афанасьев Александр Юрьевич
Психолог, Консультант - г. Дубна
Как здорово и несложно !
Благодарю, Елена - заимствую ))
№5 | 5 апреля 2018
Чебакова Елена Константиновна
Психолог, Супервизор, Гештальт- терапевт - г. Новосибирск
№5 | Афанасьев Александр Юрьевич писал(а):
Как здорово и несложно !
Благодарю, Елена - заимствую ))
Благодарю вас за эмоциональный отклик!
Рада, если оказалось полезно!
№6 | 5 апреля 2018
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 099a1 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз