Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30476 специалистов из 986 городов
Ваш город: г. Сиэтл ?
Скрыть

Как бросить/начать/продолжать - Модель изменения поведения. часть 4

От автора: Сегодня 4 часть моего пересказа модели изменения (в желаемую сторону) поведения. Речь пойдёт про связь процессов изменения и стадий изменения.

В предыдущих сериях частях :-)

В первой части я писал о том из чего и как собственно появилась транстеоретическая модель изменения поведения. И это важно потому как она появилась не просто из головы очередного прозревшего доморощенного психолога скомпилировавшего стопицот теорий и практик вместе, а из практических исследований людей, которые изменили своё поведение с помощью специалистов или самостоятельно.

Во второй части мы изучали процессы изменения (не путать с методами и техниками), которые способствуют изменению поведения и которые используют специалисты (психологи, психотерапевты) различных школ и модальностей. Всего было обобщено 9 таких процессов изменения.

Третья часть была посвящена стадиям изменения, которые проходит человек на пути к новому поведению. Графическое представление последовательности этих стадий в виде спирали, по мнению авторов, лучше отражает суть процесса изменения.

Сегодня мы поговорим об интеграции процессов изменения со стадиями изменения. Попросту о том, есть ли какая-то связь (а она есть) между процессами изменения и стадиями изменения? И зачем вообще такая связь может понадобиться.

Исследователями (напомню что это были Прохазка и коллеги) было установлены закономерности эффективного использования процессов изменения, представленные в таблице:

Как бросить начать продолжать  Модель изменения поведения часть 4

На стадии "Пресозерцание (сопротивление)" наибольший эффект будут иметь методы и техники из процессов "Повышение осознанности" и "Социальное освобождение". 

На стадии "Созерцание (размышление)" своё влияние сохраняют процессы из первой стадии и добавляются методы и техники из процессов "Эмоциональное пробуждение" и "Переоценка Я".

Только на стадии "Подготовка" у вышеназванным процессам изменения добавляются методы и техники из процесса "Принятие обязательств".

И на этапе "Действие" подключаются техники из процессов "Вознаграждение", "Противопоставление (Контрообславливание)", "Контроль над окружающей средой (влияние среды)", "Отношения, оказывающие помощь (поддерживающие отношения)".

Важно обратить внимание на "остановку" процессов на определенных этапах.
И когда я пишу о "подключении" или "добавлении" я имею ввиду, что на этом этапе данные процессы будут иметь большую эффективность, чем если их "запускать" на предыдущих этапах.

Как утверждают авторы, использование метода, соответствующего этапу изменения, – одна из ключевых стратегий, которую они предлагают людям решившим изменять поведение самостоятельно.

Простыми словами - "Всему своё время".

Теперь интересные мысли для коллег.

Применив свою модель к работе практикующих психологов и психотерапевтов, авторы пришли к выводу:


Модель позволяет предсказать 93 процента случаев отказа от психотерапии. Это еще раз доказывает, что методы психотерапевтического лечения необходимо соотносить с тем, на каком этапе изменения находится пациент.


То есть история про "немотивированных", "не поддающихся лечению", "не готовых к изменению" фактически имеет место быть, но в свете экспериментальных данных модели изменения поведения может получить вполне прагматичную интерпретацию - когда лечение не удовлетворяет потребностям клиента, связанным с пребыванием на том или ином этапе изменения, то клиент/пациент "голосует" за такое лечение ногами.


Соперничающие школы психотерапии разработали полностью противоположные техники изменения. Однако такие разработки могут дополнять друг друга, если использовать их в соответствии с этапами изменения. Методы, традиционно ассоциируемые с экспериментальной, когнитивной и психоаналитической системами, наиболее эффективны на этапах сопротивления и размышлений. А присущие экзистенциальной и бихевиористской традициям методы принесут наибольшую пользу на этапах действия и сохранения изменений. Люди, меняющие свои привычки самостоятельно или с помощью профессионала, могут оказать значительную помощь в объединении всех техник изменения, даже если теоретики от психотерапии исторически этому противились или просто не смогли этого добиться.


Пожалуй это всё, что я пока могу сказать об этой модели. Перейду к изучению мотивационного консультирования, построенного на основе этой модели.

Если есть вопросы, мнения, отклики, смело делитесь ими в комментариях под этой заметкой, буду рад :-).

Спасибо за внимание к моей публикации :-)!

Помогу вам меняться: Носков Никита 89294083329 (whatsapp, звонки); skype: nikitops; личные консультации на b17.ru - https://www.b17.ru/nikitanik/#consultation

Психолог, Поддержка и консультации - г. Хабаровск
Опубликовано: , 42 просмотра
К автору уже обратились 53 человека с сайта
Провел 43 онлайн консультации на сайте
Подписаться43
Подписаться43
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Буркова Елена Викторовна
Психолог, Магистр психологических наук - г. Челябинск
Носков Никита Николаевич писал(а):
поговорим об интеграции процессов изменения со стадиями изменения.
Очень важный материал, спасибо!
№1 | 29 марта 2019
Носков Никита Николаевич
Психолог, Поддержка и консультации - г. Хабаровск
Буркова Елена, спасибо, он в какой-то степени с вашей статьёй о формах сопротивления перекликается :-)
№2 | 29 марта 2019
Буркова Елена Викторовна
Психолог, Магистр психологических наук - г. Челябинск
Носков Никита, да, есть общее))
№3 | 29 марта 2019
Александр Уразов
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Челябинск
Прочитал. Как и обещал. )
Вновь очень интересно.
Спасибо!
№4 | 29 марта 2019
Александр Уразов
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Челябинск
Забрал в закладки
№5 | 29 марта 2019
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 9554b Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз