Поспорим?

Общаясь  с очень разными людьми, вращаясь в очень разных компаниях, я заметила, что люди моего города, моей страны, говорящие на том же языке, что и я – очень любят спорить.

Спорят много и про все. Бывает, что предмет спора не так важен, важен процесс.  И  спор будет гореть и пылать даже на ровном месте. Чаще всего, этот спор не может перейти в диалог, спорщики не могут в конце пожать друг дугу руки, не договорятся до общего согласия. Нет, нет, нет.

В моем дворе спорят бабушки. В интернете неустанно кто-то спорит. Кажется, что  споры – это воздух интернета, его основное наполнение, а всё прочее - уже детали, детальки.

Наблюдаю и удивляюсь, с какой легкостью люди бросаются в спор.

И я не исключение, тоже чувствую в этом драйв, желание ввязаться, а потом продолжать, продолжать до бесконечности. Словно затягивает невидимое болото. Словно это мне жизненно важно – доказать другому человеку мое личное мнение во что бы то ни стало.

Давным-давно я заметила это у себя и научилась почти на первый же ответ оппонента говорить «Да, я слышу вас,  уважаю ваше мнение, хорошо, пусть будет так.  Я согласна». Стараюсь обходить такие места, менять тему, или сразу отвлечься, заняться чем-то другим, переключить мое внимание с этого яркого притягивающего  диалога. 

Почему с нами так трудно спорить? Почему привычный наш спор – это не просто беседа с рассмотрением разных сторон всего того,  что на каждой стороне может быть интересного, полезного.  Почему не медленная приятная вдумчивая беседа про то,  что в этой идее логично, что не логично?

Почему спор – это почти сразу словесная битва, почти драка и с применением нелицеприятных приемов? Почему  для нас это так эмоционально? Так напряженно? Почему почти невозможно выйти из него мирно с позицией:  и ты прав, и я прав? Почему каждый раз – это почти битва за жизнь? 

Я наблюдала и у меня родилась гипотеза - это моё личное виденье, размышление.

Мне кажется, что мы идентифицируем себя с идеей, с темой, за которую спорим, «вот с этим вариантом». Мы объединяемся с этой идеей. Идея и моя личность, мое тело, мои дела – становятся единым целым.

И тогда любая критика в адрес идее попадает нам прямо в сердце, так, как будто критикуют нас самих. Как будто критикуют мою личность, моё тело, руки, ноги, моё сердце и душу.  Хотя нас-то самих, людей, никто не критикует в споре за идею, за тему, за выбор. 

И если я объединилась с идеей, то  спор не может не перейти на личности. 

Ведь спорят уже не про идею, а спорят про личности. Кто из нас – из двоих людей - лучше?  Или из групп людей – какая группа лучше? И неважно, какие у кого причины, вкусы.  В пылу борьбы уже не важно, что всегда можно договориться мирно, что всегда можно учесть все интересы. Можно, но это уже не важно. Это не рассматривается. Важен сам процесс. Мой процесс защиты меня. А вдруг я окажусь хуже? Страшно? Еще как страшно! И тогда нельзя остановиться, ведь на кону моя личность, моя душа, моё сердце. Очень страшно. 

Это бесконечный и непримиримый спор.  Но он развивается именно так. И тогда невозможно холодным рассудком рассматривать, какие стороны идеи могут  быть полезны когда, кому и зачем.  Невозможно конструктивно рассматривать идею, применять логику и философию. 

А если задуматься, остановиться и отделить меня от идеи – а вдруг ничего не останется? И это еще страшнее.

Идея – она прекрасна и огромна, она светит, как солнце, она может объединять умы. А я – кто я? А вот вместе с идеей я сразу вдохновляюсь причастностью к великому, светлому. Отделиться невозможно. 

Радует то, что я встречаю и людей, которые могут спорить об идее отдельно от себя.

Радует, что отделиться можно, если внимательно за собой понаблюдать.

 

Поспорим

Опубликовано на сайте: 2 мая 2017,  251 просмотр
Поделиться1В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться65
Комментарии
Счастливцева Ольга Олеговна писал(а):
Бывает, что предмет спора не так важен, важен процесс.
Давал студентам доклад на тему: "Менталитет жителей Кировской области". Так вот, прозвучала фраза об особенностях русского человека, что он любит поспорить вообще.) Для себя решил спорить только в тех случаях, когда это может быть рентабельно, а так, совсем мне этого не надо.
Психолог - г. Киров (Кировская область)
№1 | 2 мая 2017 | Ответить
Вот точно, если уж сцепились пламенные борцы за идею, то
Счастливцева Ольга Олеговна писал(а):
спор будет гореть и пылать даже на ровном месте
И не на ровном даже - на пустом. А то и на прямо противоположном. Даже если предмет оного спора никоим боком в жизни этих самых спорщиков не присутствует. И, пуще того, даже если оба спорщика утверждают, в сущности, одно и то же. Только чуткА расходясь в терминах и форме утверждения :-)) А уж если речь зашла о таких вещах, о которых нет и не может быть единого мнения (по крайней мере, до тех пор, пока людей не начнут массово выращивать в бутылях Инкубатория "Прекрасного нового мира") - то тут и до непарламентских выражений может дойти. А то и до рукоприкладства, или там угроз про я-тебя-по-айпи-найду, если дело происходит в этих-ваших-интернетах. Вспомнить только, какие баталии кипят о том, вводить ли Стране Мерихлюндии войска в Страну Тарабундию, кто вороватей честней и порядочней - Политик Бабкин или Политик Тряпкин, класть ли в мясо по-французски сырик и маянезик, может ли Настоящая Жэ надевать брУки (особенно в присутствии Настоящего Мэ). И, да, конечно же о том, с какого конца следует разбивать яйца - с тупого или с острого :-)))
Реплика в сторону: все это было бы смешно, когда бы не... заканчивались эти споры разорванными по-живому дружескими и родственным отношениями, сломанными из-за ерунды, по сути, жизнями, а то, случается и настоящей кровью.
№2 | 2 мая 2017 | Ответить
Да, не умеем мы спорить...Вспомнила, как у Жванецкого : "...Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера." Спасибо за статью, Ольга Олеговна.
№3 | 2 мая 2017 | Ответить
№2 | wertgeim писал(а):
Даже если предмет оного спора никоим боком в жизни этих самых спорщиков не присутствует.
Тем более спор будет круче )))
Психолог, Коррекция пищевого поведения - г. Калуга
№4 | 2 мая 2017 | Ответить
Хороша тема, Ольга Олеговна!
Могу внести и свои 3,7 шиллинга...
Я веду Открытые занятия каждую неделю, где все участники выступают, кто больше, кто меньше, и заметил, что если человек говорит о СВОЕМ практическом опыте по любой идее, то спорить с ним «не получается». Потому как это ЕГО прожитое, прочувствованное и наполненное мощной энергией знание.
Только человек начинает уходить от себя в идеи, особенно чужие, сразу ощущается падение вкладываемой в слова-фразы энергии, да и сами слова начинаю ощущаться нежизненными, нелогичными, корявыми — хочется или добавить этой недостающей жизненной энергии или добить это «падение» — тут как «попрет» )))), ну и личные отношения сразу накладываются от «я тебя научу как правильно», если вторая сторона поддается, и до «я с тобой сейчас такое сделаю...», если может сопротивляться.
Вот спор автоматически и рождается на ровном месте )))
Мы хотим иметь энергетику обсуждаемого на уровне, чтобы не выглядеть и не ощущать себя мелющими всякую чепуху — «проблемы мира все-таки решаем, а не просто так собрались!» Хотя на самом боремся постоянно с ветряными мельницами.
Видимо, чтобы не заниматься собой, своими реальными вопросами, проживать и наращивать СВОЙ жизненный опыт.
Психолог, Коррекция пищевого поведения - г. Калуга
№5 | 2 мая 2017 | Ответить
Кожевников Тимур Серафимович, Вот мне просто приятно, что есть люди, которым это не надо. Спасибо за отзыв, Тимур Серафимович!
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№6 | 3 мая 2017 | Ответить
wertgeim, Да, именно, что грустно. Спасибо за такой полный отзыв, очень мне близки эти слова.
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№7 | 3 мая 2017 | Ответить
ефрейтор, Да, со стороны предмет спора кажется даже не очень существенным, но спорщики уже включились, уже трудно остановиться, остается только отойти в сторону. Спасибо Вам за отзыв! ))
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№8 | 3 мая 2017 | Ответить
Рыженков Алексей Евгеньевич, Алексей Евгеньевич, вот точно Вы сказали, что с ветряными мельницами идет сражение. И чем меньше возможности спорщика повлиять на события, тем больше его это может зацепить. Спасибо Вам за отзыв, за большой отклик! ))
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№9 | 3 мая 2017 | Ответить
Удалено автором комментария
№11 | Бензин 4 писал(а):
Ради истины стоит ли спорить?Или только рентабельность?
Если "истина" нужна человеку, пусть спорит. Рентабельность истины приближает к её пониманию. Если истина рентабельна, на неё можно обратить внимание, возможно, она, истина, становится истиной в большей степени.
Психолог - г. Киров (Кировская область)
№11 | 3 мая 2017 | Ответить
Бензин 4, Очень хороший вопрос, Тимур Серафимович! Дело в том, что по моему очень личному мнению, вопрос о существовании истины - это большой вопрос, очень широкий и многогранный. И лично я не могу дать прямой однозначный ответ, но это моё очень личное мнение. Спасибо за интересную тему!
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№12 | 3 мая 2017 | Ответить
Удалено автором комментария
Удалено автором комментария
Удалено автором комментария
№16 | Бензин 4 писал(а):
Джордано Бруно,сгорая на костре
Какие у него были мотивы трудно представить, в любом случае, оставшись живым он был бы в большей степени рентабельным и пользы больше принес, хотя славу себе на века заработал, как Ахиллес идя на Трою. Может быть в этом и была его личная рентабельность.
Психолог - г. Киров (Кировская область)
№16 | 4 мая 2017 | Ответить
Удалено автором комментария
№18 | Бензин 4 писал(а):
Кпк Вы думаете?
Рекомендую к прочтению книгу О. Новоселова "Женщина. Учебник для мужчин". Там и про честь и про достоинство, про ранговость и примативность хорошо написано. Каждый сам для себя решает, что ему необходимо.
Психолог - г. Киров (Кировская область)
№18 | 4 мая 2017 | Ответить
Удалено автором комментария
Бензин 4, Тимур Серафимович, Джордано Бруно, к сожалению, оказался не подходящим для своего времени, опередил время, поэтому тут другая связь. К сожалению
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№20 | 6 мая 2017 | Ответить
Бензин 4, Спасибо за широкие отклики! Мне кажется и Троя, и Ахиллес, и Джордано Бруно прекрасны тем, что мы и сейчас ищем ответы, и разглядываем в них, как в зеркалах наши собственных задачи и наши черты.
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№21 | 6 мая 2017 | Ответить
Кожевников Тимур Серафимович, Каждый сам для себя решает, это точно! Спасибо за ссылку, Тимур Серафимович!
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№22 | 6 мая 2017 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Я был послушным. Я вырос. Что делать?
Моя мама учила меня, как хорошую воспитанную интеллигентную девочку, что сначала надо подумать о других, об окружающих, а уже только потом о себе. "Потом" почему-то так и не наступило. Мама учила, ...
Что делать со сном? Продолжение
В первой статье про сны я писала, что можно и самому работать со своими снами, если сон запомнился, если в нем можно выделить персонажей и сюжет, каким бы коротким он бы не казался. В предыдущей статье ...
Мне приснился сон. Что делать?
Иногда на сессии я работаю со снами. Происходит это не часто, но когда клиент приносит запомнившийся сон - это хороший материал. Что делать со сном? Один из моих учителей показал мне вот такую практику. ...
Повыбираем?
У вас есть такие знакомые, которые ворчат? У меня есть. У меня есть подруга, которая найдет то, что ей не понравится даже в идеальном месте. Она так устроена. Давно. Она ворчит. Живет себе и ворчит. На ...
Я уникальный или я обычный?
С подросткового возраста меня терзал этот вопрос. Даже уже и сказать трудно, откуда он взялся. Откуда взялась эта мое подростковое стремление к уникальности, к инаковости, может от семейных переживаний, ...
Рекомендуем почитать
Почему мы бесим других?
Почему мы бесим других? Замечали ли вы, что бесите кого-то без причины. Без причины, когда • причина не существенна • не адекватна проступку • вообще всегда: и сделаешь - бесишь и не сделаешь - бесишь, ...
Татьяна Силаева
Расставляем приоритеты. Правило светофора.
В каждой книге по тайм- менеджменту написано, что важные дела нужно делать в первую очередь, но нигде я не нашла ответ на вопрос: «А как определять важность дел?». Придумала для себя правило ...
Лагунова Елена
Какие мужчины обращаются к психологам
Я недавно видел рекламную статью Дмитрия Трефилова про Мужскую терапевтическую группу. Мне очень понравилось описание: «Поговорим о вызовах, которые стоят перед современными мужчинами. О том, что ...
Роман Любимкин
Работа со снами (перевод статьи К. Адамс "Письмо в темноте")
Письмо в темноте. Кто видел сны? – спросила я. Десяток сновидцев на воскресной встрече медленно осматривали друг друга по кругу. Целую минуту слышался только звук потрескивания и похрустывания огня. ...
Богданова Анастасия
Полезная привычка для профилактики созависимого поведения или Что выбрать?
Хочу рассказать бытовую историю из жизни, которая больше похожа на анекдот. Дома на люстре перестали гореть 3 из 6 лампочек. Был телефон электрика из ЖЭКа. Пока ремонтом люстры заняться было некому и некогда, ...
Усынина Марина
33205
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз