Интегрирую внутри себя два метода: уже совсем родной гештальт и пока совсем новый для меня sandplay.
То что уже получается в работе мне очень нравится. Совершенно точно, расширение инструментария, совершенно разными подходами очень обогащает, предоставляет больше вариантов выбора и психологу, и клиенту.
Это и выбор в каком методе работать, и возможность их объединения, и дополнения друг другом.
К примеру, есть те клиенты, которые не готовы работать в песочнице (испытывают тревогу, смущение), я предлагаю им работу в гештальт- методе, постепенно мы можем добавлять в работу и построение каких- то песочных композиций. Чем длительнее мы работаем, чем выше доверие в клиент- терапевтических отношениях, тем легче такие клиенты уходят в работу с песочницей. Что конечно же говорит о положительной динамике, как в психотерапии, так и в клиент- терапевтческих отношениях.
Конечно, есть и те клиенты, кто с радостью включаются в работу с песочницей, уже после первых сессий уходят с новыми осознаваниями, многие из них отмечают, что то, что они перенесли свои мысли в песочное поле помогает им взглянуть на сложившуюся ситуацию по- другому.
Также я могу дополнять один метод другим, о чем писала выше. В сессии это выглядит так: клиент рассказывает о том, что проблематизирует, мы проясняем запрос, работаем на прояснение фигуры потребности, а эксперимент, который бы я предложила в гештальт- терапии, я заменяю построением композиции в песочнице.
(Из работы с клиенткой:
Клиентка рассказывает о том, что у нее низкая самооценка, что она всех боится. При этом щипает свою руку
Т: Что ты делаешь своей рукой, когда говоришь мне это?
К: Не знаю, просто так
Т: можешь продолжать это действие и разыграть небольшой диалог между твоими руками?
К: - Одна рука: мне больно; Другая рука: мне нравится, продолжай
Т: Это как-то относится к тебе?
К: Я делаю так постоянно, я себя пугаю и сама от этого страдаю
Т: Можешь построить в песочнице какую-то композицию про эти две части?)
Или же обратный вариант, когда клиент начинает работать в песочнице, после выставления всех фигурок, я начинаю задавать ему вопросы о том, что в песочнице построено, отмечаю, какие- либо феномены, которые сопровождают рассказ клиента, после чего работаю с ними.
(Из работы с клиенткой:
Т: Как думаешь, как детям одним в лесу?
К: Ну нормально (начинает заламывать руки)
Т: Что ты делаешь со своими руками, когда говоришь мне это?
К: Я прячу их за спину
Т: можешь усилить это движение, про что оно?
К: ну я так успокаиваюсь
Т: Что произошло, что тебе надо успокоить себя?
К: Вы меня как будто пытаетесь опозорить, вы хотите сказать, что я плохая мать)