Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30434 специалиста из 984 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Незавершенная сепарация

Сепарация - это отделение родителей и взрослых детей. Формально они взрослые, а психологически во взаимоотношениях мало что поменялось с подросткового, может быть даже, детского возраста.
Процесс сепарации начинается с момента рождения. С детьми много хлопот. Им все интересно, они время норовят куда-то залезть. Ответственность за ребенка и страх не уследить, неверие в собственные силы рождают тревогу. Чтобы с ней справится, мама старается ограничить ребенка: не ходи туда, не лезь, не бери это. Ребенок получает послание: "Мир опасен, ты должен быть рядом". Вместо изучения как все устроено ребенок прячется за маму, а ей так спокойнее. Естественный процесс развития самостоятельности ограничивается.
Со временем ребенка все сложнее контролировать. Круг его интересов расширяется, а родители привычно пытаются за всем уследить. При этом они не доверяют ребенку, тоже по-привычке. Подросток бунтует против недоверия, против неоправданных ограничений. Конфликт сказывается на успеваемости, приводит к девиантному поведению. Вместо сотрудничества - борьба, вместо помощи - указания и претензии. Все это только ухудшает семейный климат. И часто обрывает сепарацию, не завершая ее.
В нормальном процессе зрелая личность автономна, у нее сформирована "Я" концепция, и свои отношения с людьми человек строит на этой основе. Уровень сформированности личности определяется тем, в какой степени реакциями человека управляют его эмоции. Эта способность во многом определяется родителями. Каждая мать знает, насколько маленький ребенок зависим от ее состояния. У них одно эмоциональное поле. В процессе взросления ребенок учится управлять своими эмоциями, разделять свои эмоции и эмоции родителей. Незаконченная сепарация оставляет процесс формирования личности незавершенным. Отсутствие самостоятельности, эмоциональное переплетение с родителями мешает осознанию своей уникальности.
Поиск партнера, без которого жизнь не в радость, это все про незаконченную сепарацию. В браке взрослый ребенок ищет в партнере такую же эмоциональную связь. У него не сформирован новый опыт. Отсюда детские механизмы взаимодействия в паре: заслужить одобрение, подстроится под настроение, чувствовать так же как партнер. Человек стремится в эмоциональное переплетение, которого он лишился, убежав от родителей, и не получает этого. 
Детско-родительские отношения не предполагают равенства. Оно наступает, когда ребенок вырастает. Тогда это два взрослых близких, которые проявляют заботу друг о друге, уважая личное пространство каждого. При таком взаимодействии оба довольны и живут своей жизнью здесь и сейчас, каждый в своем возрасте, в соответствии со своими потребностями. Здесь и сейчас, а не там и в прошлом. Тогда нет почвы для бесконечных выяснений отношений. А это совсем другое качество жизни.
Помимо залипания существует и другой полюс незаконченной сепарации. Недостаток любви и внимания, ощущение своей брошенности, ненужности, обусловленность хороших отношений заставляет ребенка активно искать заботу, доказывать родителям свою "хорошесть". Бесплодная погоня за принятием, которая продолжается во взрослой жизни. Возвращение детских переживаний не дает сосредоточится на текущей жизни. Такой человек не умеет выстраивать близкие отношения. Он боится раскрытия перед другим, родители всегда были эмоционально далеко, и общение сводилось к обсуждению и выполнению каких-то функций. Движение навстречу ассоциируется с незащищенностью. Потребность в близости и страх перед ней составляют внутренний конфликт со всеми вытекающими отсюда страданиями. 
Незаконченная сепарация является отличной почвой для формирования зависимостей различного рода, любовной в первую очередь. Самостоятельность - это не просто отделение от родителей, это способность индивида самостоятельно принимать решения и отвечать за них, это отличает взрослого от ребенка. К сожалению, родители сами иногда так и не становятся взрослыми в полном смысле слова. 
Сепарация сильно влияет на качество жизни во всех сферах. Она определяет уровень автономности личности, ее способность нормально функционировать в семье, в обществе. Она позволяет нормально воспитывать собственных детей, освобождая их от груза наследственных проблем. 

Источник: разные источники
Разместила: Коломиец Анна Михайловна (текст для публикации взят из Интернета или других открытых источников)
Опубликовано: , 113 просмотров
ПоделитьсяСохранитьЕщё...
Комментарии
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 58809 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз