Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30426 специалистов из 984 городов
Скрыть

О чем "Огниво" Андерсена?

От автора: О том, как новые дети воспринимают старые сказки.

Не перестаю удивляться, как по-разному воспринимаются старые сказки разными поколениями детей.

Сегодня сыну задали прочитать "Огниво" Г.-Х. Андерсена. 

Помнится, и мы читали. Ну, "Огниво" и "Огниво". 

В этот раз пришлось начать с того, что это слово вообще обозначает. Никогда не задавалась этим вопросом. Выяснили. Сын начал читать вслух, а я, возясь на кухне, слушать его вполуха.

Вдруг ребенок решительно отодвигает книгу и говорит:

- Я не буду это читать.

- Почему? - включилась я.

- Он ведьму убил. Я про убийства не хочу читать.

- Э... ннда? - я навела диоптрии. - Действительно, убил, да... Но ты же играешь в свои компьютерные игры, там же тоже герои убивают друг друга?

- Игры - это не по-настоящему, а вот тут написано, - ткнул пальцем в текст - отрубил ей голову саблей.

Дальше вслух читала я, очень надеясь на какую-то справедливость в конце. Но... Солдат воспользовался всеми благами и хитростями, предоставленными ему случаем. А закончилась эта замечательная история тем, что три волшебных собаки растерзали судей, королеву и короля, а народ признал в самозванце нового правителя и мужа принцессы. Добрая сказочка на ночь. 

Я понимаю, что наверняка существует психоаналитическая интерпретация "Огнива" (я с нею пока не знакома, но теперь уж полезу искать). Но дети, читая это, видят первый, событийный пласт и реагируют на него. 

Спросила Гугл, о чем сказка, в чем ее смысл, и нашла, что о приключениях, смекалке, умению выходить из трудных ситуаций. 

А мне показалось было, что о том, как пользоваться незаслуженно полученным, убивать, получать свое.

Когда-то на истфаке нам говорили, что школа - самая консервативная среда. Мы хихикали и хахакали. И вот, дошло - дети другие, а сказки ещё те. Зачем  они современным детям?

Психолог - г. Армавир
Опубликовано: , 133 просмотра
К автору уже обратились 16 человек с сайта
Подписаться41
Подписаться41
Поделиться4СохранитьЕщё...

Комментарии

Да, точно
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
дети другие
К примеру, они (в отличие от оч. многих обдипломленных и усертификаченных взрослых с вумными-превумными глазами) прекрасно понимают, что если в компьютерной игре
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
герои убивают друг друга
то эти... убивалки -
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
это не по-настоящему
И прекрасно отличают жизнь от пикселей на экране.
А обдипломленные и усертификаченные взрослые с вумными-превумными глазами всё толкуют, что эти-ваши-компУКтеры с этими-вашими-играми - это прям адский адЪ и ядский ядЪ. И долой эти игры - там плохому научУт! Вот кааак наиграется, да каааак пойдёт людей рЭзать! Так что даёшь Бумажные КниШШШки (только бумажные - читалки тоже научУт плохому - вот прям через экран). В которых Положительный Герой
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
отрубил ей голову саблей
урвал денежки, окрутил королевишну, а под занавес
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
три волшебных собаки растерзали судей, королеву и короля, а народ признал в самозванце нового правителя и мужа принцессы.
Действительно,
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
Добрая сказочка на ночь
№1 | 3 февраля 2019
Людмила Фисенко
Психолог, Кризисы-Отношения-Утраты - г. Одесса (Украина)
Совсем не помню сказку. Но подумала о том, насколько чувствительны дети.

№2 | 3 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Людмила , спасибо за отклик! Да, очень чувствительны, это точно, с какой стороны ни посмотреть. Мы обсудили сказочку с ребенком. Как я поняла, в его понимании солдат не является положительным героем. Завтра собрался отвечать на уроке и аргументировать свое мнение.
№3 | 3 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
wertgeim, спасибо за отклик! Как всегда, исчерпывающий!
№4 | 3 февраля 2019
Людмила Фисенко
Психолог, Кризисы-Отношения-Утраты - г. Одесса (Украина)
№3 | Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
Завтра собрался отвечать на уроке и аргументировать свое мнение.
Здорово, что у него есть свое мнение и что он готов его защищать! Несмотря на стереотипы, что герои в сказках положительные.
Удачи ему!
№5 | 3 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Людмила , спасибо за поддержку!
№6 | 3 февраля 2019
У меня с одной продвинутой мамашей спор всегда, я читаю детям сказки и Андерсена, и Гримм (вообще жесть, честно говоря), вот там много ужастиков как бы походя описывается, тот же "мальчик-с-пальчик", ну и много других сказок, дети любят, есть в этом некая мистика, и им это почему-то интересно, например, дочка обожает момент в Огниве, как солдат отрубил голову "вемде", как дочь раньше говорила, теперь уже правильно произносит)). Просила меня несколько раз прочитывать именно это место🤪почему? Не знаю. Может, так справляется со своими страхами перед злыми силами. Так вот о споре с мамашей. Она говорит, зачем эти старые сказки, они ведь ничему не учат, какой в них смысл? И я думаю, может, и правда...
А как-то читали сказки Пушкина, правда год назад это было, я останавливалась на каждой строке, потому что нужно было устаревшие слова объяснять..бросили это дело, вот сейчас лучше пошло, хоть объяснения доходят до них сейчас (3.5 года и 5.5 лет).
Ну в общем, многобукв, я к чему. В школе, конечно, уже сложнее все это про сказки и не только. Маленькие дети пока слушают и принимают или нет, иногда на удивление родителям. А постарше да, уже надо поглубже объяснять. Интересно, что будет спрашивать учитель об Огниве? Как ведётся преподавание?
№7 | 4 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Tv_day, спасибо за комментарии! Могу предположить стандартную интерпретацию в школе. Я, честно говоря, не заморочилась бы, но ребенок сам зацепился. Может быть, ему просто лень было читать ещё 4 страницы? 😂 А вообще, конечно, надо следить за тем, "что остаётся от сказки потом, после того, как ее рассказали..."
№8 | 4 февраля 2019
Спасибо за занятный сюжет. Помню, меня в детстве этот момент в сказке тоже сильно покоробил. Но четко помню свое рассуждение: ведь солдат -положительный герой, значит, все, что он делает -хорошо и правильно. Значит, надо обосновать себе праведность его действий: что, мол, ведьма -по определению -злая и плохая, значит, поделом ей(!). Ужас!
А Ваш сумел не поддаться авторитету и составил собственное мнение -респект пацану!
№9 | 4 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Ольга, спасибо Вам за коммент! Я уже загуглила "архетипы "Огнива". Путь солдата - это путь становления его личности. Если коротко, то он - да, прекрасен. Само огниво - это его эго, ведьма - архетип плохой матери... и т.д. Но не объяснишь же этот символизм третьекласснику? Он увидел способы справляться с трудностями - убивать, обманывать, не отвечать за свои поступки.
Спасибо Вам за респект!
№10 | 4 февраля 2019
Человская Юлия Евгеньевна
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт - г. Новороссийск
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
Дальше вслух читала я, очень надеясь на какую-то справедливость в конце. Но... Солдат воспользовался всеми благами и хитростями, предоставленными ему случаем.
интересная интерпретация сказки! еще интереснее, как ребенок отреагировал) Ольга Владимировна, спасибо за историю!
№11 | 4 февраля 2019
Милашина Ольга Георгиевна
Психолог, Консультант - г. Новосибирск
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
наверняка существует психоаналитическая интерпретация "Огнива" (я с нею пока не знакома, но теперь уж полезу искать).
Будет очень интересно, если вы, Ольга, найдете и поделитесь.
№12 | 4 февраля 2019
Да уж! Как мы воспринимали сказки Андерсена, солдат, безусловный авторитет, положительный герой.Ужас! Я эту сказку хорошо знаю и никогда не думала о том, что он вообще приспособленец, коварный тип и еще страшно неблагодарный! Ведьма ведь свою часть договора выполнила! Ну ладно, ведьма - отрицательный персонаж (и то, как сказать), а то что собаки растерзали родителей принцессы, а она должна стать его женой... Большое спасибо мальчику, вообще перевернул восприятие этой сказки, а мы еще сокрушаемся по поводу современных "загаджедных" детей. Интересно, как восприм ет учительница его точку зрения? Удивится? Задумается? придет в ужас, как и я? Или все по стандарту и по накатанной дорожке...Ой-ой-ой
№13 | 4 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
murlina, спасибо Вам за коммент! В школе, боюсь, все пойдет по накатанной. И действительно, ведьма выполнила свои обещания, ещё и рассказала ему подробно, как выжить, уцелеть в дупле (!) - вот он, символ символов! А солдат убил ее фактически за то, что она отказалась рассказывать ему, зачем ей огниво. Оно, как бы, ее, вообще-то. Т.е. ведьма попыталась обозначить границы - получил обещанное - иди куда шел. Но... пострадала из-за этого. А ребенок пожалел ведьму, ведь про нее не сказано ничего плохого, кроме того, что она была старая и страшная.
№14 | 4 февраля 2019
До сих пор думаю , прям как- то не по себе, что-то расшатал ваш сын! Может, мои проблемы вылезли?
№15 | 4 февраля 2019
Очень интересно, спасибо!
Для меня все эти сказки (Андерсен, Гримм, Перро, фольклорные) были просто историями о приключениях. Если рассмаривать с моральной точки зрения- вот "Кот в сапогах", например, "статья мошенничество" в чистом виде- извел людоеда и завладел имуществом, Карлсон с его "низведением" Фрекен Бок- буллинг какой-то, а ДАртаньян в "мушкетерах"- ведет себя как гопник, за квартиру не платит, крутит роман с замужней женщиной.
Но приключения интересны, вот и читаем.
А то, что сын вот в таком ракурсе увидел- респект ему!!! Это вообще очень круто - уметь увидеть другие смыслы, помимо стереотипных.
Я вот когда читали "горе от ума" недоумевала- Чацкий пришел к типа любимой девушке и сходу начал поливать ее родню помоями. Пикапер уровень Бог, прямо!
№16 | 4 февраля 2019
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
Я понимаю, что наверняка существует психоаналитическая интерпретация "Огнива" (я с нею пока не знакома, но теперь уж полезу искать)
Ольга, не могу не поделиться инсайтом, никогда не читала эту сказку! Предсталяете? Все другие да! Эту же ни под каким предлогом...почему.?? Хз, как говорится.. видать какое-то сопротивление...спасибо большое!
№17 | 4 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Мария231, большое спасибо за комментарии! Сижу ржу. 😂 Возьму Ваши примеры на заметку, обсудим с коллегами. Действительно, правда ведь, поколения выросли на приключениях. А копнуть поглубже, так на чем замешаны они - на крови и преступлениях! Но... нормальная жизнь скучна...
№18 | 4 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Надежда, спасибо за отклик!
№17 | Архангельская Надежда Вячеславовна писал(а):
никогда не читала эту сказку!
Много не потеряли. Психоаналитическая интерпретация, конечно, интересна, как и все они, но не для младшего школьника. Вообще, интересно, для цифровых поколений вообще архетипы прокатят?..)))
№19 | 4 февраля 2019
Задумалась после Вашей статьи. Недавно видела пост в соцсети на тему- "нет в литературе примеров нормальных здоровых отношений", где разбирались истории Татьяны Лариной, булгаковской Маргариты и т.д. Но кто бы стал читать историю "Евгений и Татьяна полюбили друг друга и построили отношения, основанные на партнерстве и взаимоуважении"? Это как всерьез учить историю по романам Дюма.
С другой стороны- прочитанные в юности книги, откладывают отпечаток, как ни крути. Взять хоть посыл многих сказок: "будь послушной, безропотно сноси издевательства, и добрый Морозко/фея наградят тебя женихом и приданым".
Я недавно смотрела фильм "Эйзенхайм", где влюбленные (которым сопереживаешь поначалу) в конце подставили и довели до самоубийства "плохого парня". Осадочек остался- не хотелось им желать счастья в альпийской деревушке, хотелось чтобы совесть, в виде призрака невинного убиенного, замучала.
Очень здорово, когда есть возможность с родителям/друзьями обсудить все эти аспекты.
№20 | 4 февраля 2019
Ох, Господи, Остапа (меня то бишь) понесло... Ведь сказки Андерсена- вообще ни разу не детские. Взять хоть "Русалочку", хоть "Снежную королеву", которая у меня во взрослом возрасте вызывает чувство бесконечной грусти и безнадеги... Это в детстве она про приключения Герды или маленькой Разбойницы. А сейчас она для меня о мальчике с ледяным сердцем, который собирал из льдинок слово "вечность", ведь "ты получишь весь мир и впридачу пару новых коньков", а потом снова оказывается в круговороте бабушки-Герды-роз на окне. И жалко мне его очень. И почти все его сказки многослойные и грустные.
№21 | 4 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Мария231, спасибо за интересные комменты! Насчёт Андерсена - да, там глубинища не для детей. Хотя, дети видят одно, взрослые - другое. Кстати, здесь, на сайте, есть статьи на эту тему - захватывающие интерпретации именно его сказок. Насчёт того, что прочитанные в юности книги влияют на формирование и становление личности и ее мировоззрения - согласна с Вами совершенно. Тут Высоцкий вспомнился "...значит, нужные книжки ты в детстве читал..." Я удивляюсь, почему не пересмотреть школьную программу, ну столько всего хорошего, нормального, без маньяков, убийц и крови. Есть же прекрасные произведения для детей и юношества, кстати, советских писателей. Вот и я завелась! Мне только дай покритиковать систему образования нашу!
№22 | 4 февраля 2019
Александр Уразов
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Челябинск
Жаль, я эту сказку не помню. А может, и не читал.
Но, как чуть выше уже сказали, литература изобилует разными странными сказками и произведениями, которые почему-то всегда читали и не особо задумывались.
Спасибо за интересную заметку, Ольга!
№23 | 4 февраля 2019
Удалено автором комментария
Попков Олег Евгеньевич
Психолог, КПТ и Схема-терапия - г. Самара
Не читал, не слышал, спасибо, что просветили)) Напомнило Игру Престолов, захотелось познакомиться))
№25 | 7 февраля 2019
Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Ольга Владимировна, удивительно свежий взгляд на сказку у Вашего сына и вполне имеет место быть! У меня не было восприятия сказки как жестокой. Кроме того, известно - то, что печаталось у нас, еще в Союзе, являлось облегченной версией европейских сказок, в которых действительно много жестокостей
№26 | 14 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Олег Викторович, спасибо Вам! Действительно, у нас детям преподносился лайт-вариант европейских сказок. Но, если вдуматься, то и русские народные тоже не отличаются гуманностью.
№27 | 14 февраля 2019
Путилин Олег Викторович
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
Ольга Владимировна, да вот это - Колобок-колобок, я тебя съем! )
№28 | 14 февраля 2019
Нилова Наталья Ивановна
Психолог, Семейный консультант - г. Москва
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
как пользоваться незаслуженно полученным, убивать, получать свое.
Сказка о солдате-мародере. Что ж, современных детей не обмануть...
№29 | 20 февраля 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Наталья, спасибо за отклик! Действительно, кроме того, что ведьма и была некрасивой и страшной внешне, ни о каких ее грехах в сказке не говорится, она как раз ведёт себя с солдатом, не нарушая договора.
№30 | 20 февраля 2019
Стегний Мария Сергеевна
Психолог, Мастер системного моделирования - г. Кременчуг (Украина)
Дети стали мыслить намного свободнее. Прекрасно))). Это очень не удобно для школьной системы, действительно, самой инертной для изменений!
№31 | 20 февраля 2019
Наталия Филимонова
Психолог, Семейный терапевт Расстановщик - г. Петергоф
Белоножкина Ольга Владимировна писал(а):
про убийства не хочу читать
№31 | Стегний Мария Сергеевна писал(а):
Дети стали мыслить намного свободнее. Прекрасно))).
№32 | 21 февраля 2019
Перфилова Елена Владимировна
Психолог - г. Балашиха
революционная сказка)))
№33 | 1 марта 2019
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Елена, спасибо за отклик!
№34 | 1 марта 2019
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
Да, если читать в оригинале русские народные сказки, то убеждаешься, что они довольно содержат кровожадности.
№35 | Вчера - 14:50
Ольга Белоножкина
Психолог - г. Армавир
Татьяна Алексеевна, вот я и задумалась, что будет с детьми, если они не будут знать этих сказок. Вот сейчас открыли с сыном чтение на лето. "Соленого пса" Ф.Кнорре. Начинается повествование (глазами собаки) с того, что она каждый раз рождает кутят и пытается их спрятать, но хозяин подходит с ведром воды, забирает кутят, потом возвращается с пустым ведром и надевает его на столб забора. Сын пристал ко мне за разъяснениями. После них опять отказался читать дальше, хотя одного кутенка собаке удалось спасти.
Конечно, как-то надо показывать детям, что мир не идеален и часто жесток, но как делать это экологично...
№36 | Вчера - 18:03
Написать комментарий
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий 40cb5 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз