дети в центре вашего семейного фото?

То ли притча, то ли быль, но в любом случае срезонировало. Услышал не так давно. Не факт, что передам дословно, но суть будет та.

Итак. За вечерней рюмкой чая сидят мужики и ведут разговоры о семье. Один задает вопрос-задачку: «Горит дом. В одной спальне спит жена, в другой спят дети. Спасти кого-то можно только забежав в одну из спален. Кого будете спасать? Жену или детей?». Все присутствующие хором, но немного в разнобой заявляют о готовности спасти детей. И вроде на этом вопрос закрывается, но тут голос подает один преклонного возраста мужичек, который до этого сидел в сторонке: «Глупые вы. Неразумные. Зачем детей вперед жены спасать?... Они вырастут и разойдутся, вы их может быть и не увидите больше. Спасать надо в первую очередь того, с кем старость собираешься встретить». Конец.

Притча оставила во мне не однозначный отпечаток. С одной стороны я лично не готов пренебречь детьми, с другой стороны как будто некоторые акценты относительно других, не менее важных, вопросов стали сдвигаться. А всегда ли надо во главу угла ставить интересы детей? Может в большей степени внимание и прочее должно быть распределено в первую очередь между супругами?...

Почему на старых семейных фото дети практически никогда не бывают в центре диспозиции, а на современных вокруг них обычно все и вертится?

Посмотрите на старое семейное фото какой-нибудь многодетной, по современным меркам, семьи, там где 3-4 ребенка. Как люди расположены на фото? В центре родители, а дети по бокам и/или вокруг. А посмотрите на современное фото многодетной или не очень семьи. Обычно родители или по бокам, или между ними как минимум один из детей (заложник). При пристальном всматривании часто становится очевидно, то контакта между родителями вообще нет или он минимальный. Ни физического (ну, кроме того, который необходим для появления детей), ни психологического.

Не знаю. Может я в чем-то не прав, и мой пост – это пост сожаление о том, что прошло и уже не востребовано. О желании взрослых людей создавать долгосрочные, близкие, открытые и глубокие отношения. Но мне по-прежнему кажется это ценным и важным. И пару стоит создавать не только для того, чтобы вырастить и отпустить детей во взрослую жизнь. И отношения — это что-то большее, чем просто восприятие друг друга как ресурсы/инструменты/средства, для достижения чего-то и получения выгоды.

А вы чего думаете по этому поводу?

Опубликовано на сайте: 6 июля 2021,  451 просмотр
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться84
Комментарии
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
А вы чего думаете по этому поводу?
Что глядя на совместное фото пары можно многое понять про их отношения
Психолог - г. Челябинск
№1 | 6 июля 2021 | Ответить
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
В центре родители, а дети по бокам и/или вокруг.
а на старых, старых фото - в центре отец семейства (дед), рядом стоит его жена, далее муж и жена (дети), а совсем с краю малышня (внуки).
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
Обычно родители или по бокам, или между ними как минимум один из детей (заложник). При пристальном всматривании часто становится очевидно, то контакта между родителями вообще нет или он минимальный
и они к нам приходят в таком состоянии, когда контакта нет, а ребенок заполонил собой все и у него проблемы
Известный семейный психотерапевт К. Витакер писал в своей книге, что ребенок должен четко знать, что его мама и папа важнее друг для друга, чем он для каждого из них. Тогда у ребенка будет счастливая детская жизнь.
Психолог, Семейный - г. Санкт-Петербург
№2 | 6 июля 2021 | Ответить
А если глянуть старые крестьянские фото, те где много людей и исконный быт сохранен, то там на фото вся иерархия будет видна. Активные взрослые люди в центре или близко к центру, ствршие люди вокруг по степени важности, а дети по степени взрослости и соответственно веса в семье по краям
Психолог - г. Краснодар
№3 | 6 июля 2021 | Ответить
Очень мне близко Ваше сожаление......
Иерархия семьи - не пустой звук. И последствия ее нарушения нам еще предстоит увидеть во всей красе. Пока только цветочки наблюдаем...
Спасибо Вам
Психолог, Терапия созависимости Саморазвитие - г. Москва
№4 | 6 июля 2021 | Ответить
Вот, нашла в сети историю про пожар. Автор «головоломки» — Сократ)))
—————————————————————
Сoкрат, великий филoсоф и мнoгодетный папа, как вы пoмните, обожал выйти на плoщадь и зaдать сложный вопрос своим сoвременникам. Один из таких вопрoсов я попыталась вынести на всеoбщее обсуждение в нaши дни. Вот, что из этого вышло.

Был обычный осeнний вечер. Домочадцы разбрелись по своим кoмнатам. Я читала Сократа. Один вопрос меня ошеломил. Он спрaшивал: "Если будет пожар, и можно спасти лишь кого-то одного, кого спасёшь — жену или однoго ребёнка?". Все мужчины ответили: "Ребёнка, кoнечно". Сократ сказал: "А я спасу свою молодую жену. Мы погoрюем вместе, и она родит мне ещё детей. А если спасу ребёнка, то горе будет и мне, и ему. Он свoим видом будет всегда напоминать мне о трагедии. А сам ребёнок пoтеряет и братьев-сестёр, и мать, а потом обзаведётся мачехой, котoрая не сможет его любить, как любила мама".
Конечно, спoры не утихали долго.
———————————————————

Да, сейчас много изменилось. Особенно в иерархии семьи... Насколько это хорошо? Иногда кажется, что не очень...
И да, отношения — это еще и возможность познать себя через другого, возможность узнавать другого, отличного от тебя.
№5 | 6 июля 2021 | Ответить
Да, сложный вопрос, но ответ на него, можно найтив приоритетах каждого. Они индивидуальные. Спасибо за статью.
Психолог, Телесный терапевт - г. Москва
№6 | 7 июля 2021 | Ответить
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
Глупые вы. Неразумные. Зачем детей вперед жены спасать?... Они вырастут и разойдутся, вы их может быть и не увидите больше. Спасать надо в первую очередь того, с кем старость собираешься встретить».
Согласна, неприятное чувство росле прочтения. Можно еще приплести"спасать жену, она новых родит"
Думаю тут инстинкты срабатывают. В природе большинство животных свое потомство будет защищать до последнего., особенно самки с материнским инстинктом.
Психолог, Супервизор, Клинический КПТ-КСТ-АСТ-СFT-DBT - г. Санкт-Петербург
№7 | 7 июля 2021 | Ответить
Мне тоже нравится анализировать семейные отношения по фотографиям.
Психолог, Детский психолог - г. Владивосток
№8 | 7 июля 2021 | Ответить
Спасибо. Вспомнились объявления в самолёте: "Сначала маску наденьте себе, потом детям". Есть люди которые недоумевают от этого сообщения, не понимают смысл. Пока ты не поможешь себе, ты можешь не успеть помочь детям.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№9 | 7 июля 2021 | Ответить
Вообще вот такой
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
вопрос-задачку
стОило бы сформулировать иначе:
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
Кого будете
осознанно и с полным пониманием ситуации бросать на верную мучительную смерть в горящем доме?
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
Жену или детей?
Гораздо честнее было бы. И понятней.
А на самом деле этот вот вопросец (и этот выбор) - очень страшная штука. "Выбор Софи" (с). После которого твоя жизнь будет разрублена на "до..." и "после...", какой бы выбор ты ни сделал. И не приведи Судьба никому столкнуться с чем-то подобным в реальности, а не в пьяных потрепушках
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
За вечерней рюмкой чая
где все герои-герои, спасители-спасители, умные-сильные-мужественные-хладнокровные.
Реплика в сторону: сдаётся мне, что этот самый умный-разумный
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
один преклонного возраста мужичек, который до этого сидел в сторонке
просчитавший наперед, что детей-де спасать незачем,
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
Они вырастут и разойдутся, вы их может быть и не увидите больше
так что пускай себе горят заживо, или в дыму задохнутся (если Смерть будет к ним милосердна), и за женой бы в огонь не кинулся. Жена - она ведь тоже дело такое - сегодня есть, а завтра подолом верть, и убежала к мужичку помоложе. Да и вообще, баб много, и все взамушшш хоЧУТ. Так что найдётся
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
кем старость собираешься встретить
Реплика в другую сторону: согласна, в те стааарыые доообрые времена, когда
Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
на старых семейных фото дети практически никогда не бывают в центре
существовало много очень хороших и очень разумных обычаев. Вот таких, например:
«Людей старых, не подававших надежду на жизнь, вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг, а чтоб при опускании, не разбились или не задержались на скате, их сажали на луб, на котором они, как на санях, доходили до дна оврага. Отсюда выражения: «сажать на лубок», «пора на лубок».(Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон, т. 67, с.402—404)
...Иногда сажали на тот же лубок, везли куда-либо за огороды и добивали довбней, орудием для обработки льна.
Кроме того, уводили в дремучий лес и там оставляли под деревом, опускали в пустую яму в амбаре или гумне, сажали на печь в пустой хате, топили в реке или озере.
(Литвинова, "Как сажали в старину людей старых на лубок)
Очччень рекомендую к прочтению. Особенно этому... разумному мужичку. Чтобы представлял, как именно ему предстоит встретить старость.
И в третью сторону: возможно, это моя профдеформация (почти 20 лет стажа в МЧС) - но накрепко вбитое в кору и в подкорку (и даже, кажется, в ствол :-)) правило гласит: "В первую очередь спасают тех, кто не в состоянии выбраться из жизнеугрожающего очага самостоятельно".
№10 | 7 июля 2021 | Ответить
Сабиров Салават Шамгунович, а как следует поступить, если одна из масок намертво заклинилась в отсеке? Кстати, это не только абстрактный такой вопрос из наших профильных тестов. Такие случаи были в реальности.
№11 | 7 июля 2021 | Ответить
wertgeim,
Конечно же были. Вероятность форс мажора всегда больше нуля.
Психолог, Сексолог Семейный терапевт - г. Волгоград
№12 | 7 июля 2021 | Ответить
wertgeim, Я бы отнесся к этой притче как к метафоре , не более того.
Психолог - г. Челябинск
№13 | 7 июля 2021 | Ответить
Red Swan, Спасибо за то , что нашли оригинал
Психолог - г. Челябинск
№14 | 7 июля 2021 | Ответить
так мог написать только человек,у которого нет детей и который не понимает природную суть сближения людей.
№15 | 7 июля 2021 | Ответить
№9 | Сабиров Салават Шамгунович писал(а):
Спасибо. Вспомнились объявления в самолёте: "Сначала маску наденьте себе, потом детям". Есть люди которые недоумевают от этого сообщения, не понимают смысл. Пока ты не поможешь себе, ты можешь не успеть помочь детям.
у Вас смысл сказанного:,,помогу себе ради детей,,.А в статье - помогу себе ради себя любимого и зависимого от своего партнера,а детей спасать - смысла не имеет,,
№16 | 7 июля 2021 | Ответить
Р и т а, вот да, почему-то от этого правила
№16 | Р и т а писал(а):
Сначала маску наденьте себе
всевозможные психо... ну вот так и норовят отчикать его вторую часть. А именно: "Обеспечив себе доступ кислорода, вы будете способны действовать дальше. И гарантированно наденете маску на своего ребенка". Кстати, если дочитать ту инструкцию до конца (именно дочитать, в объявлениях это обычно не звучит) - в ней обнаружится еще один пункт: "Осмотритесь по сторонам, чтобы определить, есть ли поблизости кто-то, нуждающийся в помощи. По возможности, окажите помощь сами, или подайте сигнал кабинному экипажу кнопкой вызова".
№17 | 8 июля 2021 | Ответить
Козлов Вячеслав Валерьевич, Можно и
№13 | Козлов Вячеслав Валерьевич писал(а):
как к метафоре , не более того
Только вопрос-задачку следовало бы задавать всё же по-честному. Ну и помнить про лубок.
№18 | 8 июля 2021 | Ответить
История, рассказанная в начале, немного жутковата для меня оказалась. Я бы спасала, конечно, детей, потому что за ними будущее. А вариант спасти жену, чтобы в старости было не скучно, по-моему, очень эгоцентричен.
Насчёт современного центрирования на детях, полностью с вами согласна. Как раз неделю назад была на свадьбе и задумалась о том, как семьи становятся для поздравления молодых, в какой очерёдности передают микрофон друг другу. И мне показалось неуместным, когда, например, говорит мать, потом ребёнок-подросток, а потом только отец. Сразу захотелось узнать подробнее, какие отношения между родителями. Вы описываете практически такой же диагностический инструмент, вглядываясь в семейные фото. Спасибо за статью, очень она мне откликнулась и поддержала меня в моих размышлениях!
Психолог, Медиатор супружеских отношений - г. Гомель (Беларусь)
№19 | 9 июля 2021 | Ответить
Спасибо за интересный вопрос и не менее интересное наблюдение за сменой акцентов в семье!
Я бы точно спасала детей как менее способных самостоятельно выбраться, это для меня про выживание, физиологию и инстинкт.
