2-й функциональный блок головного мозга называется блоком приема, переработки и хранения информации (оперативный блок). Он располагается в задних, наружных отделах г.м. и в него входит: теменная (общесенсорная) кора, затылочная (зрительная) кора, височная (слуховая) кора.
Что же нам обеспечивает 2-й блок г.м.? Попробуем рассмотреть примеры нарушений на усвоении школьных навыков ребенка:
1) Благодаря зрительному восприятию мы можем узнавать образы, предметы, картинки, выделять фрагменты и части (образа, текста и пр.). Затылочная область г.м. обеспечивает узнавание изображения по деталям (аналитическая стратегия, которая обеспечивается левым полушарием), так и узнавания образа в целом (холистическая стратегия, которая обеспечивается левым полушарием г.м).
Дефицит переработки зрительной информации приводит к нарушению выделения существенных признаков и деталей объекта (предмета), целостности контура изображения, опознавания предмета в целом и соответственно опоры на эти признаки при рисовании. Трудности актуализации зрительных образов букв и слов приводят к сложностям при попытки их воспроизведения в виде графем в тетради и при чтении книг.
2) Зона ТРО (теменно-височно-затылочные отделы) правого и левого полушария обеспечивают зрительно-пространственный гнозис, отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик и отношений между предметами, символами и элементами из которых они состоят. С деятельностью этого фактора связано узнавание и дифференциация букв, цифр. Ориентироваться на листе бумаги; умение найти левый, правый, нижний, верхний угол; найти строчку и поворот буквы, цифры так же помогает этот фактор.
При зрительно-пространственных нарушениях возникают трудности в узнавании букв, цифр; зрительно-пространственных выделениях существенных признаков. Буквы и цифры могут с трудом опознаваться, путаться (по оптически близким признакам "Г" с "Р" , "П" с "Н"), так же зеркальность букв, цифр. Правильное восприятие отдельной буквы может быть нарушено внутри слова, где на узнавание влияют соседние буквы. В чтении мы будем видеть замедленность прочитывание слов в тексте из-за трудностей актуализации букв. Трудности в нахождении начала строки , может быть игнорирование части зрительного поля (Например, начала строки, середины) и угадывающее чтение. У детей наиболее частая встречаемость именно нарушение зрительно-пространственной информации.
3) Теменные отделы г.м. отвечают за кинестетическое восприятие, т.е. считывают телесные ощущения, сигналы тела благодаря рецепторам, находящимся в костях, мышцах и сухожилиях. Благодаря этой информации мы можем контролировать свои моторные (двигательные) акты. Точность линий при рисовании и на письме зависит от возможности переработки кинестетического восприятия.
Трудности переработки кинестетической информации приводят к недостаточности тонкой моторики (кисти, пальцев рук) и соответственно к трудностям на письме. При несформированности либо поражении теменной доли , а именно угловой извилины в сторону затылочной доли левого полушария, теряется возможность объединять буквы в единое целое при чтении слова (дефект симультанности, т.е. одновременности восприятия), при этом нарушении, буквы в слове читаются верно, а объединение их в слоги нарушается и как следствие, происходит домысливание непрочитанных частей слова (угадывающее чтение).
4) Височный отдел отвечает за восприятие слуховой информации. Благодаря слуховому гнозису мы можем дифференцировать различные звуки, тембр, высоту звучания, диффенцировать фонемы и прочее.
Нарушения переработки слуховой информации приводят к трудностям звуко-буквенного анализа, трудностям восприятия и воспроизведения устного и письменного звука, слога, слова; трудностям запоминания слов и предложений на слух; нарушается переход от звучания к значению (пониманию); нарушаются проблемы называния.
Работа со зрительными трудностями:
- Для развития зрительного восприятия хорошо использовать материалы, где необходимо дорисовать половину чего либо: тела, листочка, цветочка, буквы, цифры.
-Найти изображение среду "шума" (зашумленные картинки).
-При изучении образа буквы и цифры (при подготовке к школе) крупно рисуем и закрашиваем, лепим, конструируем и пытаемся вспомнить и отличить от похожих и не похожих букв (цифр), изготавливать буквы и цифры из природных материалов (если ребенок будет получать эмоциональное удовольствие от деятельности, то благодаря яркому впечатлению, запоминание будет наиболее лучшим).
-Буквы, цифры хорошо так же обводить пальцем, двигательный (моторный) акт так же способствует закреплению и наилучшему запоминанию.
-"Учимся видеть и называть" Т.В. Ахутина , Н.М.Пылаева
Работа со зрительно-пространственными представлениями:
-Для развития всех уровней пространственных представлений необходимо начать работу со схемы тела (пространство тела, его частей и их взаимное расположение).
-Игра "Робот" (родитель, воспитатель, учитель говорит ребенку (детям) куда идти и сколько шагов (влево, вправо, вперед, назад)
-Для пространственной ориентированности на листе бумаги, используем лабиринты, графические диктанты, так же и тренируем звуко-речевую память, так как обычно действия проговариваются.
-Конструирование (см. игры Никитиных).
- При работе в тетради выделяем рабочую строку, ее начало (границы выделять при ребенке!); оречевляем направление письма (какие буквы, цифры смотрят направо, какие налево). Можно маркировать парту левую и правую сторону разными цветами, маркировать руку цветом (Например, на правой руке, которой ребенок пишет одета резинка или еще что-то); так же на парте (рабочем столе дома) можно прикрепить буквы, цифры и знаки (чтобы ребенку было проще ориентироваться в какую сторону смотрят буквы и лучше запоминать).
Работа с кинестетическими трудностями:
-Для глубокой кинестетической чувствительности хорошо делать массаж рук.
-Пальчиковая гимнастика (активизируем подушечки пальцев, суставы и ладони, проминаем и растягиваем их) чтобы г.м. почувствовал информацию идущую от мышц, сухожилий и костей.
- Хорошо играть с мячиками при этом ловить и кидать мячик по-разному (кидать можно в верх, а ловить вниз ладошкой и наоборот), используя разнообразные захваты.
- Артикуляционная гимнастика (если дефицитарная кинестетика на уровне артикуляции, то используем оральный праксис: надуваем щеки), используем скороговорки ; при плохом произношении букв необходимо обратиться к логопеду.
- Правильная постановка руки на письме ( см. прописи М.М. Безруких, на развороте прописей показаны позы для правшей, левшей и верный захват ручки).
Работа с дефицитом слуховой информации
-Давать ребенку короткие инструкции и проверять их понимание (просим повторить).
-Задания и игры на развитие звуко-речевого восприятия, на аппозиционную фонему (бочка-почка, дом-том и пр.)
-Хлопаем, когда слово начинается с буквы :С, Т, Д и т.д. задания можно усложнять (хлопаем 2 раза, когда слышим букву "Т"в середине слова и т.д.)
-Для развития ритмико-мелодической стороны речи используем считалки, песенки, отхлопываем ритм.
-Развитие запаса словарного словаря и многократно закрепляем новые слова.
Существуем масса игр на разные виды внимания, в которые родители могут играть дома, воспитатели в группах :
1. Доббль (работа зрительного восприятия, селективного (выборочного) внимания, переключения внимания, программирования действий и пр.

2. Синий банан

3.Барабашка и его аналоги

4. Бюро находок

5.Ежик Потеряшка

6. Соображарий

7. Словесный Калейдоскоп

8. Мысль бежит слово догоняет
.
9. Тик, так, бум!

Это малая часть игр, которую можно использовать..
Так же хочется порекомендовать для старших дошкольников и младших школьников рабочие тетради :
"Скоро школа. Путешествие Бима и Бома в страну Математику" Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева....
"Занимательные таблицы. Учимся считать и быть внимательными" Н.М.Пылаева, Т.Ю.Хотылева
"Школа внимания" Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева
"Графический диктант" Т.Ю.Хотылева, Н.М.Пылаева и многое другое (много рабочих тетрадей в ВКонтакте выложены в доступе и их можно скачать.
Так же много игр находится в книге А.В.Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте" (книга есть в открытом доступе)
РS: эта публикация носит ознакомительный характер, диагностику и программу коррекции по проблеме проводят нейропсихологи. Помните, что глазодвигательные, дыхательные, языкодвигательные упражнения нельзя проводить детям с Эпистатусом (который виден на ЭЭГ)! Так же первично необходимо посетить окулиста, лора, невролога с целью исключения органического поражения зрения, слуха, рецепторной чувствительности.