50 советов начинающему гештальт-терапевту. 17.

От автора: Безусловно, это не столько руководство к действию, сколько мои соображения по различным вопросам, которые были актуальны для меня в начале моей практики (да и сейчас зачастую остаются актуальными). Поэтому название «50 советов…» не совсем корректно отражает изначальный посыл, но оно более короткое и относительно верно раскрывает суть изложенного ниже.
Предполагаю, что многое из описанного может оказаться полезным не только гештальт-терапевтам.

50 советов начинающему гештальт терапевту 17

                Совет №17 «О фразе «вы так говорите только потому, что это ваша работа»».

                Еще эта фраза может звучать, например, следующим образом:

                – «вы со мной разговариваете только потому, что это ваша работа»;

                – «вы меня поддерживаете только потому, что это – ваша работа».

                И так далее.

                То есть клиент, если смотреть в суть данных слов, сообщает нам следующее: «Вы обманываете меня. На самом деле, вы думаете по-другому. Но ваша работа/«должность» заставляет вас говорить мне неправду».

                Как реагировать на это сообщение? Это, конечно же, очень сильно зависит от ситуации, от контекста.

                Кому-то можно ответить очень прямо и даже грубовато: «Вы слишком хорошо о себе думаете, раз считаете, что ради вас я буду хитрить и юлить». То есть сразу показать, что мы не боимся потерять расположение клиента; мы не будем стараться сохранить «хорошие отношения» в ущерб честности и открытости. Да, человек может слишком сильно задеться и уйти после таких слов, но чаще всего (повторюсь: в определенной ситуации), если мы не даем достойный отпор подобным подозрениям, то вероятность следующего визита к нам также резко снижается.

                Этот способ подойдет для тех случаев, когда мы видим, что за вышеуказанными словами кроется, на самом деле, именно подозрение, что мы не готовы жестко конфронтировать. Что на нас нельзя опереться: мы «прогнемся», если на нас надавить. Кому-то нужна именно жесткая конфронтация. Другую он обесценит.

                С некоторыми клиентами в определенных обстоятельствах целесообразно говорить описанным образом.

                С другими же, в другом контексте, наоборот, может иметь смысл, например, сказать: «Хорошо. Вижу, что подозреваете меня в нечестности. Хорошо, нормально, пойдет. Почему вы должны мне верить, в самом-то деле? Но, может, есть какой-то – пусть небольшой – процент, на который вы мне доверяете? Может, один? Или ноль целых одна десятая? А может, целых пять?» То есть дать понять, что мы принимаем клиента с его недоверчивостью, в то же время пробуя придать нашему взаимодействию какую-то ценность. Не обесценить его полностью.

                Понятно, что возможны и другие варианты.

                Но в самую первую очередь, на мой взгляд, имеет смысл самому(-ой) для себя понять, что же такое гештальт-терапия (или, может быть, психология вообще) конкретно для нас в плане терапевтического процесса.

                Я для себя сформулировал этот аспект следующим образом.

                Гештальт-терапия для меня – это способ помочь, поддержать или даже просто быть рядом с человеком (хотя в гештальт-подходе поддержка и помощь как раз и заключаются вот в этом самом «быть рядом»). В каком-то смысле, гештальт-терапия для меня – это способ выразить мою человечность, дать ей выход, реализовать свою потребность в этом.

                Это, конечно, не бог весть какое определение. И, разумеется, оно не вмещает в себя все грани и стороны моего понимания гештальт-подхода.

                Но, как бы то ни было, главным во всем этом является тот факт, что на первое место ставится наше взаимодействие с клиентом, сам процесс. И гештальт-терапия как практический и научный подход оказывается лишь формой для этого процесса.
                Тогда получается, что не «мы – для работы, для гештальт-терапии», а «гештальт-терапия – для нас». То есть не человек является инструментом в руках «должности» или «работы», а «должность» и «работа» оказываются инструментом для проявления наших человеческих качеств.
                Соответственно, терапевт оказывается не объектом, который послушен обстоятельствам, а вполне себе субъектом, который сам принимает решение, что, как и когда говорить и делать.

                И, в общем-то, не беда, если мы не можем объяснить этот момент клиенту. Не всегда это возможно. Главное – понимать самим. А клиент почувствует вот это отношение.

                Я так думаю.

Опубликовано на сайте: 29 июля 2019,  443 просмотра
Поделиться4В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться493
Комментарии
Александр Уразов писал(а):
И, в общем-то, не беда, если мы не можем объяснить этот момент клиенту. Не всегда это возможно.
Да, бывает ситуация, когда у психолога нет готового решения. Он человек и ничто человеческое ему не чуждо.
Но...
Александр Уразов писал(а):
Соответственно, терапевт оказывается не объектом, который послушен обстоятельствам, а вполне себе субъектом, который сам принимает решение, что, как и когда говорить и делать.
Согласна и поддерживаю!
Психолог, Проблемы Отношений - г. Самара
№1 | 29 июля 2019 | Ответить
№1 | Куракина Тамара Николаевна писал(а):
Да, бывает ситуация, когда у психолога нет готового решения. Он человек и ничто человеческое ему не чуждо.
Я про конкретно вот этот аспект - которому посвящена статья. )
Спасибо, что прочитали и откликнулись, Тамара Николаевна! Рад Вам! )
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№2 | 29 июля 2019 | Ответить
Действительно, хочет опереться, доверие еще не сформировано и это такая "проверка". Иногда клиенту надо раз за разом убеждаться в надежности контакта и поддержки прежде чем, начать доверять. Александр, спасибо Вам за статью!
Психолог, Личностный Семейный - г. Москва
№3 | 29 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
в самую первую очередь, на мой взгляд, имеет смысл самому(-ой) для себя понять, что же такое гештальт-терапия (или, может быть, психология вообще) конкретно для нас в плане терапевтического процесса.
Не единичный случай, когда приходят в терапию в качестве клиента, проживают, изживают, избавляются от ненужного уже "хлама" установок и интроектов и, оказывается, что психотерапия - это любовь и будущее призвание.
Кстати, и и про меня)
Спасибо, Александр, за Вашу точку зрения и статью!
Психолог, Гештальт-терапевт супервизор - г. Минск (Беларусь)
№4 | 29 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
Тогда получается, что не «мы – для работы, для гештальт-терапии», а «гештальт-терапия – для нас». То есть не человек является инструментом в руках «должности» или «работы», а «должность» и «работа» оказываются инструментом для проявления наших человеческих качеств.
Важно это помнить всегда. Саша, спасибо за прекрасную статью!
Психолог, КПТ Схема-терапия EMDR - г. Челябинск
№5 | 29 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
Еще эта фраза может звучать, например, следующим образом:

– «вы со мной разговариваете только потому, что это ваша работа»;

– «вы меня поддерживаете только потому, что это – ваша работа».
На эту тему есть анекдот:
Клиент: Вы со мной общаетесь только потому что я плачу Вам деньги!
Терапевт: А Вы со мной, потому что у Вас есть проблемы!
Психолог, Семейный терапевт Расстановщик - г. Санкт-Петербург
№6 | 29 июля 2019 | Ответить
№3 | Путилин Олег Викторович писал(а):
Иногда клиенту надо раз за разом убеждаться в надежности контакта и поддержки прежде чем, начать доверять
А для некоторых момент, когда он сможет довериться, будет означать, что он решил свою самую большую трудность. )
Спасибо за поддержку, Олег!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№7 | 29 июля 2019 | Ответить
№4 | Бондарович Любовь Павловна писал(а):
Кстати, и и про меня)
И про меня. )
Спасибо за Ваше внимание к статье и отклик, Любовь Павловна!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№8 | 29 июля 2019 | Ответить
№5 | Буркова Елена Викторовна писал(а):
Важно это помнить всегда. Саша, спасибо за прекрасную статью!
Спасибо, что прочитала и откликнулась, Лена! Рад тебе! )
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№9 | 29 июля 2019 | Ответить
№6 | Наталия Филимонова писал(а):
На эту тему есть анекдот:
Клиент: Вы со мной общаетесь только потому что я плачу Вам деньги!
Терапевт: А Вы со мной, потому что у Вас есть проблемы!
)))))
Шикарно! Спасибо, что поделились, Наталия! Надо запомнить и использовать будет. )
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№10 | 29 июля 2019 | Ответить
Был клиент, который очень часто так говорил. В очередной раз я сказала, что вполне могу себе позволить быть честной и говорить правду) это его, как ни странно, укрепило.
Спасибо, интересные нюансы!)
Психолог, Аккредитованный гештальт-терапевт - г. Пермь
№11 | 29 июля 2019 | Ответить
Александра, для каждого какой-то свой подход. )
Спасибо, что прочитала и откликнулась!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№12 | 29 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
«должность» и «работа» оказываются инструментом для проявления наших человеческих качеств.
Саша...прям аж до мурашек!)) Спасибо тебе! Классная статья!!!
Психолог, Онлайн-расстановщик - г. Волгоград
№13 | 29 июля 2019 | Ответить
Благодарю за описание рекомендаций гештальттерапевту.
Психолог, Канд-пси-наук - г. Москва
№14 | 29 июля 2019 | Ответить
С возвращением, Александр! Рада, что Вы продолжили этот цикл статей.
Александр Уразов писал(а):
«Вы обманываете меня. На самом деле, вы думаете по-другому. Но ваша работа/«должность» заставляет вас говорить мне неправду».
Для меня эта сложная часть, когда доверия клиента не достаточно. Спасибо за полезные рекомендации!
Психолог - г. Санкт-Петербург
№15 | 29 июля 2019 | Ответить
Я иногда в таких ситуациях говорю, что да, отношения наши, конечно, символические, обусловленные определенными границами, но то, что возникает и развивается в них - отношения, чувства - настоящие.
Спасибо, Александр, хорошая тема.
Психолог - г. Армавир
№16 | 29 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
Главное – понимать самим. А клиент почувствует вот это отношение.
Очень откликается! Отличная статья. Спасибо, Александр!
Психолог, Эффективная бережная терапия - г. Москва
№17 | 30 июля 2019 | Ответить
Александр, спасибо за Ваши размышления, интересно.
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Новосибирск
№18 | 30 июля 2019 | Ответить
Надежда, спасибо! Очень приятно! :)
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№19 | 30 июля 2019 | Ответить
Татьяна Алексеевна, спасибо за Ваше внимание и отклик!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№20 | 30 июля 2019 | Ответить
№15 | Ольга Левчук писал(а):
Для меня эта сложная часть, когда доверия клиента не достаточно
Думаю, для каждого терапевта это непростой момент. Спасибо, что прочитали и откликнулись, Ольга!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№21 | 30 июля 2019 | Ответить
№16 | Ольга Белоножкина писал(а):
Я иногда в таких ситуациях говорю, что да, отношения наши, конечно, символические, обусловленные определенными границами, но то, что возникает и развивается в них - отношения, чувства - настоящие.
Иногда тоже так говорю. Но не всегда помогает. :(
Спасибо за интересное и конструктивное дополнение, Ольга!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№22 | 30 июля 2019 | Ответить
Мария, спасибо за отклик и поддержку!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№23 | 30 июля 2019 | Ответить
Ольга Георгиевна, спасибо за Ваше внимание к статье и отклик!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№24 | 30 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
Гештальт-терапия для меня – это способ помочь, поддержать или даже просто быть рядом с человеком
А быть рядом - это уже некая степень доверия.
Александр, спасибо , откликаются Ваши размышления.
Психолог - г. Киров (Кировская область)
№25 | 30 июля 2019 | Ответить
Анна, спасибо, что прочитали и откликнулись!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№26 | 30 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
Совет №17 «О фразе «вы так говорите только потому, что это ваша работа»».
Спасибо за ценные рекомендации!
Психолог - г. Санкт-Петербург
№27 | 30 июля 2019 | Ответить
Алина, спасибо за Ваше внимание и отклик!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№28 | 30 июля 2019 | Ответить
Спасибо за советы! Мне интересно гештальт направление)
Психолог, Практик EMDR Europe - г. Санкт-Петербург
№29 | 30 июля 2019 | Ответить
Амалия Эминовна, спасибо, что прочитали и откликнулись! У Вас очень интересный стиль. )
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№30 | 30 июля 2019 | Ответить
Александр Уразов, спасибо!))
Психолог, Практик EMDR Europe - г. Санкт-Петербург
№31 | 30 июля 2019 | Ответить
Александр, спасибо за статью! Как начинающему терапевту, мне очень интересно и полезно читать Ваши статьи!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Калининград
№32 | 31 июля 2019 | Ответить
Анастасия, спасибо, что прочитали, и за поддерживающий отклик!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№33 | 31 июля 2019 | Ответить
Клиенту важно в некоторые моменты опираться на терапевта, особенно в моменты недоверия, сомнений. Иногда он бывает настолько уязвим и беззащитен, что начинает "нападать", агрессировать, подключать свои защиты. И задача терапевта не только держать удар, но и даже в этом поведении клиента суметь приблизиться, прояснить, обозначить контакт. Я обычно на недоверие отвечаю: "Вы имеете на это право и я уважаю Ваше мнение". Александр, Вы поднимаете важные вопросы, спасибо!
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№34 | 4 августа 2019 | Ответить
№34 | Рагулина Анастасия Юрьевна писал(а):
Я обычно на недоверие отвечаю: "Вы имеете на это право и я уважаю Ваше мнение".
Да, согласен: обозначить принятие зачастую очень важно и полезно.
№34 | Рагулина Анастасия Юрьевна писал(а):
Вы поднимаете важные вопросы
Спасибо, Анастасия!
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№35 | 4 августа 2019 | Ответить
Александр Уразов писал(а):
  Гештальт-терапия для меня – это способ помочь, поддержать или даже просто быть рядом с человеком
Александр Уразов писал(а):
это способ выразить мою человечность
Согласна с Вами, Александр! Благодарю за статью!
Психолог - г. Могилёв (Беларусь)
№36 | 13 августа 2019 | Ответить
№36 | Букачёва Светлана Геннадьевна писал(а):
Согласна с Вами, Александр! Благодарю за статью!
Спасибо, Светлана! Рад Вам! Давно не было. )
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№37 | 13 августа 2019 | Ответить
Александр Уразов, взаимно)
Психолог - г. Могилёв (Беларусь)
№38 | 13 августа 2019 | Ответить
Я вот до сих пор ловлю себя на мысли, что моя психолог не стала бы со мной близко общаться в реальной жизни. :+)
№39 | 23 декабря 2019 | Ответить
№39 | Старуха Шапокляк ) писал(а):
Я вот до сих пор ловлю себя на мысли, что моя психолог не стала бы со мной близко общаться в реальной жизни. :+)
Не совсем понимаю смысл Вашего смайлика. ) Не знаком с ним. )
А по существу комментария: знаете, зачастую так бывает, что и клиент вряд ли стал бы общаться с таким человеком, которым является его психолог. Просто появляется общая тема: работа с "темами" клиента. И она дает повод и возможность к общению.
Кривовато выразился...
В гештальте после окончания работы с клиентом, через некоторое время можно вполне даже как-то "задружиться" с ним.
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№40 | 23 декабря 2019 | Ответить
№40 | Александр Уразов писал(а):
Не совсем понимаю смысл Вашего смайлика. ) Не знаком с ним. )
Промахиваюсь по минусу. Это типа нос. И это тоже :@)
№41 | 23 декабря 2019 | Ответить
№40 | Александр Уразов писал(а):
А по существу комментария: знаете, зачастую так бывает, что и клиент вряд ли стал бы общаться с таким человеком, которым является его психолог. Просто появляется общая тема: работа с "темами" клиента. И она дает повод и возможность к общению.
Кривовато выразился...
В гештальте после окончания работы с клиентом, через некоторое время можно вполне даже как-то "задружиться" с ним.
Нормально выразились. У нас наоборот получилось - в универе приятельствовали, потом разошлись лет на 15. Она говорит, что у нее много приятелей тех лет пришли к ней в терапию. :-) Почему-то ведь разошлись пути-дорожки...
№42 | 23 декабря 2019 | Ответить
№42 | Старуха Шапокляк ) писал(а):
Нормально выразились. У нас наоборот получилось - в универе приятельствовали, потом разошлись лет на 15. Она говорит, что у нее много приятелей тех лет пришли к ней в терапию. :-) Почему-то ведь разошлись пути-дорожки...
Хм-м-м... Интересный случай...
Психолог, Гештальт-терапевт Супервизор - г. Челябинск
№43 | 23 декабря 2019 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
50 советов начинающему гештальт-терапевту. 18.
От автора: Безусловно, это не столько руководство к действию, сколько мои соображения по различным вопросам, которые были актуальны для меня в начале моей практики (да и сейчас зачастую остаются актуальными). ...
Что скрывается за ожесточением
В продолжение темы песен, которые хорошо выражают определенные психологические феномены людей. Cruel World Жестокий мир I m putting you out of your misery Cause darling you re dragging me down I wish I ...
Притчи: «добрые» и «недобрые»
Когда-то давно я никак не мог понять смысл притчи о человеке, который убегал от тигра. «За человеком погнался тигр. Убегая, человек упал в пропасть, но зацепился за торчащий из склона горы корень ...
Новая форма капитала
Бывают песни, которые настолько хорошо выражают какие-то очень актуальные психологические аспекты современности, что даже можно ничего не добавлять и не интерпретировать. Монеточка (*иноагент), "Новая ...
Я в отпуске
Во избежание потери меня коллегами, благодарными читателями и другими заинтересованными лицами, кто контактирует как-либо со мной через данный сайт, довожу до сведения всех вышеуказанных, что я ушел в ...
Рекомендуем почитать
Зачем нужен профессиональный психолог?
Я довольно часто сталкиваюсь с вопросами: «- А зачем нужен профессиональный психолог? Когда всё то, что делает психолог можно сделать бесплатно? Посидеть с другом (подругой) за бутылочкой хмельного ...
Мирошниченко Игорь
Насилие в семье
Как насилие в семье влияет на будущее ребёнка? Насилие в семье – довольно распространённое для нашей страны явление. Родители физически наказывают детей, дерутся между собой, проявляют агрессию по ...
Марина Александровна
Детские травмы
Детские травмы: возможно ли избавиться от их последствий во взрослой жизни? Детские психотравмы переживает каждый ребёнок. У одних они серьёзные, глубокие, у других менее тяжёлые, но всё равно оставляющие ...
Марина Александровна
О жизненном балансе. Практическая методика
Сара Андерсен снова одной картинкой точно описала причину огромного количества наших жизненных страданий. Мне эта штука ещё в детстве была свойственна - принести 12 по математике, но 2 по немецкому. Затем ...
Анна Чатченко
Чувство вины
Одно из самых неприятных, я полагаю. Поэтому хотелось бы знать, как от него избавиться. Об этом и поговорим.Как оказалось, описать чувство вины ничем не проще, чем любовь. Все знают что это такое, но вот ...
Данилина Наталья
7591b
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз