Ошибки? Ошибки! Ошибки...

Учеба, как и вся наша жизнь, - это череда удач и, конечно, ошибок. 

Ошибки - это ориентир и маркер того, как обучение проходит, что усвоено, а где сформировался "провал", что даётся легко, а где нужно приложить чуть больше усилий. Именно видя ошибки ученика в учёбе учителю, да и нам с вами, родителям, проще изменить и свои объяснения, и предлагаемые задания. 

Вне учебной жизни ошибки помогают нам корректировать свои поступки и планы, становятся границей наших действий и представлений, помогают соблюдать и уважать как чужие, так и свои ценности. 

Поэтому ошибки - это некий набор ориентиров, своеобразная система навигации, позволяющая оценивать эффективность того, что и как мы делаем, соотнося это с реальностью. Понимать, где мы "Ок" и в чем нам "Ок", а где это не совсем так.

Ошибаться в процессе обучения, да и после, вполне нормальное явление. Ведь мы не рождаемся со всеми знаниями и умениями, а приобретаем их. И этот процесс иногда длительный и трудный, требующий большого терпения, внимания и уважения к сложностям на пути.

Но часто возможность ошибаться - недопустимая роскошь. Ошибки вызывают большое напряжение и приводят к значительным сложностям. Иногда страх ошибки просто ужасает и парализует, не даёт не только осваивать что-то новое, но и препятствует выполнению уже знакомых дел и обязанностей. 

Особенно сложно, когда эта ситуация "подогревается" теми, кто нас окружает и часто исполняет функции проверки и контроля. Это я про учителей в школе и начальников у нас, взрослых (но не только). Такие "товарищи", которые вовсе нам не товарищи, а настоящие вредители и злодеи, вместо использования наших ошибок или ошибок наших детей как ориентиров для сонастройки, помощи и поддержки, коррекции наших и, что важно!!!, своих действий используют их для самоутверждения, унижения и упоения своей властью. Когда так происходит - это важный маркер того, что человек неверно истолковывает свое положение и возможности и с ним нужно либо прояснять ситуацию, либо отойти от него на безопасное расстояние. Ведь это уже его, а вовсе не наш удел разбираться с причинами злоупотребления своим положением, которое явно присутствует. Нам же важно сохранить свое благополучие и помочь себе и своим детям безопасно ошибаться, чтобы ошибки нас не блокировали, а, напротив, помогали развиваться и обогащали. 

И часто, чтобы было именно так, нужна помощь. Потому что страх ошибиться не только обедняет жизнь, но и приводит к самой настоящей изоляции человека не только от близких людей и коллег, любимых дел, новых возможностей и впечатлений, но и от самого себя - ведь всё это становится источником новых ошибок. 

Обращение к психологу часто тоже тормозиться страхом ошибиться:

- Правильно ли я буду понимать то, что мне говорит специалист?

- Верно ли я ему объясню, что меня беспокоит?

- Если меня попросят что-то пояснить или сделать, правильно ли я с этим справлюсь?

Но работа с психологом - не стерильное место, лишённое ошибок. И именно та атмосфера, которую создает специалист, помогает относиться к ошибкам не как к препятствию и даже катастрофе, а как к точке, из которой можно лучше узнать себя, человека рядом и всё, что нас окружает. Принять, что ошибка - не повод к порицанию и наказанию, а возможность увидеть что-то новое и понять немного лучше. А значит, начать ошибаться без страха и на здоровье 🤗

 

Говрякова Надежда,

аналитический психолог, социальный педагог,

сентябрь 2025


Если вы столкнулись с такой сложностью, приглашаю учиться ошибаться вместе, бережно и безопасно. 

Мои контакты можно найти в профиле или написать на WhatsApp 8-926-154-98-95

Опубликовано на сайте: 8 сентября 2025,  15 просмотров
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться20
Комментарии
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Стресс. Друг ты мне или враг?
Что ж, первая учебная неделя позади, можно выдохнуть и дать себе как следует отдохнуть. Тем бооее, что первые сентябрьские выходные радуют солнцем и теплом. Но сильно расслабляться не стоит, впереди целый ...
Собирая плоды
Достаточно долгое время новый год отмечали 1 сентября. Это связано с бОльшей чувствительностью наших предков к изменениям природы. В это время старое окончательно уходило и право владения временем переходило ...
Проживание ценностей
Виктор Франкл говорил, что ...ценностям мы, не можем научиться - ценности мы должны пережить . Проживание ценностей - занятие совершенно нелёгкое. Именно проживание. Не собирание, не копирование и подражание, ...
Раз ошибка, два ошибка...
Как часто в своей жизни мы сталкиваемся со страхом совершения ошибки. Этот страх в начале может отдавать горечью вины, но послевкусие у него всегда одно и имеет оно мерзкий привкус стыда. Стыда за свою ...
Ориентир - Успех, или ценные уроки ошибок
Я являюсь помощником тренера и администратором родительской группы в месенджере спортивной секции одного из моих детей. В преддверии очередных соревнований у меня случился весьма интересный и говорящий ...
Рекомендуем почитать
Что делать, чтобы ребёнок легко завёл друзей в новой школе?
Что делать, чтобы ребёнок легко завёл друзей в новой школе? Таким вопросом задаются многие родители. И не многие находят ответ, честно говоря. Зачастую пуская ситуацию на самотёк, устраняясь от адаптации ...
Гуэдова Светлана
“У меня нет времени на себя”: как чувство вины мешает нам заботиться о себе
Трудно не согласиться, что живя в современном мире, мы должны ежедневно выполнять огромное количество задач, которые связаны с работой, самореализацией и семьей. Все чаще клиенты, которые идут ко мне в ...
Долматова Анна
"Тиран в черепной коробке": как рептильный мозг захватывает власть над разумом и чувствами
Пациенты с паническим расстройством часто говорят: «Я не понимаю, что со мной происходит. Я вроде бы взрослый, рациональный человек, а вдруг ни с того ни с сего меня накрывает волна ужаса, сердце ...
Левшин Сергей
Я должен или есть выбор?
С утра в доме стояла ругань. Разъяренный Витя рвал и метал. «Сколько тебе можно говорить! Ты глухая или глупая?» — оскорблял он четырнадцатилетнюю дочку Сашу. Девочка потупила глаза и ...
Оксана Тяглая
Слияние. Ч. 22. Феноменология прерывания конфлюэнции: переживание выхода из состояния слияния.
Для субъекта, склонного к слиянию (конфлюэнции), любое различие с Другим воспринимается как угроза, что неминуемо ведет к утрате контакта с собой: человек перестает понимать собственные желания, теряет ...
Мария Елисеевна
e1100
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз