Посмотрев фильм «Цветы для Элджернона», я испытал довольно яркую гамму чувств и эмоций. После вполне обычного и ни чем не примечательного начала, в фильме стал разворачиваться сюжет и он все больше и больше заинтересовывал меня. Я внимательно следил и анализировал все слова и действия главного героя, у которого с самого детства была умственная отсталость. Этот психиатрический диагноз был четко продемонстрирован в фильме. Не смотря на не очень хороший перевод, мне удалось увидеть большинство признаков этого диагноза. Чарли (так звали главного героя) говорил односложными фразами, допускал серьезные ошибки при письме, смеялся над собой вместе с людьми, с которыми работал. Он занимался легко осваиваемой деятельностью, обучался в школе в свои 35 лет и, в принципе, не чувствовал себя некомфортно, потому что просто не понимал своей исключительности.
Один из первых моментов фильма, который заставил меня задуматься, это разговор Чарли с учеными об участии в эксперименте. Мне интересно: почему ученые вели диалог с самим Чарли, а не с его опекуном? Ведь убедить слабоумного человека, тем более если ты ученый, не так уж и сложно, достаточно всего лишь пары аргументов, одним из которых было знакомство с мышонком по имени Элджернон, прошедшим все то, что предстояло Чарли. Пытаясь ответить себе на этот вопрос, я предположил, что люди, затеявшие этот эксперимент преследовали свои личные цели, а помощь человеку с умственной отсталостью стояла на второстепенных ролях. В этом я окончательно убедился ближе к середине фильма, но об этом позже.
Следующее, что хотелось бы отметить, это разворот сюжета или основную часть, в которой Чарли, под воздействием экспериментального препарата, постепенно становился умнее. Он стал правильно понимать людей, в том числе и рабочих, смеявшихся над ним. Ученые же, в свою очередь, помогали Чарли истолковывать все то, о чем он говорил в своих отчетах, рекомендовали ему различные виды деятельности, направляли на жизненном пути, а также вели наблюдение и систематически тестировали его. Прогресс дошел до того, что IQ Чарли вырос до 190 баллов, но не смотря на приобретенную гениальность проблем не становилось меньше. На мой взгляд, Чарли столкнулся с переизбытком рационального. Он подвергал рационализации все, что видел вокруг, все подгонял под теорию, все пытался объяснить с помощью научного знания. В следствие этого, у него возникли сложности с коммуникабельностью, с любовными отношениями и с другими иррациональными чувствами. Люди, проводившие эксперимент, конечно, пытались и в этом помочь Чарли, но он не мог адекватно воспринимать их советы, так как переоценивал свой очень высокий интеллект.
Вместе с этим, еще одна проблема не давала Чарли оставаться спокойным. Стремительное развитие интеллекта повлекло за собой повышение чувствительности всех анализаторов. Не переносимость яркого света, сладкого и соленого вкусов делала Чарли раздражительным и побуждала его прекратить эксперимент. Ученые же называли это побочным эффектом препарата и предлагали понижать чувствительность анализаторов медикаментозно. Главный герой фильма испытывал опасения за свое будущее. Он размышлял, взвешивал все за и против, также на него давил груз симпозиума, который организовали ученые с целью рассказать о сенсационном превращении слабоумного человека в гения и, разумеется, Чарли был обязан присутствовать на этом симпозиуме вместе с тем самым мышонком Элджерноном.
А сейчас я бы хотел вернуться к началу своего повествования и к тому, заинтересовавшему меня вопросу: почему ученые говорили об участии в эксперименте со слабоумным человеком, а не с его опекуном? Чарли оказался в безвыходном положении. Ведь тогда он легко поддался уговорам и в силу своего диагноза не смог объективно оценить ситуацию, а в процессе эксперимента, становясь все умнее и умнее, к нему приходило осознание и уже испытывая на себе тяжесть побочных эффектов препарата, он ощутил чувство беспомощности. Перед ним встал выбор: самостоятельно прервать эксперимент и испытать страх возможных последствий или оставить все как есть и терпеть невыносимые побочные эффекты. Я хочу заметить, что ни один из вариантов не является положительным для главного героя фильма, а это означает, что его загнали в ловушку. А загнал в ловушку кто? Да, те самые ученые. Этот факт позволяет мне подтвердить мое предположение, сделанное в самом начале и окончательно убедиться в том, что Чарли был лишь подопытным кроликом, за счет которого хотели сделать сенсацию.
В итоге Чарли все-таки определяется и решает отказаться от инъекций. Основанием для этого поступка послужили действия ученых, утаивших от испытуемого уже известные им отрицательные последствия в виде снижения уровня интеллекта, которые проявились у Элджернона. Узнав о последствиях, Чарли был сильно возмущен и охвачен ощущением паники, на что ученые, опять же абсолютно не думая о состоянии здоровья своего испытуемого, предложили самый доступный вариант- увеличить дозу, аргументируя это тем, что интеллектуальные способности мышонка при таком раскладе восстановились. Но этот вариант также влек за собой увеличение силы побочных эффектов, которые и так были практически нестерпимыми. Как я понял, эта проблема не волновала ни кого, кроме самого Чарли и не удивительно, что он, глядя на такое отношение к себе, принял решение об отказе дальнейшего участия в эксперименте. По моему мнению, работа ученых могла продолжаться дальше, если бы они вели себя откровенно, не забывали, что испытуемый - тоже человек и подбирали варианты устранения различных проблем, тщательно прорабатывая все возможные исходы. Но здесь стоит сказать и об обратной стороне этой ситуации: в фильме такого эпизода нет, но я склонен предполагать факт наличия какого-либо официального соглашения на участие в эксперименте, в котором были прописаны все его условия и возможные последствия. Если это действительно так, то предъявлять претензии ученым за то, что они скрыли информацию или высказывать недовольство по поводу их указаний Чарли не имел права. Я рассмотрел отказ главного героя фильма от продолжения колоть экспериментальный препарат под разными углами и не смог сформировать однозначной точки зрения, поэтому просто продолжил смотреть.
Дальше следовал целый цикл действий Чарли, который не оставил меня равнодушным. Я могу сказать, что то, что он совершал, в принципе, было естественно. Давление сложившихся обстоятельств и настоятельные речи ученых вынудили его бросить все и сбежать. Сбежать от обстановки вокруг, сбежать от невыносимых побочных эффектов, от ужасного отношения к нему и, конечно, освободить от таких же мучений маленького мышонка Элджернона, взяв его с собой. После всего этого, оставшись один, без препаратов по расписанию и систематических отчетов, Чарли, будучи еще в здравом уме, начал готовиться к худшему, так как регресс интеллекта мышонка уже был замечен им ранее. Он, боясь отрицательных последствий и вероятного отсутствия возможностей, принял решение о завершении начатых дел, а также об осуществлении самых сокровенных желаний, одним из которых был визит в больницу к своей тяжело больной матери, отдавшей его в приют в 13 лет из-за того, что они с отцом не могли содержать умственно отсталого ребенка. Чарли показал маме нового, изменившегося себя, он предстал перед ней таким, какого она мечтала видеть всегда: здравомыслящим, самостоятельным человеком.
Шло время и отсутствие инъекций сказывалось на главном герое фильма. Были видны стремительно развивающиеся признаки деградации и Чарли ничего не мог поделать с ними. К этому времени, мышонок Элджернон уже умер и меня взяла за душу сцена, где бывший испытуемый покупал своему мышонку цветы, где вернулась та не многословность, те односложные фразы, те явные признаки умственной отсталости главного героя. Сцена являлось одной из последних в фильме и демонстрировала чувственное понимание, для которого не требуется высокий или даже средний уровень интеллекта. Чарли совершил этот поступок потому, что осознавал все мучения Элджернона и, более того, испытал их на себе. Плата за приобретенную гениальность, на мой взгляд, оказалась слишком большой.
Проанализировав фильм «Цветы для Элджернона», я выделил для себя две основные мысли, которые, как мне кажется, он несет. Первая: подобные эксперименты должны быть грамотно организованы и в первую очередь проводиться ради помощи, а не ради возможности прославиться. Ведь ничего не мешало ученым довести до ума работу с мышонком, стабилизировать его состояние и интеллектуальные способности, а за тем уже только браться за людей. Но, как я считаю, всему виной долгое время разработки эксперимента, а также эйфория ученых, увидевших первые положительные результаты. Над препаратом трудились целых 10 лет, по этому, наверняка, было ощущение того, что учтены и проработаны все ситуации, связанные с его применением. Оказалось это не так. Конечно же, мотивационная составляющая была на высочайшем уровне, но при этом условии нельзя не заметить существенные упущения в организационном плане, в частности, отклонение от плана из-за первоначального положительного эффекта у Элджернона. Жажда известности подгоняла ученых как можно быстрее перейти с мыши на человека, что они, собственно, и сделали, абсолютно не удостоверившись: стабильно ли состояние мышонка; какова его динамика и т.д. Все это привело к потере контроля над процессом, к спешному подбору вариантов решения попутно возникающих проблем, ну и к логическому завершению плохо организованного эксперимента, которое я увидел в фильме.
Вторая основная мысль, дающая повод задуматься – это то, в каких масштабах и на сколько позволительно человеку идти против природы. Моя точка зрения не однозначна. С одной стороны, если у человека диагностирована умственная отсталость и есть шанс исправить это с помощью лечения, то почему бы и нет. В таком случае его ждет самостоятельная полноценная жизнь, появляются перспективы и открываются широкие возможности. А то, что в данном фильме препарат экспериментальный и могут быть последствия: об этом я уже много говорил выше. С другой стороны, сам Чарли, будучи уже гением, но еще не испытывая действие побочных эффектов, в самой казалось бы положительной части фильма, признается в своей бесчувственности, которая мешает ему общаться с другими людьми, любить, верить, мечтать. На какой-то момент мне даже показалось, что он жалеет, что стал умным. Его человеческое счастье заключалось в проявлении различного рода эмоций и чувств, а участвуя в эксперименте Чарли лишился всего этого, лишился счастья. Поэтому, меняя обстоятельства созданные природой, мы рискуем стать несчастными, как главный герой, а то и теряем нечто большее.
«Цветы для Элджернона» - это отличное пособие для начинающих психологов и психиатров. Фильм помогает узнать больше о симптомах, выраженных в поведении человека с умственной отсталостью (олигофренией). Также хочется отметить баланс научного и художественного, благодаря которому мне удалось поддерживать интерес и внимательно следить за событиями. Во время просмотра меня посещало множество мыслей, некоторые из которых исчезали, так как был найден ответ в самом фильме, а некоторые остались в моей голове до сих пор и требуют дополнительного анализа. Не смотря на то, что «Цветы для Элджернона» относится к жанру научной фантастики, он создает полное ощущение реалистичности. Возможно, наука действительно дойдет до создания препарата, превращающего слабоумного человека в гения, ведь знаний в области изучения головного мозга в настоящее время не так уж и много. Я надеюсь: через 10-50-100 лет подобный фильм можно будет назвать научным, лишь бы в реальной жизни не было таких печальных последствий.