2-й Функциональный блок головного мозга.Его роль в жизни человека

          2-й функциональный блок головного мозга называется блоком приема, переработки и  хранения информации (оперативный блок). Он располагается в задних, наружных отделах г.м. и в него входит: теменная (общесенсорная) кора, затылочная (зрительная) кора, височная (слуховая) кора.

Что же нам обеспечивает 2-й блок г.м.?  Попробуем рассмотреть примеры нарушений на усвоении школьных навыков ребенка:

1) Благодаря зрительному восприятию мы можем узнавать образы, предметы, картинки, выделять фрагменты и части (образа, текста и пр.). Затылочная область г.м. обеспечивает узнавание изображения по деталям (аналитическая стратегия, которая обеспечивается левым полушарием), так и узнавания образа в целом (холистическая стратегия, которая обеспечивается левым полушарием г.м).

Дефицит переработки зрительной информации приводит к нарушению выделения существенных признаков и деталей объекта (предмета), целостности контура изображения, опознавания предмета в целом и соответственно опоры на эти признаки при рисовании. Трудности актуализации зрительных образов букв и слов приводят к сложностям при попытки их воспроизведения в виде графем в тетради и при чтении книг.  

2) Зона ТРО (теменно-височно-затылочные отделы)   правого и левого полушария обеспечивают зрительно-пространственный гнозис, отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик и отношений между предметами, символами и элементами из которых они состоят. С деятельностью этого фактора связано узнавание и дифференциация букв, цифр. Ориентироваться на листе бумаги; умение найти левый, правый, нижний, верхний угол; найти строчку и поворот буквы, цифры так же помогает этот фактор.

При зрительно-пространственных нарушениях возникают трудности в узнавании букв, цифр; зрительно-пространственных выделениях существенных признаков. Буквы и цифры могут с трудом опознаваться, путаться (по оптически близким признакам "Г" с "Р" , "П" с "Н"), так же зеркальность букв, цифр. Правильное восприятие отдельной буквы может быть нарушено внутри слова, где на узнавание влияют соседние буквы. В чтении мы будем видеть замедленность прочитывание слов в тексте из-за трудностей актуализации букв. Трудности в нахождении начала строки , может быть игнорирование части зрительного поля (Например, начала строки, середины) и угадывающее чтение. У детей наиболее частая встречаемость именно нарушение зрительно-пространственной информации.

3) Теменные отделы г.м. отвечают за кинестетическое восприятие, т.е. считывают телесные ощущения, сигналы тела благодаря рецепторам, находящимся в костях, мышцах и сухожилиях. Благодаря этой информации мы можем контролировать свои моторные (двигательные) акты. Точность линий при рисовании и на письме зависит от возможности переработки кинестетического восприятия. 

Трудности переработки кинестетической информации приводят к недостаточности  тонкой моторики (кисти, пальцев рук) и соответственно к трудностям на письме. При несформированности либо поражении теменной доли , а именно угловой извилины в сторону затылочной доли левого полушария, теряется возможность объединять буквы в единое целое при чтении слова (дефект симультанности, т.е. одновременности восприятия), при этом нарушении, буквы в слове читаются верно, а объединение их в слоги нарушается и как следствие, происходит домысливание непрочитанных частей слова (угадывающее чтение).

4) Височный отдел отвечает за восприятие слуховой информации. Благодаря слуховому гнозису мы можем дифференцировать  различные звуки, тембр, высоту звучания, диффенцировать фонемы и прочее.

Нарушения переработки слуховой информации приводят к трудностям звуко-буквенного анализа, трудностям восприятия и воспроизведения устного и письменного звука, слога, слова; трудностям запоминания слов и предложений на слух; нарушается переход от звучания к значению (пониманию); нарушаются проблемы называния.

Работа со зрительными трудностями:

- Для развития зрительного восприятия хорошо использовать материалы, где необходимо дорисовать половину чего либо: тела, листочка, цветочка, буквы, цифры.

-Найти изображение среду "шума" (зашумленные картинки).

-При изучении образа буквы и цифры (при подготовке к школе) крупно рисуем и закрашиваем, лепим, конструируем и пытаемся вспомнить и отличить от похожих и не похожих букв (цифр), изготавливать буквы и цифры из природных материалов (если ребенок будет получать эмоциональное удовольствие от деятельности, то благодаря яркому впечатлению, запоминание будет наиболее лучшим).

-Буквы, цифры хорошо так же обводить пальцем, двигательный (моторный) акт так же способствует закреплению и наилучшему запоминанию.

-"Учимся видеть и называть" Т.В. Ахутина , Н.М.Пылаева 

Работа со зрительно-пространственными представлениями:

-Для развития всех уровней пространственных представлений необходимо начать работу со схемы тела (пространство тела, его частей и их взаимное расположение).

-Игра "Робот" (родитель, воспитатель, учитель говорит ребенку (детям)  куда идти и сколько шагов (влево, вправо, вперед, назад)

-Для пространственной ориентированности на листе бумаги, используем лабиринты, графические диктанты, так же и тренируем звуко-речевую память, так как обычно действия проговариваются.

-Конструирование (см. игры Никитиных).

- При работе в тетради выделяем рабочую строку, ее начало (границы выделять при ребенке!); оречевляем направление письма (какие буквы, цифры смотрят направо, какие налево). Можно маркировать парту левую и правую сторону разными цветами, маркировать руку цветом (Например, на правой руке, которой ребенок пишет одета резинка или еще что-то); так же на парте (рабочем столе дома) можно прикрепить буквы, цифры и знаки (чтобы ребенку было проще ориентироваться в какую сторону смотрят буквы и лучше запоминать). 

Работа с кинестетическими трудностями: 

-Для глубокой кинестетической чувствительности хорошо делать массаж рук.

-Пальчиковая гимнастика (активизируем подушечки пальцев, суставы и ладони, проминаем и растягиваем их) чтобы г.м. почувствовал информацию идущую от мышц, сухожилий и костей.

- Хорошо играть с мячиками при этом ловить и кидать мячик по-разному (кидать можно в верх, а ловить вниз ладошкой и наоборот), используя разнообразные захваты. 

- Артикуляционная гимнастика (если дефицитарная кинестетика на уровне артикуляции, то используем оральный праксис: надуваем щеки), используем скороговорки ; при плохом произношении букв необходимо обратиться к логопеду.

- Правильная постановка руки на письме ( см. прописи М.М. Безруких, на развороте прописей показаны позы для правшей, левшей и верный захват ручки).

Работа с дефицитом слуховой информации

-Давать ребенку короткие инструкции и проверять их понимание (просим повторить).

-Задания и игры на развитие звуко-речевого восприятия, на аппозиционную фонему (бочка-почка, дом-том и пр.)

-Хлопаем, когда слово начинается с буквы :С, Т, Д и т.д. задания можно усложнять (хлопаем 2 раза, когда слышим букву "Т"в середине слова и т.д.)

-Для развития ритмико-мелодической стороны речи используем считалки, песенки, отхлопываем ритм.

-Развитие запаса словарного словаря и многократно закрепляем новые слова.

Существуем масса игр на разные виды внимания, в которые родители могут играть дома, воспитатели в группах : 

1. Доббль (работа зрительного восприятия, селективного (выборочного) внимания, переключения внимания, программирования действий и пр.

2 й Функциональный блок головного мозга Его роль в жизни человека
2. Синий банан



3.Барабашка и его аналоги


4. Бюро находок



5.Ежик Потеряшка



6. Соображарий



7. Словесный Калейдоскоп



8. Мысль бежит слово догоняет

.

9. Тик, так, бум!


 Это малая часть игр, которую можно использовать..

Так же хочется порекомендовать для старших дошкольников и младших школьников рабочие тетради :

"Скоро школа. Путешествие Бима и Бома в страну Математику" Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева....

"Занимательные таблицы. Учимся считать и быть внимательными" Н.М.Пылаева, Т.Ю.Хотылева

"Школа внимания" Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева

"Графический диктант" Т.Ю.Хотылева, Н.М.Пылаева и многое другое (много рабочих тетрадей в ВКонтакте  выложены в доступе и их можно скачать.

Так же много игр находится в книге А.В.Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте"  (книга есть в открытом доступе)

 РS: эта публикация носит ознакомительный характер, диагностику и программу коррекции по проблеме проводят нейропсихологи. Помните, что  глазодвигательные, дыхательные, языкодвигательные упражнения нельзя проводить детям с Эпистатусом (который виден на ЭЭГ)! Так же первично необходимо посетить окулиста, лора, невролога с целью исключения органического поражения зрения, слуха, рецепторной чувствительности. 

Опубликовано на сайте: 18 февраля 2021,  5596 просмотров
Поделиться1В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться32
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Сенсорные особенности восприятия и как с ними работать
В данной публикации хочется коснуться очень значимой темы: "Сенсорных особенностей" и дать возможность, в особенности родителям, посмотреть на этот вопрос более глубинно. Давайте подумаем о том ...
3-й ФБМ и его роль в организации деятельности
В предыдущих публикациях были освещены 1-й ФБМ и 2-й ФБМ и теперь возможно закончить цикл публикаций по данной теме 3-м ФБМ (функциональным блоком мозга). Итак, 3-й блок головного мозга отвечает за программирование, ...
Энергетический блок мозга и его роль в жизни человека
В данной публикации хочется разбить и конкретизировать информацию по каждому блоку головного мозга (по А.Р. Лурия), для удобства понимания отклонений в развитии, связанных конкретно с определенным блоком ...
Я живу с нарциссом
О формировании нарциссизма (кратко) Нарциссический тип личности формируется в детском возрасте, а именно, в раннем развитии. Нарциссическая фаза развития (по мнению французских психоаналитиков) приходиться ...
Заикание. Виды. Коррекция
С чем связано заикание? Заикание связано с возникающими судорогами мышц в отделах речевого аппарата. Также заикание называют «малой эпилепсией», так как существует сходство во внешнем проявление ...
Рекомендуем почитать
Коронавирус — не враг человечеству, и борьба с ним бесполезна. Мой опыт
Кто слышал более полугода назад — в июне 2020 года — выступление Екатерины Сокальской «Как пережить вторую волну 2.0»? и ее слова: «Я как человек очень заинтересована, чтобы ...
Алексей Рыженков
Моя 17-летняя дочь считает себя трасгендером и тайно начала принимать гормоны. Что же мне делать?
Проблема трансгендерности подростков новый вызов для российских родителей. Еще десятилетие назад мамы и папы переживали о том, чтобы их чадо не начало употреблять наркотики или не принесло «в подоле», ...
Богомолов Евгений
Как избавиться от автоматических мыслей - пошаговое описание техники 1
В когнитивно-поведенческой психотерапии - эта техника помогает клиентам избавиться от вины, тоски, печали, тревоги и прочих негативных чувств, которые могут появиться при депрессии. Она позволяет научиться ...
Вьюков Антон
Вопросы- ответы про терапевтическую группу
С момента анонса нашей с Анастасией терапевтической группы , нам поступали вопросы об этом формате психологической работы. Я подумал, что может кому-то будет интересно узнать наши ответы, как мы видим ...
Михаил Иванов
Когда близкий человек в депрессии
Когда близкий человек в депрессии Если у близкого человека депрессия и вы не знаете, как себя правильно вести, вот несколько советов, которые помогут вам поддержать себя и близкого человека. Узнайте все ...
Тюлина Елена
a5663
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз