Психологи на b17.ru
На сайте зарегистрированы: 30135 специалистов из 978 городов

Взаимовлияние практик работы (псипомощь, духовничество и прочее.)

АвторСообщение

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№0 | 27.01.2019-17:20

Здравствуйте, коллеги и сочувствующие!
Психологическая помощь - всего лишь один из видов практик взаимодействия человека с человека.
Например, со времён Сократа (или ранее) известен философский диалог. В христианстве известен институт духовничества.
Лет 10-15 назад на одной из конференций был доклад о новом стиле работы, докладчик (кажется, из Америки) это назвал "старчеством".
В связи с этим вопросы такие:
1. Насколько в современной практике заметно влияние других видов взаимодействия?
2. Такое влияние - хорошо это или плохо?
Например, та же идея старчества в психологии - когда один человек по определению более мудрый и опытный вправе давать советы?
Есть ли вредные заимствования?
И наоборот, может быть, психология уже сама делится наработками - вдруг якутские шаманы уже начитались трудов Грофа и эксплуатируют его приемы? :)
Как всегда, спасибо за заинтересованное и вежливое участие!

Корж Мария Александровна

Психолог, Специалист PSY 20

г. Екатеринбург

№1 | 27.01.2019-17:42

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Здравствуйте, Олег Вячеславович!
Вот вы как с языка сняли, та же рационально-эмоциональная терапия Эллиса, не что иное как сократический диалог.
Мне кажется, что все новое - это хорошо забытое старое, и психология лишь переводит на современный лад проверенные тысячелетиями практики.
Одно время я размышляла так, даже где-то говорила про это, что психолог - этакий светский духовник, которому исповедаются и просят совета.
Мой учитель В.В.Козлов давно уже практикует и преподаёт интегративную психологию, где в ход идут медитации, буддистские, христианские практики и шаманские практики. Мне такая интеграция всего и вся по нраву. Сейчас к примеру я увлекаюсь интеграцией с квантовой физикой) И я верю, что это не только полезно, но и неизбежно. Однажды все со всем смешается и будет нам счастье. Аминь.

Максимов Артём Юрьевич

Психолог, Психодинамический терапевт

г. Харьков (Украина)

11 консультаций

№2 | 27.01.2019-17:44

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Такое влияние - хорошо это или плохо?
Например, та же идея старчества в психологии - когда один человек по определению более мудрый и опытный вправе давать советы?
Есть ли вредные заимствования?
Это "гуризм" какой-то... Диаметрально противоположно тем компетенциям, которые требуются для пси-практики.
№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Насколько в современной практике заметно влияние других видов взаимодействия?
Скорее это влияние чувствовалось ранее, в 90-е. Сейчас всё больше от такой псевдодуховности отходят, усиливается профессиональная психотерапевтическая среда и соответствующая образованность у населения.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№3 | 27.01.2019-17:56

Мария Александровна, спасибо Вам за полемичное, как мне кажется, высказывание!
Я вижу некоторую западню или, во всяком случае, развилку или перекресток, где человек имеет возможность определиться.
Интеграция или просто заимствование?
Всегда ли интеграция - это прогресс?
И заимствование - насколько и когда это хорошо? Например, экстрасенсы используют христианскую символику, часто с помощью этого обманывают своих клиентов.
С другой стороны, психолог может использовать какие-то элементы практик, для достижения психологических целей - например, расслабиться, успокоиться.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№4 | 27.01.2019-18:03

№2 | Максимов Артём Юрьевич писал(а):
Это "гуризм" какой-то... Диаметрально противоположно тем компетенциям, которые требуются для пси-практики.
Да, именно так я тогда это и воспринял.
С другой стороны, мы часто наблюдаем вполне понятную потребность в старшем и опытном собеседнике у людей, и часто такие люди пытаются найти такового в лице психолога.
Это плохо или хорошо?
№2 | Максимов Артём Юрьевич писал(а):
Скорее это влияние чувствовалось ранее, в 90-е. Сейчас всё больше от такой псевдодуховности отходят, усиливается профессиональная психотерапевтическая среда и соответствующая образованность у населения.
Вы думаете?
А я вот вижу как раз наоборот - усиление интеграции.
Может быть, стало меньше прямых обращений в какие-то секты, зато появляются психологи с авторскими методами, которые часто включают эзотерические элементы или практики.

Дудкин (Дэвид Шамански) Александр Владимирович

Психолог

г. Киев (Украина)

№5 | 27.01.2019-18:49

№1 | Корж Мария Александровна писал(а):
Однажды все со всем смешается и будет нам счастье. Аминь.
Мария Александровна, вот полностью с Вами согласен. Я думаю мы с Вами застанем то время, когда мистика, религия и науки о ВНД соединятся в одно. Будет просто наука о душе - психология, без всяких ложных делений на экстрасенсов, священников и психотерапевтов. Догадайтесь, как они все будут называться?😀

Собака Павлов

№6 | 27.01.2019-19:27

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Такое влияние - хорошо это или плохо?
Например, та же идея старчества в психологии - когда один человек по определению более мудрый и опытный вправе давать советы?
Хорошо, старых лохов, у кого необходимость передавать свою мудрость, духовный, жизненный опыт, от этого только меньше становится.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№7 | 27.01.2019-19:30

№5 | Дудкин (Дэвид Шамански) Александр Владимирович писал(а):
А я вот думаю, что наука и практика, наверное, никогда не соединяться

Собака Павлов

№8 | 27.01.2019-19:35

№5 | Дудкин (Дэвид Шамански) Александр Владимирович писал(а):
Будет просто наука о душе - психология, без всяких ложных делений на экстрасенсов, священников и психотерапевтов. Догадайтесь, как они все будут называться?😀
Наука в которой у людей нет потребности, не сможет существовать и сама себя прокормить не сможет.
№1 | Корж Мария Александровна писал(а):
Однажды все со всем смешается и будет нам счастье. Аминь.
И не надейтесь.

Князев Игорь Владимирович

Психолог, Психотерапия

г. Ростов-на-Дону

40 консультаций

№9 | 27.01.2019-19:42

Психология, различные эзотерические учения и практики всё это - сфера духовного и в этом есть общее, но различий, зачастую больше. Они чрезвычайно обширны и не могут быть однородными. И в трансцендентальном знании и в психологии нет единства и я бы не стал обобщать говоря о них как неком однообразно устойчивом знании. Если посмотреть на современное состояние психотерапии, то, допускаю, что в авторитарно-суггестивных направлениях, наставничество, владение некой недоступной для клиента истиной вполне совместимо со старчеством, духовным руководством и пр., пр. В гуманистических направлениях во-многом противоположный подход, и основа изменений в поиске опоры внутри, а не во вне. Возможно, и здесь найти предшественников, например, в майевтике Сократа. Классические модели психотерапии больше удалены от эзотерического, нежели неклассические, ориентированные на синтез, заимствование или возрождение древних духовных практик.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№10 | 27.01.2019-19:49

№9 | Князев Игорь Владимирович писал(а):
Классические модели психотерапии больше удалены от эзотерического
Ну тут можно поспорить.
Фрейд пытался уходить от эзотерики и директивном и тоже.
А вот Юнг - он по уши в эзотерике, если можно так сказать.
Вот два классика - как в зеркале истории психотерапии.

Корж Мария Александровна

Психолог, Специалист PSY 20

г. Екатеринбург

№11 | 27.01.2019-19:51

№5 | Дудкин (Дэвид Шамански) Александр Владимирович писал(а):
Догадайтесь, как они все будут называться?😀
Я даже не знаю, вы меня заинтриговали) А вы знаете уже? Я бы предположила, что какие-нибудь веды- ведуны) Скажите мне обязательно правильный ответ, а то не усну!))

gluhareva_lyudmila

Не специалист

г. Москва

Анкета удалена

№12 | 27.01.2019-19:52

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Здравствуйте, коллеги и сочувствующие!
Психологическая помощь - всего лишь один из видов практик взаимодействия человека с человека.
Например, со времён Сократа (или ранее) известен философский диалог. В христианстве известен институт духовничества.
Лет 10-15 назад на одной из конференций был доклад о новом стиле работы, докладчик (кажется, из Америки) это назвал "старчеством".
В связи с этим вопросы такие:
1. Насколько в современной практике заметно влияние других видов взаимодействия?
2. Такое влияние - хорошо это или плохо?
Например, та же идея старчества в психологии - когда один человек по определению более мудрый и опытный вправе давать советы?
Есть ли вредные заимствования?
И наоборот, может быть, психология уже сама делится наработками - вдруг якутские шаманы уже начитались трудов Грофа и эксплуатируют его приемы? :)
Как всегда, спасибо за заинтересованное и вежливое участие!
Дык, и психология и духовничество по сути одно!
С небольшой разницей.
Насчет вреда не скажу. Но и пользы особой нет. Имхо

North Wind

№13 | 27.01.2019-19:57

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Психологическая помощь - всего лишь один из видов практик взаимодействия человека с человека.
Я думаю, есть разница между психологической помощью как взаимодействием двух людей и профессиональной психологической помощью.
В последнее время нередко приходится наблюдать то, что психологов тянет налево за пределы своей компетенции, так сказать, в фиолетовую часть спектра. В духовность, псевдодуховность, наставничество и т.п.
В итоге границы профессии потихоньку размываются, а сама практическая психология ассимилируется, увеличивается ее разрыв с нейронауками. Не исключено, что скоро от психологии, во вчерашнем понимании этого слова, останутся лишь малочисленные резервации островки, стоически поддерживающие знамя отцов-основателей своих парадигм.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№14 | 27.01.2019-20:01

№12 | Люда Винчи писал(а):
Дык, и психология и духовничество по сути одно!
С небольшой разницей.
Цель разная.
Да и по процессу - на первый взгляд вроде похоже, а по сути - в духовничества намного больше выделены фигуры ведомого и того, кто ему помогает.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№15 | 27.01.2019-20:03

№13 | North Wind писал(а):
практическая психология ассимилируется, увеличивается ее разрыв с нейронауками
Так психология никогда не была близка с нейронауками. Разве что опыты Эббингауза с ощущениями.

Корж Мария Александровна

Психолог, Специалист PSY 20

г. Екатеринбург

№16 | 27.01.2019-20:04

№3 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Мария Александровна, спасибо Вам за полемичное, как мне кажется, высказывание!
Я вижу некоторую западню или, во всяком случае, развилку или перекресток, где человек имеет возможность определиться.
Интеграция или просто заимствование?
Всегда ли интеграция - это прогресс?
И заимствование - насколько и когда это хорошо? Например, экстрасенсы используют христианскую символику, часто с помощью этого обманывают своих клиентов.
С другой стороны, психолог может использовать какие-то элементы практик, для достижения психологических целей - например, расслабиться, успокоиться.
Ну, вы тут тоже котлеты с мухами мешаете, затрагиваете аспект уже какой-то морали и порядочности.
Если есть цель обмануть, то любой процесс будет вреден, хоть интеграция, хоть заимствование, хоть консерватизм.
Вот вам кстати из квантовой психологии мыслишка для раздумий: любой поиск причинно-следственных связей, классификация и все такое прочее - не что иное как проявление страха хаоса. А мир - хаос, в котором все случается просто так)
В общем, Олег Вячеславович, я интегрирую и синтезирую как могу, не вижу в этом ничего дурного и опасного, ибо чему быть, того не миновать! 😈

gluhareva_lyudmila

Не специалист

г. Москва

Анкета удалена

№17 | 27.01.2019-20:10

№14 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Цель разная.
Да и по процессу - на первый взгляд вроде похоже, а по сути - в духовничества намного больше выделены фигуры ведомого и того, кто ему помогает.
Разве цель разная?
Мне непонятно.
Какова цель психологии?
Помочь, ведь?
Нет?
У всякой эзо и духовной практики точно такая же цель : помочь.
Или я ошибаюсь?

North Wind

№18 | 27.01.2019-20:15

№15 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Так психология никогда не была близка с нейронауками. Разве что опыты Эббингауза с ощущениями.
Отечественная психология много лет развивалась практически в русле психофизиологии.
И это был лучший период в развитии отечественной психологии.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№19 | 27.01.2019-20:23

№16 | Корж Мария Александровна писал(а):
А мир - хаос, в котором все случается просто так)
Ну, не все так думают, мягко говоря :)
Не могли бы Вы подсказать, откуда эта идея?
С одной стороны, вроде бы все основные мировые религии говорят об обратном.
С другой, научная картина мира ближе всего к детерминизму.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№20 | 27.01.2019-20:25

№18 | North Wind писал(а):
Отечественная психология много лет развивалась практически в русле психофизиологии.
Какая именно отечественная психология?
В 20-м веке отечественная психология - это культурно-исторический подход плюс теория деятельности, Выготский плюс Леонтьев.

Корж Мария Александровна

Психолог, Специалист PSY 20

г. Екатеринбург

№21 | 27.01.2019-20:53

№19 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Ну, не все так думают, мягко говоря :)
Не могли бы Вы подсказать, откуда эта идея?
Если я не ошибаюсь, то моя вольная цитата взята вроде бы это из книги С.Волински "Квантовое сознание", но вообще об этом часто говорят пробужденные люди, он лишь такой же великий интегратор (как и я, хочется добавить:)) который практиковал все подряд и собрал в книгу с упражнениями. Вот вам кстати наглядный пример, мужик собрал воедино и мистицизм, и восточные практики, кпт и вроде даже гештальт. Даже сводную табличку рисовал о сходствах этих направлений. Плюсом наша квантовая родимая. Занимательное чтиво, я вам скажу)

North Wind

№22 | 27.01.2019-20:57

№20 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Какая именно отечественная психология?
В 20-м веке отечественная психология - это культурно-исторический подход плюс теория деятельности, Выготский плюс Леонтьев.
Ланге, Зейгарник, Лурия, Бернштейн, Узнадзе, Ухтомский, Мерлин и др.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№23 | 27.01.2019-21:08

№21 | Корж Мария Александровна писал(а):
Спасибо большое, Мария Александровна!
Любопытная мысль насчёт неопределенности, надо будет ознакомиться, как автор ее развивает.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№24 | 27.01.2019-21:15

№22 | North Wind писал(а):
Ланге, Зейгарник, Лурия, Бернштейн, Узнадзе, Ухтомский, Мерлин и др.
Частично согласен.
Хотя Узнадзе - это уровень скорее общепсихологический, он как бы "конкурировал" с теорией деятельности.
Зейгарник - патопсихологии была, клиницистом.
Бернштейн фактически развивал теорию деятельности.
Ухтомский вроде не психофизиолог.
Но в целом Ваша мысль понятна, психофизиологическое направление хорошо развивалось, во многом потому, что не было идеологических препятствий.

Алла Казимировна Рубченко

Психолог, RPТ-тренер и терапевт

г. Обнинск

49 консультаций

№25 | 27.01.2019-21:28

№1 | Корж Мария Александровна писал(а):
Однажды все со всем смешается и будет нам счастье. Аминь.
Аминь! :) Правда видится мне, что это время еще не скоро наступит. Квантовая психология Уилсон Роберт Антон вышла давно, однако не очень популярна пока. Хочется почеркнуть - ПОКА

Скляренко Виктор Рамэссович

Психолог, Семейный психолог

г. Мариуполь (Украина)

№26 | 27.01.2019-21:28

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Насколько в современной практике заметно влияние других видов взаимодействия?
Конечно заметно, но не всем одинаково заметно. Чтобы замечать влияния друг на друга разных практик - нужно их освоить.

практически все методы психотерапии заимствованы их более ранних народных донаучных практик. Аутогенная тренировка, психосинтез, гештальттерапия - из йоги. Фрейдовский анализ, юнгианский анализ, расстановки по Хеллингеру, холистический подход, трансперсональный подход, процессуальный подход - все это из шаманских практик. И некоторые авторы прямо об этом говорят (С.Гроф, А.Минделл, К.Г.Юнг), а некоторые скрывают, как Фрейд.

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
шаманы уже начитались трудов Грофа и эксплуатируют его приемы? :)
Все наоборот - Гроф эксплуатировал приемы шаманов )))

Скляренко Виктор Рамэссович

Психолог, Семейный психолог

г. Мариуполь (Украина)

№27 | 27.01.2019-21:31

№20 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
культурно-исторический подход плюс теория деятельности, Выготский плюс Леонтьев
И культурно-историческая теория и теория деятельности - из "закона кармы". Они только переселение души оттуда исключили и терминологию поменяли, а по смыслу все 1:1.

Князев Игорь Владимирович

Психолог, Психотерапия

г. Ростов-на-Дону

40 консультаций

№28 | 27.01.2019-21:39

№10 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
А вот Юнг - он по уши в эзотерике, если можно так сказать.
Соглашусь лишь отчасти. Юнг нуминозное рационализировал, десакрализировал и вписал в повседневный опыт индивидуального бытия, даже более того сакрализировал феноменальное.

Корж Мария Александровна

Психолог, Специалист PSY 20

г. Екатеринбург

№29 | 27.01.2019-21:41

№25 | Алла Казимировна Рубченко писал(а):
Аминь! :) Правда видится мне, что это время еще не скоро наступит. Квантовая психология Уилсон Роберт Антон вышла давно, однако не очень популярна пока. Хочется почеркнуть - ПОКА
Да, классная книга, с большим удовольствием её послушала!

North Wind

№30 | 27.01.2019-21:55

№24 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Но в целом Ваша мысль понятна, психофизиологическое направление хорошо развивалось, во многом потому, что не было идеологических препятствий.
Материализм, конечно, рулил.
И Выготский, кстати, был марксистом.
Но дело не только в этом было, но и в том, по какому пути идти психологии - гуманитарному или естественно-научному. Это так и называлось: психофизиологическая проблема, и началась она еще с Декарта.
В итоге в 1966 году открыли самостоятельные факультеты психологии в рамке гуманитарных дисциплин.
И кто с тех пор из отечественных психологов особо отличился?
И уход в духовность, на мой взгляд, он ведь от беспредметности. Когда отсутствует реальный предмет познания, то человек переключается на идеальные.
Все исследования по темпераменту, характеру, личности забуксовали.
Потому что невозможно исследовать то, что является либо метафорой, либо следствием совокупности психических процессов, помноженных на индивидуальные различия и средовые факторы.
И уже сейчас вполне понятно, что невозможно изучать психику, не изучая мозг, нейрохимию, эволюционную биологию.
Так же как невозможно изучать социальное поведение, не учитывая культурно-исторические, географические, экономические и др. аспекты.

Максимов Артём Юрьевич

Психолог, Психодинамический терапевт

г. Харьков (Украина)

11 консультаций

№31 | 27.01.2019-22:46

№4 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
С другой стороны, мы часто наблюдаем вполне понятную потребность в старшем и опытном собеседнике у людей, и часто такие люди пытаются найти такового в лице психолога.
Это плохо или хорошо?
Это не касается терапии - ни как. Так что тут не ло оценок. Просто это про другие, не терапевтические отношения.
№4 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
А я вот вижу как раз наоборот - усиление интеграции.
Может быть, стало меньше прямых обращений в какие-то секты, зато появляются психологи с авторскими методами, которые часто включают эзотерические элементы или практики.
Они и раньше появлялись, и в значительно большем количестве. Как раз сейчас внутренний, социальный контроль явно усилился. И требования к специалистам стали выше. А в 90-е такого и близко не было - вот где расцвет всех форм магического мышления был. Конечно, такие тенденции всё ещё существуют и, скорее всего, будут существовать в будущем, но количественно свой пик это явление прошло.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№32 | 27.01.2019-22:58

№31 | Максимов Артём Юрьевич писал(а):
Это не касается терапии - ни как. Так что тут не ло оценок. Просто это про другие, не терапевтические отношения.
Ну почему же не касается. Это включено в ткань терапии. Хотя бы в качестве переноса. Терапия - это же не идеальное что-то, она включает огромный спектр отношений.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№33 | 27.01.2019-23:08

№30 | North Wind писал(а):
И уже сейчас вполне понятно, что невозможно изучать психику, не изучая мозг, нейрохимию, эволюционную биологию.
Знаете - и да, и нет.
Я бы сказал так: изучать мозг в каком-то смысле нужно для того, чтобы сосредоточиться на собственно психике или душе.
Потому что нахождение тех или иных закономерностей функционирования психики позволит обратиться к личности. Например, можно объяснить принцип предпочтения того или иного товара, но нельзя предвидеть личностный выбор при совершении того или иного поступка.

Скляренко Виктор Рамэссович

Психолог, Семейный психолог

г. Мариуполь (Украина)

№34 | 27.01.2019-23:11

№10 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Фрейд пытался уходить от эзотерики и директивном и тоже.
Во "внутреннем кругу" психоанализа и Фрейд и его последователи общались с демонами. Именно с демонами - "злыми духами". Это в только в широком социуме Фрейд занимал антиэзотерическую позицию и критиковал Юнга за шаманизм.

№10 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Юнг - он по уши в эзотерике
Он пытался соединить доминирующую западную культуру с эзотерикой. Это соединение он называл трансцендентной функцией. В принципе у него это получилось. Но "с натяжкой". Конфликт между духовностью и материализмом на внутреннем уровне у него все равно до конца не решился. Это видно по его общению с духами (духом этого времени и духом глубин - "Красная книга").

Максимов Артём Юрьевич

Психолог, Психодинамический терапевт

г. Харьков (Украина)

11 консультаций

№35 | 27.01.2019-23:12

№32 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Ну почему же не касается. Это включено в ткань терапии. Хотя бы в качестве переноса. Терапия - это же не идеальное что-то, она включает огромный спектр отношений.
Как перенос - т. е. иллюзия отношений с одной стороны (пациента/клиента) - да, существует и в терапии. Как выстраиваемая со стороны терапевта позиция - это уже профессиональное преступление. Ведь подобное "наставничество" в принципе не может создавать или стимулировать равные, взрослые отношения. Это формирование созависимых отношений, и никак не может быть целью терапии.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№36 | 27.01.2019-23:13

№30 | North Wind писал(а):
Потому что невозможно исследовать то, что является либо метафорой, либо следствием совокупности психических процессов, помноженных на индивидуальные различия и средовые факторы.
Возможно, только другими средствами - не в рамках естественных наук, а гуманитарных.
Поэтому психология фактически из двух половинок состоит.
№30 | North Wind писал(а):
И уход в духовность, на мой взгляд, он ведь от беспредметности. Когда отсутствует реальный предмет познания, то человек переключается на идеальные.
Все исследования по темпераменту, характеру, личности забуксовали.
Вы совершенно правы. Личность - это идеальный конструкт. При всем старании разложить на составляющие ничего не получается для "оцифровки" всего человека. Об этом тот же Лурия писал, что как бы ни был нарушен мозг, личность остаётся.
Поэтому и "выталкивает" в духовность как в ту область, где можно строить следующий уровень гипотез.

Владимир Анатольевич Махиня

Психолог, Преподаватель БЭСТ-терапии

г. Москва

5 консультаций

№37 | 27.01.2019-23:15

№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Здравствуйте, коллеги и сочувствующие!
Психологическая помощь - всего лишь один из видов практик взаимодействия человека с человека.
Например, со времён Сократа (или ранее) известен философский диалог. В христианстве известен институт духовничества.
Лет 10-15 назад на одной из конференций был доклад о новом стиле работы, докладчик (кажется, из Америки) это назвал "старчеством".
В связи с этим вопросы такие:
1. Насколько в современной практике заметно влияние других видов взаимодействия?
2. Такое влияние - хорошо это или плохо?
Например, та же идея старчества в психологии - когда один человек по определению более мудрый и опытный вправе давать советы?
Есть ли вредные заимствования?
И наоборот, может быть, психология уже сама делится наработками - вдруг якутские шаманы уже начитались трудов Грофа и эксплуатируют его приемы? :)
Как всегда, спасибо за заинтересованное и вежливое участие!
БЭСТ - это синтетическая система - синтез всего самого работающего из древности и современности - с единственной целью : Выполнение требований заказчика- у которого как видите всё достаточно успешно и Авангарды не имеющие аналога в мире успешно испытываются и встают на боевое дежурство.

Скляренко Виктор Рамэссович

Психолог, Семейный психолог

г. Мариуполь (Украина)

№38 | 27.01.2019-23:16

№30 | North Wind писал(а):
уже сейчас вполне понятно, что невозможно изучать психику, не изучая мозг, нейрохимию, эволюционную биологию.
Кто Вам такое сказал? Хотя да - "нейропсихологи" именно так и говорят. Но это не соответствует действительности.

Психика и мозг возможно как-то и связаны, но никто не знает как. И нейропсихологи - тоже не знают, просто делают "умный вид", чтобы не потерять свой "хлеб".
Изучение психики шло совершенно самостоятельно по отношению к изучению мозга. И изучение мозга совсем ничего не прибавило к пониманию психики.

Можно знать мозг и ничего не понимать в психике. И можно знать психику и совсем не знать, как устроен мозг.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№39 | 27.01.2019-23:17

№35 | Максимов Артём Юрьевич писал(а):
Ведь подобное "наставничество" в принципе не может создавать или стимулировать равные, взрослые отношения. Это формирование созависимых отношений, и никак не может быть целью терапии.
Про терапию, как средство избавления от невроза - согласен.
Но Вы, например, разве не работали с НЕневротиками, а со здоровыми людьми?
И вот в этих случаях, как правило, идёт диалог по схеме Взрослый - Взрослый, да.
Но иногда, наверное, возможен диалог по схеме, похожей на отношения Ведущий - Ведомый, но при этом как свободных людей, без созависимость. Хотя это мое предположение, а не убеждение.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№40 | 27.01.2019-23:19

№26 | Скляренко Виктор Рамэссович писал(а):
гештальттерапия - из йоги
Ау, гештальтисты! Это правда? :)
Мне вот кажется, что нет.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№41 | 27.01.2019-23:21

№27 | Скляренко Виктор Рамэссович писал(а):
И культурно-историческая теория и теория деятельности - из "закона кармы". Они только переселение души оттуда исключили и терминологию поменяли, а по смыслу все 1:1.
Знаете, не могу это комментировать.
Потому что придется начинать от печки, выясняя, что Вы имеете в виду под культурно-историческим подходом и теорией деятельности.

Бордуков Олег Вячеславович

Психолог, Экзистенциальный терапевт

г. Москва

Автор темы

15 консультаций

№42 | 27.01.2019-23:25

№26 | Скляренко Виктор Рамэссович писал(а):
Аутогенная тренировка, психосинтез, гештальттерапия - из йоги. Фрейдовский анализ, юнгианский анализ, расстановки по Хеллингеру, холистический подход, трансперсональный подход, процессуальный подход - все это из шаманских практик.
Если бы Вы не были бы ангажированы конкретным подходом, который Вы представляете, верилось бы легче :)
С другой стороны, если Вы искренне верите в свой метод, то иначе и не можете думать, наверное. Тут круг замкнулся :)
Вы имеете право быть необъективным, но передать свои убеждения не сможете, так как они недоказуемы в целом ряде случаев.

North Wind

№43 | 27.01.2019-23:28

№33 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Я бы сказал так: изучать мозг в каком-то смысле нужно для того, чтобы сосредоточиться на собственно психике или душе.
И чтобы отделять психологическое от биологического.
Вспомните, как когда-то стигматизировали матерей аутистов и шизофренников. И лечили гомосексуалов.
№33 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
нельзя предвидеть личностный выбор при совершении того или иного поступка
Это так. Даже, что касается людей с нарушениями в лобных долях, которые теряют способность к контролю социального поведения, сохраняя при этом само понимание асоциальности поступков. Одни из них идут убивать, другие просто достают близких нелепыми разговорами и неприличными привычками. Но здесь все-таки окружение играет большую роль.
А понятие личности и личностного выбора - очень условное.
№36 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Поэтому и "выталкивает" в духовность как в ту область, где можно строить следующий уровень гипотез.
Смотря что еще называть духовностью. И какое место себе отводить в ней.
Одно дело - духовность как стремление к самоактуализации, невитальным ценностям.
Другое - подключение к высшему разуму и основанное на невежественных или нарциссических представлениях "самосовершенствование".

Максимов Артём Юрьевич

Психолог, Психодинамический терапевт

г. Харьков (Украина)

11 консультаций

№44 | 27.01.2019-23:33

№39 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Но Вы, например, разве не работали с НЕневротиками, а со здоровыми людьми?
И вот в этих случаях, как правило, идёт диалог по схеме Взрослый - Взрослый, да.
Работал и работаю, но когда у условно здорового есть какие-то проблемы. И тогда работа идёт всё равно не в стиле наставничества, а работы с проблемой/запросом. Есть, конечно, такой ракурс, как психообразование, но я бы не сравнивал его с религиозным наставничеством. Скорее, консультацией профессионала, не более.Иначе элемент духовного наставничества можно найти и на курсах иностранных языков...
№39 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Но иногда, наверное, возможен диалог по схеме, похожей на отношения Ведущий - Ведомый, но при этом как свободных людей, без созависимость. Хотя это мое предположение, а не убеждение.
В рамках трансферных отношений по такой схеме терапия может идти, но при этом терапевт ни в коем случае не играет роль наставника. Он может так восприниматься, но точно не вести себя соответствующим образом, и не поддерживать подобные идеи у пациента.

Скляренко Виктор Рамэссович

Психолог, Семейный психолог

г. Мариуполь (Украина)

№45 | 27.01.2019-23:41

№40 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Ау, гештальтисты!
Ну, я тоже гештальтист.

№40 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Это правда? :)
Правда.

№40 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
Мне вот кажется, что нет.
В этих вопросах нужно опираться на знания, а не на то, что кажется ))))

Скляренко Виктор Рамэссович

Психолог, Семейный психолог

г. Мариуполь (Украина)

№46 | 27.01.2019-23:45

№41 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
придется начинать от печки, выясняя, что Вы имеете в виду под культурно-историческим подходом и теорией деятельности
Ну, выяснить что я имею ввиду под культурно-историческим подходом и теорией деятельности не так сложно - все же учебники психологии их содержат и Вы их читали. А вот что собой представляет теория кармы, что Вы об этм знаете и что я - это выяснить действительно на много сложнее. Потому, что в учебниках психологии этого нет, а специальную (эзотерическую) литературу мы с Вами скорее всего читали разную )))

Никулина Марина

Психолог

г. Санкт-Петербург

77 консультаций

№47 | 27.01.2019-23:55

Здравствуйте!
№0 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
В связи с этим вопросы такие: 1. Насколько в современной практике заметно влияние других видов взаимодействия?2. Такое влияние - хорошо это или плохо?
Я соглашусь с мнением Марии Александровны.
№1 | Корж Мария Александровна писал(а):
Однажды все со всем смешается и будет нам счастье.
На мой взгляд,путь - к интеграции знаний. И чем выше уровень развития и знаний у человека, тем меньше претензий к "ненаучности" некоторых подходов.
На

Скляренко Виктор Рамэссович

Психолог, Семейный психолог

г. Мариуполь (Украина)

№48 | 27.01.2019-23:56

№42 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
верилось бы легче
№42 | Бордуков Олег Вячеславович писал(а):
если Вы искренне верите в свой метод
Вопрос веры конечно играет роль в подходе любого психолога. Было бы странно, если бы психолог занимался тем, во что не верит. Однако, в данном случае речь идет не о вере, а о владении информацией. Разве Вы не знаете, что И.Г.Шульц построил аутогенную тренировку из йоги и открыто об этом говорил?
Что касается психосинтеза - сравните его практики с практиками Раджа-йоги.

О том, как Юнг общался с духами можете почитать в его "Красной книге", она есть в свободном доступе в интернете.

По гештальту я вот Вам ролик нашел. Там по ходу ролика есть много ссылок на эзотерическое влияние на гештальт, кроме йоги - буддизм и даосизм. Но конкретно о том, что Перлз хотел назвать свою практику "сосредоточение" (термин из йоги), а назвал гештальтом из маркетинговых соображений - об этом на 11-12 минуте.

ВВЧ

Сейчас на сайте

№49 | 27.01.2019-23:57

№11 | Корж Мария Александровна писал(а):
Я даже не знаю, вы меня заинтриговали) А вы знаете уже? Я бы предположила, что какие-нибудь веды- ведуны) Скажите мне обязательно правильный ответ, а то не усну!))
Все новое - это хорошо забытое старое.) Веды есть индийские.
А чтобы быть наставником, человек должен быть, сродни брамину.)
Скрыть
Для участия в обсуждении войдите или зарегистрируйтесь
Авторы проекта: Владимир Никонов и Трефилов Дмитрий c80a5 Справка по сайту   Предложить идею   Сообщить об ошибке   Задать вопрос  
Справка по сайтуКонтакты
наверх
вниз