А с точки зрения психологии и отношений я однозначно ставила бы во главу угла здоровые отношения родителей. Я все еще смотрю на детей как на проявление и плод любви родителей (понимаю, что у многих это не так), реализацию Любви. Если говорить о Семье, то для меня первичнее пара, которая ее образует. Мне потребовалось 10 лет, чтобы уйти от дето-центрированной идеи отношений, которую я впитала от мамы. Лично меня сильно разрушала пропасть, холод и конфликты между моими родителями (они до сих пор в браке, кстати). Мне кажется, ребенок получает в семье не только тепло, еду и любовь родителей, но и научается отношениям. И это влияет на всю дальнейшую жизнь.
Более того, ребенок ассоциирует себя и с мамой, и с папой, поэтому раздрай между ними (как результат невозможности договориться будь то в браке, будь то в разводе) влияет на него. Если я наблюдала ссоры родителей, я страдала вдвойне.
Соответственно, если в Семье один родитель, то одна из его многочисленных задач заниматься собственной личной жизнью, чтобы транслировать полноту жизни, а не душить своим вниманием и любовью ребенка, подспудно взращивая невротическую вину "мама пожертвовала жизнью ради меня".
Слышала о случаях, когда родители были так влюблены друг в друга, что ребенок чувствовал себя лишним и покинутым. Это тоже перекос, конечно, но таких историй я встречала значительно меньше.
№20 | 4 февраля 2022 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Психологическая консультация несовершеннолетнего без согласия родителей?
Может ли психолог проконсультировать обратившегося к нему несовершеннолетнего ребенка без получения согласия родителей? Задались с коллегами по ЧООО «Объединение Профессиональных Психологов» ...
"Я не знаю о чем сегодня говорить..." сказал клиент
- Я не знаю о чем говорить сегодня… - после привычного приветствия проговорил клиент. - Ну и прекрасно, значит сегодня произойдет что-то по-настоящему важное! – отвечаю улыбаясь. Клиент шел ...
Женщины и неопределенность
Все чаще встречаю истории о том, что женщине тяжело жить в ситуации неопределенности, буквально до невыносимости тяжело, а мужчина не может эту определенность дать, потому что жизнь это и есть неопределенность. ...
Депрессия в постковиде: причины, протекание и выход.
Депрессия в постковиде. (из дневника самонаблюдения психолога, который побывал в «красной зоне» больницы). Острая фаза ковида в конце октября и начале ноября, восстановление - по сегодняшнее ...
Забота или поддержка. В чем разница? (+психологическая задачка, пишите варианты ответов)
Забота или поддержка. В чем разница? (+психологическая задачка, пишите варианты ответов) Коротко о помогающих и заботящихся. «Мне не хватает поддержки», «Забочусь о других, а они даже ...
Рекомендуем почитать
«Потому что я так сказала, вот почему» – Почему подобные ответы родителей бесполезны и даже вредны
Вопросов по воспитанию послушного поведения у ребенка довольно много, поэтому было решено посвятить им отдельную статью. Ранее мы уже обсудили некоторые причины непослушания маленьких детей, рассмотрели, ...
Наталия Фомина
Доверие и близость к себе, и к другому человеку.
Дневник экзистенциалиста “Не сдавайся человеку, сдайся любви”. OSHO Что есть близость? Близость, значит полностью открыться перед другим. Обнажить то, что есть внутри тебя, то что спрятано ...
Артур Каграманов
Как расстаться с бывшим или режем хвост по кусочкам
«как расстаться с бывшим или режем хвост по кусочкам» здравствуйте, дорогие друзья, доктор буков! среди моих клиентов, примерно 15% составляют люди, которые непросто выходят из отношений с ...
Буков Павел
Управление ментальным здоровьем во время ковид пандемии
Прошла первую неделю на курсе «Управление ментальным здоровье во время ковид пандемии» от универститета Торонто.На этой неделе мы говорили о тревоге и что с нами происходит в течение полутора ...
Полина Федотова
Поиск выхода
Выхожу я из стоматологического кабинета, значит, и иду к выходу. Поскольку я абсолютно не ориентируюсь в физическом мире и способен заблудиться среди трёх сосен, я прихожу куда угодно, но только не к выходу. ...
Макаревич Андрей
29933
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз