Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30484 специалиста из 986 городов
Скрыть

Шесть движений «любви» или установления контакта.

Шесть движений «любви» или установления контакта.

Шесть движений любви или установления контакта

 

Шесть движений любви – это концепция о шести фазах (шагах, движениях), составляющих цикл, как мне представляется это правильным назвать, познавательно-деятельной активности. Её автор – Руэлла Франк, и исходно на сайтах, посвящённых её деятельности, концепция упоминается как «теория о шести базовых движениях развития контакта в младенческом возрасте. Сегодня разве что очень ленивый «не понимает», что в младенчестве (а порой и ещё раньше) закладываются многие базовые вещи, влияющие на нас до самого конца жизни, так что эту теорию расширили и активно используют для работы со вполне взрослыми проблемами. Даже название изменили – получилось «шесть движений любви», хотя после подробного ознакомления с собственно шестью движениями вопрос «А при чём здесь, собственно, любовь?» весьма активно дёргается в голове.

Эта концепция затрагивает такие темы, как способность интересоваться, способность проявлять настойчивость в достижении цели и принимать, присваивать и использовать результат своей деятельности (или просто то, что мир «вдруг» даёт нам в руки), способность отдавать и делиться с окружающими, а также – способности к расслаблению и своевременной мобилизации, плюс способности чувствовать опору в себе и находить её в окружающих людях, предметах и явлениях.

Сразу скажу, что в этой статье я местами, возможно, буду говорить то о самой концепции «шести движений», как оную сформулировал автор и в дальнейшем развили другие специалисты, то о «шести движениях» как наборе определённых проработок из технологии ICAN 3D, способствующих прочистке способностей, соответствующих движениям.

Ещё раз повторюсь, что «шесть движений» — это концепция, которая исходно разрабатывалась для описания развития ребёнка, но в текущем виде, как я её буду описывать, она подразумевает соответствующую диагностику и коррекцию уже у взрослых, живущих с некорректно сформированными «движениями» (а точнее, вытекающими из оных способностями и паттернами поведения). При этом я буду активно пользоваться описаниями на примере именно детей.

Ну что же, сначала я попробую дать вам картинку в целом, пусть и очень общими мазками, затем разберу всё подробно.

Начнём с перечисления собственно шести движений:

  1. Расслабиться
  2. Опереться
  3. Тянуться к миру(желание)
  4. Тянуть к себе(осуществление желания)
  5. Присвоить, признать своим, насладиться обладанием(реализацией желания)
  6. Отдать, поделитьсяс другими

Несложно понять, что этот цикл может быть отнесён к любой деятельности, в которой у нас есть какая-либо цель (желание, намерение и так далее). Но некоторые его этапы (скажем, расслабиться или поделиться) многим поначалу могут показаться неуместными, даже «противоестественными» — мол, разве можно расслабляться, когда цель не достигнута? Разве можно делиться, когда самому ещё мало?…

Подобные убеждения лишь отражают нарушения деятельностного цикла. А ведь он, между прочим, проявляется ещё и в отношениях (мне встречались тренинги, где шесть движений рассматривались практически исключительно в контексте привлечения дружбы и любви).

Стоит заметить, что слова, обозначающие движения, могут означать несколько не то, что можно подумать при первом прочтении. Скажем, «расслабиться» — это вовсе не обязательно «обмякнуть аки медуза на солнце». Хорошо расслабленный человек может ходить, бегать или даже рубить дрова – но многие вокруг будут прямо-таки ощущать его расслабленность. Один из ключевых смыслов расслабленности – создание и накопление энергии для последующей деятельности, отдых и восстановление. Точно так же «отдать, поделиться» — это вовсе не какой-то безумный акт раздачи или избавления от ненужного, а вариант поддержания баланса с миром и освобождение пространства (у себя дома, в эмоциональной сфере, сфере отношений или где-то ещё) для новых свершений (вещей, достижений, знакомств…).

Шесть движений – это шесть этапов, которые мы проходим, осуществляя что-либо. Нарушения, блокировки в любом из движений могут сильно затруднять движение в целом или даже делать его невозможным. Порой при этом возникают и более изощрённые варианты вроде ненасытности – когда человек не умеет себе присваивать что-то (удовольствие от секса, деньги, вещи, радость дружбы, свободное время…), то ему будет казаться, что этого чего-то ему постоянно не хватает, и сколько бы он ни получил, он будет стремиться «хапнуть» ещё и ещё. И его проблемой будет не то, что «мало», а именно неспособность насладиться тем, что есть.

Нарушения в третьем движении (хотеть, тянуться к миру) могут приводить к тому, что человек просто запретит себе хотеть чего-либо. При этом у него может быть всё в порядке с пятым движением (присвоить и получить удовольствие), и если Вселенная вдруг преподнесёт ему чего-то «на блюдечке с голубой каёмочкой», то он это с удовольствием присвоит и насладится обретённым, но всё равно по жизни он будет нести противоестественную пургу вроде «как важно не хотеть, чтобы получать», хотя оная даже для таких травмированных, как он сам, если и будет работать – то весьма и весьма криво.
Нарушений шести движений может быть очень много. Как показывает практика, обычно у человека есть нарушения в трёх-пяти движениях. Для каждого из движений методика «лечения» (точнее, проработки) – своя. Точнее, в той версии, что использую я (это технология ICAN 3D) методика проработки одинакова для пар движений – то есть внешне она неотличима для первого и второго движения, совсем другая для третьего и четвёртого и немного изменяется для пятого и шестого.

При этом есть важный нюанс: при прочтении описаний движений вам может показаться, что у вас «не в порядке» какое-то конкретное движение и начинать следует именно с него. Точнее, даже не то чтобы начинать с него – а только оно и волнует. Но при корректной работе толковый процессор, при всё уважении к вам, может с этим не согласиться: ведь первым делом следует протестировать все шесть движений (и делается это не опросом, а с использованием тела – ему лучше знать, ведь именно в нём «отпечатались» ещё в младенческом возрасте все шесть движений), выявить те, с которыми что-то нехорошо, а затем – определить (опять-таки через тело!) оптимальную последовательность работы.
Как правило, люди довольно чётко ощущают одно-два движения, которые у них «плохо работают». Но бывает и так, что мнение клиента чуть ли не полностью расходится с реальностью – просто, скажем, привык человек везде выезжать на том, что отлично умеет «тянуть к себе» (а все остальные движения при этом в тихой отключке) – и все свои проблемы он будет описывать именно в терминах «я недостаточно хорошо тяну к себе, давайте мы усилим этот навык, добавим в него ресурса…» А настоящая проблема между тем – в совсем других местах.

По этой же причине эффект терапии может расходиться с ожиданиями клиента. Ведь если человек вбил себе в голову, что ему «не хватает энергии», а ему предлагают проработать навык расслабления – поймёт ли он, что это действительно то, что ему нужно?…
Ладно, пока хватит. Переходим к подробному описанию самих движений.

Первое движение – расслабиться.

Когда ребёнок рождается, он проходит весьма болезненный процесс. Роды — это не только полный боли тяжкий труд для матери, но и прямая угроза жизни рождающемуся ребёнку. Ведь судите сами: до этого целых девять месяцев ребёнок (тогда ещё плод) сидел в животе у мамы, всё нужное получал через пуповину, был полностью защищён от всего, что только можно представить… А тут вдруг р-р-р-раз – и его чуть не раздавило (схватки), вытолкнуло в какую-то холодную среду (особенно если это совковый роддом с большим количеством голого металла и эмалированной посуды вокруг), отрезали часть тела, через которую он до этого получал жизненно важное питание (плаценту), да ещё и чем-то «надули» (расправление лёгких, первый крик)!

Наверное, даже хорошо, что сознательной памяти об этом событии у нас практически и не остаётся.

И вот, родившись и получив первые навыки дыхания (читай – жизни) в новом мире, младенец начинает проявлять себя. У него масса потребностей – питание, чистота, ласка, забота, зрительный контакт, ощущение чего-то большого и защищающего рядом… Но чтобы начать хоть как-то их проявлять, ему первым делом хорошо бы выйти из того травматичного состояния, в которое он был ввергнут процессом родов и последующими действиями его самого и окружающих.

А для этого лучше всего что? Правильно, расслабиться. И расслабиться не просто где-то, а в заботливой и безопасной среде – например, лёжа на маме. Такое расслабление не только помогает младенцу закрыть родовую травму, но и способствует накоплению сил, необходимых для каких-либо дальнейших действий.

Движение «расслабиться» может быть нарушено как в результате каких-то событий сразу после рождения (например, отобрали у мамы на несколько дней, не дав прийти в себя), так и позднее, если младенец (и позже ребёнок) постоянно находятся в какой-то стрессогенной, опасной среде, в которой просто нет места безопасности. И очень часто такие вещи в сознательной памяти напрочь отсутствуют, но человек, тем не менее, просто не в силах нормально расслабиться и отдохнуть, мир для него – полное опасностей и боли место. Само собой, в таком мире доверять кому-либо или чему-либо очень, очень сложно.
Дойти может до того, что уже взрослый человек вроде как психически нормален, но в какой-то момент осознаёт, что сам себя пугает, напрягает или как-то ещё истязает просто из-за наличия в голове некоего механизма, который постоянно, постоянно, постоянно следит за тем, чтобы он не расслаблялся и держал себя в состоянии алертности (готовности к неприятностям). И даже если человек осознаёт, что этот механизм ему вообще не нужен, да и в окружающем мире всё вроде бы нормально, всё равно он не может с этой «заевшей» штуковиной ничего поделать!

В более мягких вариантах нарушения движения «расслабиться» проявляются в хронической усталости, практической невозможности нормально выспаться, быстрой утомляемостью, частенько – повышенным тонусом мышц (на ощупь они заметно жёстче, чем у большинства других людей).

Как только у ребёнка с травмированным движением «расслабиться» появляются хоть какие-то силы, то он начинает пытаться всё вокруг контролировать. Мол, а вдруг этот ненадёжный и небезопасный мир вокруг что-нибудь выкинет, а я не готов! Такой контроль основан на страхе и лишь повышает напряжение, вытягивая силы, как чёрная дыра. Фразы вроде «хочешь сделать хорошо – сделай сам» часто возникают как раз у таких вот недоверчивых и напряжённых людей. Особенно проблематично это становится, если человек дорастает до уровня серьёзного руководителя – там хочешь-не хочешь, а надо учиться делегировать, то есть поручать другим. Неспроста столько бизнес-тренингов появилось, где людей специально учат именно навыкам делегирования. Эти навыки, в большинстве своём, довольно-таки элементарны и относятся к тем, кои легко и естественно формируются в процессе обычной работы, безо всяких тренингов, — но только у таких людей, у которых с «расслабиться» всё в порядке. У «травматиков» же по этому движению сама идея делегирования (как и идея ничегонеделания) будет вызывать страх, панику и отторжение под самыми разными предлогами (а поскольку наш ум весьма изобретателен, то порой изощрённости этих предлогов остаётся только удивляться).
Кроме того, уже у взрослых людей травмированное «расслабиться» может приводить и к проблемам с сексуальностью (и вообще с эмоциями), ведь всё это воспринимается как нечто слабо контролируемое, а следовательно – угрожающее. Может доходить даже до того, что такой человек утрачивает (точнее, блокирует в себе) способность испытывать оргазм – ведь оный является совершенно неконтролируемым состоянием…

Если же с движением «расслабиться» всё хорошо, то человек, само собой, может хорошо и качественно расслабиться. И эта способность приводит к тому, что перед началом любой деятельности, любого коммуникативного акта он всегда может найти в себе нужную для этого энергию. Он быстро и легко отдыхает, нормально высыпается. Такой человек вполне способен доверять другим и миру вокруг, а контролирует происходящее исходя из здравого смысла, будучи вполне способным как взять вожжи в свои руки, так и делегировать исполнение другим, сам же занявшись чем-то ещё.

Важно заметить, что несмотря на то, что я здесь описываю всё в связке, «расслабиться», «доверять» и «контролировать» — это совершенно разные навыки. Их сцепка («могу расслабиться только если абсолютно доверяю», «контролирую всё вокруг ради выживания» и т.п.) – в подавляющем большинстве случаев как раз результат травматического опыта. И при качественной проработке все подобные сцепки, связи и ассоциации уходят.


продолжение следует.....

Источник: интернет
Разместила: Ирина Ирис (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
Опубликовано: , 34 просмотра
ПоделитьсяСохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов b09b2 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз