Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30030 специалистов из 978 городов
Скрыть

О детях и школьных психологах

О детях и школьных психологах
Не знаю, зачем, но психолог, в школе, в которой я прохожу практику, пытается убедить меня, что в школе много больных и ненормальных детей. Я не поверила, мне захотелось посмотреть, и она отвела меня в их эпицентр - 3 класс.
Я увидела много детей, которым пофиг на психолога, но ни одного больного или ненормального. Шумят, дерутся, игнорят старших, но между собой у них очень даже насыщенные отношения и жизнь. Учителей, их (учительское) бессилие, конечно, вводит в отчаянье. Не от любви к детям они переходят к общеизвестным варварским школьным методам воспитания.
Я была свидетелем сцены, в которой мальчика, на которого повешен титул "самый непослушный и запущенный ребенок", побили его одноклассники. Наверное, типичная ситуация для третьеклашек (во всех школах, где я была, дети дрались. Я в этом возрасте тоже дралась и, со стороны, это, пожалуй выглядит более страшно, чем при участии в этих "то ли деремся, то ли толкаемся"). Он задирался, учитель его ругал, его побили. А, когда мальчик этот лежал на полу после хороших тумаков и плакал, обессиливший, то другие мальчишки поднимали его расслабленное тело, взваливая на парту. Извиниться они так хотели или испугались, или хотели его в порядок привести, чтобы потом еще поддать... этого я уже не знаю. Участвовать в этом "уроке" я уже не могла, я в него вмешалась. Ну, как вмешалась? Я взяла заплаканного мальчишку за руку, почти перехватывая фразу учителя "сам виноват", и вывела в коридор. На его сторону не встал никто. И не встанет, мне кажется. На него уже повесили титулы "самый неадекватный", "надо бы в коррекционную школу" и т.п.
Не знаю, как вы, друзья, а я вот имею симптом впадать в ступор, когда попадаю в ситуацию общения с детьми, где я оказываюсь на месте какой-то там тётки, пришедшей им что-то впаривать. Или из них выпаривать. Конечно, я говорю о формальной части - требованиях школы, школьной "этики воспитания". Мне же удобней с детьми на "ты" и по имени, простословно - на равных. К чему я это? Да к тому, что, как и в прошлой истории с девочкой и мамой в маршрутке, действовала я быстро и не думая - ну вообще не мой стиль. Хотя, про не мой - это я лукавлю.
Лишь мельком, ради последовательности рассказа, упомяну, что мы вышли с мальчиком и минуты 3-4, не больше, поговорили. Я попросила его рассказать, что с ним произошло, а он начал душу изливать, очень недоверчиво, сначала даже оправдываясь. Его никто в этой школе не слышит. Он же хулиган. Ему нет оправдания. Он свое наказание получает. Так ему и надо. Да?...
Дорогие коллеги-психологи, хочется быть весьма не тактичной и сказать "да пошли вы... со своими диагнозами-титулами-этикетками". "А вот это ребенок с СДВГ" - шепнете Вы кому-нибудь на ухо. "А вот этот учился в коррекционной школе, лучше бы его там и оставили", "а у этого мать-алкоголичка, вот он такой и ненормальный". Аааа, ну тут все ясно - наверное, так должна ответить я. Или: о, Боже! надо срочно его проконсультировать, продиагностировать, пропрепарировать...
Даже самым неумелым психологам с первого курса твердят, что мы работаем не с диагнозом, не с проблемой, не с чувствами, а с человеком. Детей полноценными, готовыми, сформировавшимися людьми почему-то не считают. Алкоголиков тоже, трудоголиков, наркоманов, инвалидов... Я отчасти тоже такая(не считающая), иначе, с чего бы мне детей так яро защищать? На деле они справляются и будут справляться. Кто как может. Кто как смог.
Мой поступок мог показаться хорошим. Ребенок выговорился, я попробовала организовать для него пространство, в котором возможно сказать о том, что с ним происходит. Но в хорошести я не могу согласиться. И пишу я это, чтобы развенчать и этот миф. Сейчас я затрудняюсь более ясно выразить эту мысль. Может так: защитить того, кто не просит о помощи - это насилие. Это подошло бы для мыльной цитаты в модном паблике. И всё не то. Видимо, на сегодня всё.

Психолог, Психоаналитик - г. Санкт-Петербург, г. Отрадное
Опубликовано: , 170 просмотров
К автору уже обратились 4 человека с сайта
Подписаться22
Подписаться22
ПоделитьсяСохранитьЕщё...

Комментарии

Кирилл Будкевич
Психолог, Сбываю мечты по-сходной-цене - г. Минск (Беларусь)
Зубко Ульяна Вадимовна писал(а):
я попробовала организовать для него пространство
а что именно вы сделали?
поделитесь?
№1 | 18 февраля 2014
Зубко Ульяна Вадимовна писал(а):
"А вот это ребенок с СДВГ" - шепнете Вы кому-нибудь на ухо. "А вот этот учился в коррекционной школе, лучше бы его там и оставили", "а у этого мать-алкоголичка, вот он такой и ненормальный". Аааа, ну тут все ясно - наверное, так должна ответить я. Или: о, Боже! надо срочно его проконсультировать, продиагностировать, пропрепарировать...
любой ребенок и с отклоняющимся поведением, всего лишь ребенок, и хочет чтобы его любили, понимали, принимали, а такое поведение лишь неудачная адаптация к жизни.
№2 | 18 февраля 2014
Ульяна Вадимовна Зубко
Психолог, Психоаналитик - г. Санкт-Петербург
Кирилл Будкевич писал(а):
а что именно вы сделали?
поделитесь?
Попробую. :)
Ничего неожиданного, на мой взгляд, и не упомянутого в тексте нет. Во-первых, не стала расспрашивать его в присутствии учителя, психолога и одноклассников. Во-вторых, не стала расспрашивать. Мы вышли в коридор, я посадила его рядом на диванчик и сказала что-то вроде "Я не поняла, что произошло, но видела, что тебя ударили и ты упал на пол. Тебе сейчас обидно и ты злишься на них, да?" *кивает*, к этому он добавил "а еще мне больно, вот здесь" *показывает*. Вот, собственно и все. Потом я его попросила рассказать, что произошло и, по ходу его рассказа, перефразировала некоторые фразы. Интерпретировала, если быть точнее.
№3 | 18 февраля 2014
Ульяна Вадимовна Зубко
Психолог, Психоаналитик - г. Санкт-Петербург
Спасибо за Ваш комментарий!
Согласна с Вами. Кроме, разве что этого:
Воробьева Вероника Юрьевна писал(а):
а такое поведение лишь неудачная адаптация к жизни.
Я тут не столь не согласна, сколь не имею инструмента, которым могу удачность адаптации измерить. Мне в голову пришла мысль, что речь могла идти о культурно приемлемом поведении. Но тогда это мало как относится к ребенку как субъекту.
А Вы что имели ввиду под неудачной адаптацией?
№4 | 18 февраля 2014
Написать комментарий
Авторы проекта: Трефилов Дмитрий и Владимир Никонов 4c521 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз