Это страшное слово «должен»

     Ну вот опять, сегодня в очередной раз озвучил свое убеждение в небольшом публичном выступлении, что «никто никому ничего не должен», и посыпались несогласия, возражения и прочее. Оказывается, все мы хотим быть кому то чем-то должными и соответственно, чтобы нам были должны. И аргументы, казалось бы убийственные. Как же так, а как же родители, дети же им должны…, а как же дети, родители им также должны. А друзья, а партнеры по бизнесу… Честно скажу, было время, я также к этому относился и строил свое поведение по принципу «я должен всем». Теперь так не считаю. Я считаю, что в нашей голове большая каша  с понятиями «хочу», «должен», «надо» и еще кое с чем. Разберемся? ОК!

         Я думаю, почти все слышали такое выражение: «Если ты чего-то хотел, но не достиг (не получил), то плохо хотел». И многие именно  так и считают. Многие живут с таким твердым убеждением. Так ли? Тогда поднимите мысленно руки те, кто хотел бы зарабатывать, допустим, миллион в месяц или ездить на очень крутой машине. Сильно хотите? Ну поднимите, не скромничайте! Мы же про «хочу» говорим. Я думаю, что 99,9 процентов так хочет. А теперь поднимите руку, кто в действительности так зарабатывает. Но вы ведь сильно хотите. В чем же дело? Хотеть ведь не вредно. Я думаю дело в том, что в большинстве случаев наше «хочу» выглядит просто размышлением «чего же мне не хватает, чтобы получить это» и пассивным продолжением сидеть на диване. А «надо», чтобы «хочу» толкало нас на дело!

Теперь посмотрим, что такое «надо». Это  что-то  такое, что заставляет нас делать нечто, чего делать не особенно хочется. Это что-то такое, что навязано со стороны. Вроде могу не делать, но лучше сделать. Помните случаи, когда в разговоре мы вставляем такую фразу: «А оно тебе надо?» Подразумеваем, мол, вроде можно плюнуть на это дело? Кто навязал? Какие последствия будут, если не сделать? Вся эта цепочка вопросов в одном слове «надо». Итак «надо» - это навязанное со стороны, сам себе «должен».

И наконец, добрались до главного – что такое «должен»? Это что-то  такое, чего ты не можешь не сделать. Получается, что у тебя нет выбора.  «Умри или сделай» (американский вариант) или «умри, но сделай» (русский вариант). Выбора нет!

Это страшное слово должен

     Теперь, казалось бы, можно перейти к обсуждению начального тезиса, что «никто никому ничего не должен». Но перед этим, я хотел бы разобрать понятие «важно». Если просто заглянуть в пресловутую «Википедию», то важно – это оценочная характеристика чего-либо, как имеющего большое значение. Если я чего-то не получил или не достиг, то скорее всего не потому, что плохо хотел, а потому, что для меня это не имело большого значения. Простой пример, я часто его привожу: если для кого-то важно строго соблюдать диету, но как бы не хотелось есть, человек следует своему «важно».



        Все! Теперь можно разгрести кашу в голове с понятием «должен». Смотрите, кто-то считает, что он должен выполнять свои обязательства перед партнерами по бизнесу. Разве у него нет выбора? Выбор есть, он может их не исполнять. Мы с этим сталкиваемся, когда слышим «меня кинули». Раз выбор есть, то слово «должен» не уместно, мы с этим уже определились. Я прямо слышу, как многие возражают: «Это невозможно! Если я не буду выполнять свои обещания, то моя репутацию будет равно нулю, и со мной никто не будет работать!» Все правильно. Только надо  разделять: наличие выбора и ответственность за последствия. У вас есть выбор – можете делать, можете нет. А вот последствия вы уже оцениваете и делаете выбор того, что для вас «важно». Так что как не крути, главнейшим мотивом является то, что «важно», а не то что «должен». То же самое и в детско-родительских отношениях, в семейных отношениях. Назовите любое «должен» и спросите себя: «Есть ли у меня выбор? Могу ли я это не делать?» Выбор всегда есть или почти всегда. Но мы исходя их прогноза последствий делаем выбор в пользу того, что считаем наиболее «важным».



   Как итог: если мы чего-то не достигли, чего-то не получили, то потому, что важным в этот момент для себя считали что-то другое. А как это определить? Просто. По результату. Если вы не получили результат, значит это сейчас для вас не важно. Если бросить курить в данный момент вам хочется, но не особо важно, то можно пойти покурить с друзьями. Друзья важнее…


___________________________________________________________________ Если Вы посчитали статью интересной, пожалуйста поставьте лайк,   ! А также Вы можете подписаться на мою страницу https://www.b17.ru/support33/ и получать следующие материалы. Спасибо! 
Опубликовано на сайте: 31 мая 2019,  595 просмотров
Поделиться3В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться131
Комментарии
Люблю, куплю...)))
№1 | 31 мая 2019 | Ответить
Статья с хорошими примерами. Буду думать и разделять. Спасибо.
Психолог - г. Смоленск
№2 | 31 мая 2019 | Ответить
Просто вижу подмену одного понятия другим
№3 | 31 мая 2019 | Ответить
Я хочу и мне важно, а еще я могу, поэтому должен!
Психолог, Сценарная Терапия Отношений - г. Владивосток
№4 | 31 мая 2019 | Ответить
Лимонов Виктор Вадимович писал(а):
Если Вы посчитали статью интересной, пожалуйста поставьте лайк
Она очень хорошо написана и снабжена примерами - единственное обилие цвета немного напрягло глаз.
Психолог, Сценарная Терапия Отношений - г. Владивосток
№5 | 31 мая 2019 | Ответить
Статья очень интересная и актуальная!сейчас действительно многие люди задаются вопросами:"кому я что должен и нужно ли это мне?".
Спасибо за статью
Психолог, Семейный психолог - г. Балашиха
№6 | 31 мая 2019 | Ответить
Мой любимый пример: "в гостиной должен быть диван. Кому должен?"
Согласна с вами полностью. Как с нормой права- "гипотеза-диспозиция-санкция".
№7 | 31 мая 2019 | Ответить
Спасибо за статью, позитивно!
Психолог, Клинический психолог - г. Екатеринбург
№8 | 31 мая 2019 | Ответить
Спасибо за подробный разбор "важно-надо-должен-хочу" и яркие иллюстрации.
Психолог - г. Москва
№9 | 31 мая 2019 | Ответить
Мария231, Мария, если поделитесь нормой "гипотеза- дис....", буду благодарен )
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№10 | 31 мая 2019 | Ответить
Александр Молярук, спасибо учту)
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№11 | 31 мая 2019 | Ответить
Позняков Дмитрий, каждый видит то, что хочет видеть)
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№12 | 31 мая 2019 | Ответить
Анжелика Богданова, хочу ли я, могу ли я, магнолия))))
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№13 | 31 мая 2019 | Ответить
Александр Молярук, "Я хочу и мне важно, а еще я могу" и поэтому у меня нет выбора?
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№14 | 31 мая 2019 | Ответить
№10 | Лимонов Виктор Вадимович писал(а):
Мария231, Мария, если поделитесь нормой "гипотеза- дис....", буду благодарен )
Это структура нормы права. "Если- то-иначе":
Договор о залоге (гипотеза) должен быть заключен в письменной форме (диспозиция), иначе он будет признан недействтельным (санкция).

Или как в вашем примере: партнеры по бизнесу должны выполнять обязательства, иначе на них подадут в суд и пострадает их деловая репутация.
№15 | 31 мая 2019 | Ответить
То есть даже в норме права заложен вариант, что человек имеет выбор (нарушить закон), но и ответсивенность за этот выбор (штраф, тюрьма и т.д.)
№16 | 31 мая 2019 | Ответить
Спасибо за статью Виктор огонь))
Психолог, Клинический психолог - г. Санкт-Петербург
№17 | 31 мая 2019 | Ответить
Вьюков Антон, я старался)
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№18 | 31 мая 2019 | Ответить
Мария231, ага, спасибо) уложил в своей голове аналогию )))
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№19 | 31 мая 2019 | Ответить
В нашей эизни ширятся целые области ,гдер работающий оам человек должен всем и всегда , не имеет право ни на кокое проявление чувств, кроме чувства слуэения долгу(читай клиенту). Это медицина и педагогика. Пока. Ну и другие работы, где "клиент всегда прав"/
№20 | 31 мая 2019 | Ответить
Станислава1, Уважаемый Станислав! Я всегда принимаю чужое мнение, но имею право на свое . Было время , когда я думал , также как Вы. Но так жить совершенно невозможно . Я так жить не хочу. Поэтому :
а) фразу "В нашей жизни ширятся..." я считаю обобщением. На свете 8 млрд человек. Конкретно в чьей жизни так? У всех так или есть у кого-то не так?
б) " "клиент всегда прав" - это просто заблуждение, потому что прав всегда закон,а не клиент
в) "не имеет право ни на какое проявление чувств, кроме чувства слуэения долгу" - это выбор самого человека

Это мое личное мнение, я не навязываю его никому )))
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№21 | 31 мая 2019 | Ответить
Очень откликаются ваши рассуждения, Виктор Вадимович! Спасибо, интересный материал с понятными, доходчивыми примерами!
Психолог - г. Челябинск
№22 | 31 мая 2019 | Ответить
Лимонов Виктор Вадимович писал(а):
Но вы ведь сильно хотите. В чем же дело? Хотеть ведь не вредно.
Или так: если бы хотел то давно бы уже сделал. Такое ощущение что я когда родился уже хочу то что хотят другие. Мои желания не принимаются другими, зато другие по каким то соображениям ведут себя так будто я обязан принимать их желания.
№23 | 31 мая 2019 | Ответить
Иван Викторович, да, это же объяснимо : своя рубашка ближе ...
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№24 | 31 мая 2019 | Ответить
№24 | Лимонов Виктор Вадимович писал(а):
Иван Викторович, да, это же объяснимо : своя рубашка ближе ...
Только вот я очень часто встречаю людей которые не любят когда им счёт выставляешь за то что погладил и постирал их рубашку)
№25 | 31 мая 2019 | Ответить
Иван Викторович, да бывает, согласен)))) тогда предлагаю "предоплату"))) авансом только доверенным
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№26 | 31 мая 2019 | Ответить
Лимонов Виктор, ужасно интересно как удаётся вот вам так НЕ ощущать это магнитное поле манипуляции, в котором мы живём?) 8 миллиардов это в мире, а в России 140 миллионов, круг сужается. И КАК вы выбрались из этой паутины "я всем должен, а мне никто не должен"? Ну вот как интересно на работе сказать начальнику, что не клиент прав, а закон?) А работать на себя.. Малый бизнес у нас известно как процветает, не все хотят быть пакарями и паримахерами.
№27 | 31 мая 2019 | Ответить
Станислава1, Станислав, вопрос Вы задаете не простой. Но ответ есть . Например , прямо так и сказать начальнику :" всегда прав закон ! Вы что-то против закона имеет? " Но надо понимать, что могут быть последствия. Я об этом в статье и писал. ЧТо выбор всегда есть. Вопрос чего Вы выбираете. Всю жизнь "кланяться" начальнику, или говорить веское слово профессионала. Да могут быть последствия. Но поверьте, та работа где Вы трудитесь - не последнее предприятие в РФ (если конечно это не ГАЗПРОМ и не Банк России) У меня был период в жизни в районе 40 лет когда я ежегодно менял работу. Да, возможно это плохо, да неудобно, но в итоге нашел что хотел и 5 лет проработал в том режиме, котором хотел. Потом опять пришлось что-то менять... Ну такова уж жизнь, что нет ничего постоянного. Это надо принять как данность
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№28 | 31 мая 2019 | Ответить
Лимонов Виктор Вадимович писал(а):
если мы чего-то не достигли, чего-то не получили, то потому, что важным в этот момент для себя считали что-то другое.
Согласен, пример с курением наиболее показателен, спасибо за статью!
Врач-психотерапевт, Коуч - г. Краснодар
№29 | 31 мая 2019 | Ответить
Лимонов Виктор, это навязанная реальность. Но в целом да , делать тут нечего , но бесит, что должен бегать как подстрелянный заяц, искать где лучше.
№30 | 31 мая 2019 | Ответить
Станислава1, а может не как "заяц", а как рыбак ищет где рыба"? )))
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№31 | 31 мая 2019 | Ответить
Станислава1, на этом примере очень хорошо видно, как мы даем оценки событиям. События сами по себе нейтральны. Это мы им приписываем свои интерпретации. "Как заяц" или как-то иначе ...
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№32 | 31 мая 2019 | Ответить
№31 | Лимонов Виктор Вадимович писал(а):
Станислава1, а может не как "заяц", а как рыбак ищет где рыба"? )))
Не хочу я рыбу искать, с чего это я должна менять свою сущность в угоду обстоятельсьвам, я и так достаточно мутировала.
№33 | 2 июня 2019 | Ответить
№32 | Лимонов Виктор Вадимович писал(а):
Станислава1, на этом примере очень хорошо видно, как мы даем оценки событиям. События сами по себе нейтральны. Это мы им приписываем свои интерпретации. "Как заяц" или как-то иначе ...
Ну как это события нейтральны??? Вот не могу этого понять. Тебе дали палкой по голове-и это событие нейтральное? А если и не дали, но ставят в такие рамки, что ты вынужден какие то вещи терпеть и терпение твое на исходе? Сейчас очень многие работодатели не стесняются и выжимают из работников последние соки. И менять это надо долго бегать, чтобы найти что ниюудь другое, я вот за все свои 30 лет работы нормальных начальников не встречала,может их и в природе не существует?
№34 | 2 июня 2019 | Ответить
Оригинальное мнение высказано. Раньше считали , что если не получил, то не очень то и хотел, а сейчас "если не получил, то на тот момент это было не важно". Женщина, которая ну никак не родит ,ей значит не важен ребнок, раз результата нет. Или больной не может выздороветь потому, что оно е у и не важно, пока. Ну не знаю...
№35 | 2 июня 2019 | Ответить
Станислава1, умение адаптироваться к ситуации - это важное и весьма нужное качество. Я высказываю свое мнение . Дальше можно уточнять что такое адаптироваться... но это уже второй вопрос. Вы имеете полное право на свое . Там где твердое ломается, гибкое подстраивается. Как пример, если бы хамелеон не менял окраску под местность, то не мог бы удачно охотиться или удачно прятаться, а от этого зависит его жизнь)))) В природе же все очень мудро ...
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№36 | 2 июня 2019 | Ответить
Станислава1, "Ну как это события нейтральны??? Вот не могу этого понять. Тебе дали палкой по голове-и это событие нейтральное? " -
Вы приводите пример, никак не связанный с контекстом. Просто факт, дали по голове. Надо смотреть всю ситуацию - кто дал, за что дал, как дал и т.д.... Вы же не будете утверждать, что вот ни с того ни с сего мимо шедший прохожий бац ! и дал ... Контекст и привносит оценку. Например: помните басню про медвежью услугу. Там как раз медведь из добрых намерений прибил мужика - комара отпугивал) Контекс нужен ...
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№37 | 2 июня 2019 | Ответить
Станислава1, я говорил о том, что находится в зоне возможностей и влияния самого человека. Человек - не Господь Бог, от него не все зависит. Есть вещи , которые от нас ну никак не зависят , ни от хотения, ни от важности, ни от чего другого.
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№38 | 2 июня 2019 | Ответить
Лимонов Виктор, про сто всю жизнь "адаптируясь" к определенному возрасту так отравлен уже этой "адаптацией", что тошнит уже. Как говорила Новодворская " Наши компромиссы нас догонят".
№39 | 3 июня 2019 | Ответить
Станислава1, компромиссы - это другое )))
Психолог, Практический психолог - г. Владимир
№40 | 3 июня 2019 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Хочу вернуть бывшего …
Л.Н. Толстой « Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».Некоторые наши взрослые желания сродни детским капризам. Когда ребенок не хочет ...
Возможно ли вернуть отношения ?
На мое удивление, когда в обсуждениях или трансляциях задается тема «Что разрушает отношения», больше вопросов поступает, которые ближе по тематике о возможности вернуть ушедших партнеров и ...
Что мешает нормальным отношениям
Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь… Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, ...
Заезженная пластинка
Можно ли прожить без консультаций у психолога. Как заезженная пластинка, тема про то, чем может быть полезен психолог, вызывает некоторое отторжение. Кое кто из читателей при виде таких заголовков думает, ...
Про мотивацию откровенно.
В наш словарный запас прочно вошли слова «саморазвитие», «достижение», «целеполагание». Каждый раз, когда у нас возникает потребность в каком-то прорыве, очередном скачке, ...
Рекомендуем почитать
Почему женщина жертвует собой?
Сегодня поговорим об одной не очень приятной женской особенности, как жертвование собой в отношениях. Наверное, у каждой женщины есть такая знакомая)), для которой угождать и делать другим, норма её жизни, ...
Вьюков Антон
Тупик или "оттолкнуться от дна"
Какое состояние кажется одним из самых страшных в жизни? Состояние тупика, невозможности выхода, выбора. Безисходность, отчаяние..... И когда это состояние захлестывает полностью человека, кажется, что ...
Юрова Ольга
Почему мы разочаровываемся
Жизнь человека многогранна и непредсказуема. Все переживают огромное количество разных моментов, переживаний. Я хочу поговорить о том, что такое разочарование. Это неприятное чувство знакомо каждому и ...
Носов Александр
Чем опасны тренинги по перепрошивке человеков?
Очень много лекций, семинаров, тренингов существует, чтобы помочь людям изменить свою жизнь. Чтобы отказаться от того, что уже изжило себя и повернуться лицом к тому, чего еще никогда не было. Поначалу ...
Яковкина Юлия
Что делать в ожидании любви
Куда ты тропинка меня привела?" - помните эту песню из мультфильма "Бременские музыканты"? Я обратила внимание, что настроение этой песни иногда очень точно отражает то, что происходит в ...
Дунаева Виктория
c2549
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз