А как у вас на границе?

От автора: В данной статье я описываю два варианта проблемных способов защиты границ, часто встречаемых в моей терапевтической практике.

А КАК У ВАС НА ГРАНИЦЕ?

А как у вас на границе

В статье речь пойдет о психологических границах личности и агрессии как механизме  их защиты для сохранения целостности и автономии территории Я.

Не буду здесь доказывать важность и нужность агрессии для личности и рассматривать все ее функции. Остановлюсь лишь на одной из этих функций – защита психологических границ Я.

Очевидно, что любая автономная территория предполагает необходимость наличия границ и, следовательно, их защиту.

Предложу ряд тезисов:

  • Любая территория для поддержания своей автономии и идентичности предполагает наличие границ. Территория Я здесь не исключение. В этом случае речь идет о специфических границах – психологических границах Я.
  • Границы предполагают необходимость их защиты.
  • Агрессия является «оружием» защиты границ.

Остановлюсь на проблемах личности, которые возникают «на границе», в результате чего у Я могут возникать разного рода сложности в отношениях с другими.

И проблемы  эти в основном будут обусловлены сложностью обхождения с агрессией.

Чаще всего (из моей практики) на границе возникают проблемы следующего порядка:

  • Неспособность Я защитить свои границы.
  • Неадекватные способы защиты границ.

Каждая из обозначенных проблем проявляется по-разному и имеет свои причины.

  • В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ человек не способен защитить свои границы, так как у него нет для этого подходящего «оружия» (точнее, он считает, что нет). В результате все, кому не лень, «топчутся» по его территории, а он терпит и жалуется, что другие неблагодарные, наглые, нечувствительные…

Почему так получается?

Описываемую ситуацию я называю «Феномен Кота Леопольда».

Помните этого персонажа из советских мультфильмов?

Кот Леопольд отчего-то решил, что единственно хорошим способом построения отношений с мышами будет мировотворческая позиция, выражающаяся в его интенции к ним: «Ребята, давайте жить дружно!». Мы можем лишь фантазировать, как он к этому пришел? Возможно, в детстве ему внушали, что злиться нехорошо (некрасиво, стыдно)... Возможно, у него был какой-то личный травматический опыт, в результате которого «он решил», что проявлять агрессию опасно.  Возможно…

Не будем больше гадать, что повлияло на формирование его  такой «мирной» идентичности. Однако то, что мы можем наблюдать, однозначно означает, что в его образе Я нет места агрессивности: эдакий кот-добряк, неспособный обидеть даже мышь.

Что в результате мы имеем?

В этом случае по его территории топчутся все, кто хочет и кто может. Мыши теряют страх и ведут себя неестественно по отношению к коту. Можно было бы, конечно, обвинять мышей – мол, такие они нехорошие, не ценят, не уважают Кота! Однако в отношениях, как в спорте: играешь так, как позволяет соперник. Мыши ведут себя так, потому что Кот не желает соответствовать своей природе и присваивать себе идентичность хищника, знающего, что нужно делать с мышами. В итоге мы видим несчастного Кота и наглых, потерявших страх мышей.

Что-то похожее происходит и с человеком, который «решил», что агрессия нехорошее чувство-состояние и что злиться плохо, стыдно, нехорошо, некрасиво, опасно…

Что в такой ситуации делать?

Удивительно, но в рассматриваемом мультфильме есть ответ. Вы помните, как разрешилась проблема Кота Леопольда? Он обратился к врачу, который велел ему принимать озверин, препарат, повышающий агрессивность. В результате чего к Коту вернулась пропавшая, но такая естественная  и природосообразная для этого животного агрессия и все стало на свои места: Кот стал котом, Мыши стали мышами! Проблема решилась.

В терапии в этом случае не все так просто. Приходиться работать над  уточнением и интеграцией образа своего Я, попутно раскапывая историю его формирования, извлекая интроекты – те внушения, правила из чужого опыта, усваиваемые ребенком неосознанно в силу авторитета тех людей, которые их произносят. Человеку, уже не ребенку,  придется по-новому взглянуть на эти куски чужого опыта и решить: нужны ли они ему? Соответствуют ли они ситуации его жизни, той реальности, в которой он живет?  В том  случае, если они не подходят – скорректировать их.

  • ВТОРОЙ ВАРИАНТ проблемных границ я называю «Часовой».

Часовой – это человек, который охраняет какой-либо стратегически важный объект. Его действия в случае обнаружения нарушителя регламентируются следующей последовательностью;

  • Предупреждение голосом «Стой, кто идет?»
  • Предупредительный выстрел в воздух в том случае, если нарушитель игнорирует словесное предупреждение.
  • Огонь на поражение, если нарушитель игнорирует предупредительный выстрел.

Как это происходит в жизни?

Человек в данном случае по разным причинам «не соблюдает» вышеописанный алгоритм защиты своих границ. Чаще всего это происходит так:

  • «нарушитель» делает попытки вторжения в личные границы, они не «замечаются» (не происходит словесного предупреждения);
  • «нарушитель» более активно вторгается на территорию (нет предупредительного выстрела);
  • «нарушитель» ведет себя как дома на чужой территории. И тут человек не выдерживает и открывает огонь на поражение.

Что в результате мы имеем?

Человек, до этого не проявлявший никаких признаков агрессии в отношении нарушителя, взрывается. Его ответная реакция достигает уровня гнева и даже ярости и часто оказывается неожиданной для нарушителя, как правило, ничего не подозревавшего. А у «взорвавшегося» человека дальше часто следуют переживания стыда и вины за свои неадекватные действия.

Почему так происходит?

У человека, попадающего в описываемую ситуацию, как правило, снижена чувствительность к агрессии. В результате чего он не распознает сигналы нарушения своих границ, а когда они становятся чрезмерными адекватно реагировать уже поздно. Да и способов «цивилизованной» защиты своих границ в его опыте нет. Чаще всего здесь мы имеем дело с хронической травматизацией: человек длительное время находился в ситуации психологического (а иногда и физического) насилия и вынужден был «заморозить» чувствительность, чтобы хоть как-то защитить себя от боли, причиняемой другими.

Что в такой ситуации делать?

Описываемая ситуация предполагает работу с травмами развития. Этот вариант предполагает более длительную работу, чем тот, где агрессия исключается из образа Я.

Я бы конечно мог написать рекомендации для тех, у кого есть подобные проблемы. Но считаю их бессмысленными и бесполезными. Статьи по психологии могут помочь, на мой взгляд, только на первом этапе в работе с проблемами – этапе их осознавания. И здесь я не жалею ни своих знаний, ни опыта... Для полного же разрешения проблемы необходима работа со специалистом. Не стоит заниматься самообманом.  Считаю, что лучший способ разобраться в своих психологических проблемах – это терапия. Все личностные проблемы, которые возникают в контакте с человеком, требуют для своего разрешения другого человека.

Берегите себя!

Для иногородних возможно консультирование и супервизия у автора статьи через интернет. 

Связаться со мной можно через сайт b17 и через скайп Логин: gennady.maleychuk

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии

Опубликовано на сайте: 20 ноября 2017,  8409 просмотров
Подборки:образ Я
Поделиться167В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться3,5K
Комментарии
Геннадий Иванович, очень понравился материал на эту важную тему.
P.S. Спасибо за яркие мультипликационные примеры!
Психолог, Руководитель психологической студии - г. Балашиха
№1 | 20 ноября 2017 | Ответить
№1 | Лилия Сергеевна Спрогис писал(а):
Спасибо за яркие мультипликационные примеры!
Спасибо, Лилия Сергеевна! Люблю я метафоры и иллюстрации)))
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№2 | 20 ноября 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
У человека, попадающего в описываемую ситуацию, как правило, снижена чувствительность к агрессии. В результате чего он не распознает сигналы нарушения своих границ, а когда они становятся чрезмерными адекватно реагировать уже поздно.

С точки зрения ТА очень похоже на поведение Адаптивного Дитя. Человек терпит терпит, потому что так научили в детстве -подчинятся и терпеть. А потом когда невтерпеж - взрывается, появляется Бунтующий ребенок. Причем как правила взрыв неадекватен ситуации.
Психолог, Семейный Сценарный Терапевт - г. Владивосток
№3 | 20 ноября 2017 | Ответить
Спасибо вам за статью.
Поделилась ей в соцсетях.
Психолог - г. Казань
№4 | 20 ноября 2017 | Ответить
№3 | Александр Молярук писал(а):
Александр Молярук
Спасибо, Александр!
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№5 | 20 ноября 2017 | Ответить
№4 | Нина Борисовна Дмитриева писал(а):
Поделилась ей в соцсетях.
Спасибо, Нина Борисовна! И за + тоже)))
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№6 | 20 ноября 2017 | Ответить
Спасибо, Геннадий Иванович! Про озверин прям в "яблочко". Думаю, что используя эту метафору, можно с клиентом обсуждать состав препарата ОЗВЕРИН для принятия внутрь.
Психолог, Гештальттерапевт консультант - г. Запорожье
№7 | 20 ноября 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
«Феномен Кота Леопольда».
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
«Часовой».
Очень понравились Ваши метафоры, Геннадий Иванович!
Спасибо за очень интересную статью!
Психолог, Семейный психолог - г. Краснодар
№8 | 20 ноября 2017 | Ответить
Большое спасибо, Геннадий Иванович, за чудесно проиллюстрированную статью на очень важную и для многих непростую тему!
Психолог, IFS-терапевт - г. Липецк
№9 | 20 ноября 2017 | Ответить
Благодарю. Возьму к себе в копилку для семинара по управлению гневом.
Психолог, Секс-терапевт - г. Мюнхен (Германия)
№10 | 20 ноября 2017 | Ответить
А я совсем забыл, что коту Леопольду прописали озверин.
Психолог, Панические-атаки-ОКР-фобии-депресси - г. Москва
№11 | 20 ноября 2017 | Ответить
Спасибо за интересную метафору и опыт.
Психолог, Кандидат психологических наук - г. Москва
№12 | 20 ноября 2017 | Ответить
Если есть нечувствительность к собственным границам, то и к чужим границам будет тоже нечувствительность. И тогда столкновение с агрессией другого человека, при заступе за его границу вызывает удивление, недоумение, обиду. Понимаю про эту тему по себе, сама очень долго разбиралась в личной терапии с подобными ситуациями. Моей ошибкой часто был переход сразу ко второму шагу, а иногда даже к третьему при первом же случае, без предупреждения, сразу стрельба на поражение. Такая привычка выработалась с детства в результате того, что никакие формы словесного предупреждения не срабатывали, выстрелы в воздух иногда тоже - тяжелое детство и адаптация.
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Вроцлав (Польша)
№13 | 20 ноября 2017 | Ответить
Спасибо, Геннадий Иванович, очень доходчивый пример размытия границ с котом Леопольдом.
Но есть и другое, где неумение защищать свою ценность, не дает к границам даже приблизиться. В случаях социофобии, например.
Здесь подойдет другой пример, на мой взгляд, по аналогии Вашего "Стой, кто идет?"
Как говорила моя бабушка: лучше выстрелить перезарядить и еще раз выстрелить, чем светить фонариком и спрашивать "Кто тут?" ))

Психолог, Экзистенциальный анализ - г. Москва
№14 | 20 ноября 2017 | Ответить
Очень важная тема описана доходчиво и с яркими метафорами. Благодарю за материал!
Психолог, Коуч - г. Черновцы (Украина)
№15 | 20 ноября 2017 | Ответить
Большое спасибо за статью, Геннадий Иванович! Яркий пример Кота Леопольда очень хорошо иллюстрирует отсутствие границ.Однако возникает вопрос, неужели агрессия - единственный способ отставания границ? Может быть избегание контакта тоже можно отнести к этому процессу?
Психолог, Гештальт терапевт - г. Санкт-Петербург
№16 | 20 ноября 2017 | Ответить
Благодарю, замечательная статья на актуальную всегда тему.
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Я бы конечно мог написать рекомендации для тех, у кого есть подобные проблемы. Но считаю их бессмысленными и бесполезными. Статьи по психологии могут помочь, на мой взгляд, только на первом этапе в работе с проблемами – этапе их осознавания. И здесь я не жалею ни своих знаний, ни опыта... Для полного же разрешения проблемы необходима работа со специалистом. Не стоит заниматься самообманом.  Считаю, что лучший способ разобраться в своих психологических проблемах – это терапия. Все личностные проблемы, которые возникают в контакте с человеком, требуют для своего разрешения другого человека.
Прекрасное завершение! Соглашаюсь.
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Воронеж
№17 | 20 ноября 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Часовой – это человек, который охраняет какой-либо стратегически важный объект. Его действия в случае обнаружения нарушителя регламентируются следующей последовательностью;Предупреждение голосом «Стой, кто идет?»Предупредительный выстрел в воздух в том случае, если нарушитель игнорирует словесное предупреждение.Огонь на поражение, если нарушитель игнорирует предупредительный выстрел.
Да, Геннадий Иванович, как это точно и метафорично написано! И когда клиент осознает свои стратегии, и сколько в них родительских посланий, а также важность и ценность того, что охраняет Часовой, ситуация меняется.
Психолог, Полимодальный - г. Москва
№18 | 20 ноября 2017 | Ответить
Геннадий, добрый день. А вот как вести себя человеку, который долгое время терпел нарушение границ в детстве. Потом такой человек вступает в брак и он (брак) становится невыносимым. Именно из за простого присутствия других людей, которые то и дело нарушают границы, а чувствительность к этому нарушена. У такого человека перманентная злость и раздражение. А объяснить ни себе ни другим он не умеет.
Психолог, Консультант - г. Минск (Беларусь)
№19 | 20 ноября 2017 | Ответить
Полезно и интересно по типажам, благодарю!
Психолог, Интегративный психолог - г. Тула
№20 | 20 ноября 2017 | Ответить
Интересно и очень образно!!))) Спасибо)
Психолог, Супервизор - г. Ростов-на-Дону
№21 | 20 ноября 2017 | Ответить
Спасибо за статью и показательную иллюстрацию к ней, Геннадий Иванович!
Психолог, Интегративный психолог - г. Орёл
№22 | 20 ноября 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Для полного же разрешения проблемы необходима работа со специалистом.
Согласен с выводом. Спасибо за материал и особо за интересные названия типов обращения с гневом. Хотелось бы и про другие типы тоже узнать, к примеру про тех, кто слишком рьяно защищает границы.
Психолог - г. Москва
№23 | 20 ноября 2017 | Ответить
Вспомнилось:
Здесь, на границе, листопад. И хоть в округе одни дикари, а ты — ты за тысячу миль отсюда, две чашки всегда на моём столе.)
№24 | 20 ноября 2017 | Ответить
Спасибо за статью Геннадий! Сегодня была работа с границами, и тоже воспользовалась этой же метафорой про Леопольда!
Психолог - г. Караганда (Казахстан)
№25 | 20 ноября 2017 | Ответить
Благодарю за статью! Как всегда, очень интересно!
Психолог, Гешлальт-терапевт супервизор МГИ - г. Пятигорск
№26 | 20 ноября 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
В ПЕРВОМ СЛУЧАЕ человек не способен защитить свои границы, так как у него нет для этого подходящего «оружия» (точнее, он считает, что нет). В результате все, кому не лень, «топчутся» по его территории, а он терпит и жалуется, что другие неблагодарные, наглые, нечувствительные…
Почему так получается?

Описываемую ситуацию я называю «Феномен Кота Леопольда».
Оригинально! Спасибо
Психолог, ДЕТСКИЙ И СЕМЕЙНЫЙ - г. Краснодар
№27 | 20 ноября 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
«нарушитель» делает попытки вторжения в личные границы, они не «замечаются» (не происходит словесного предупреждения);
«нарушитель» более активно вторгается на территорию (нет предупредительного выстрела);
«нарушитель» ведет себя как дома на чужой территории. И тут человек не выдерживает и открывает огонь на поражение.
Часто наблюдаю, что таким человеком являются мамы, которые не могу отстоять свои границы с детьми и мужем, а потом "стреляют" так, что последующее чувство вины заставляет упасть самих.
Психолог, ДЕТСКИЙ И СЕМЕЙНЫЙ - г. Краснодар
№28 | 20 ноября 2017 | Ответить
Спасибо, Геннадий. Восхищаюсь вашим стилем и способностью формулировать мысли!!!!
Психолог, Консультант - г. Санкт-Петербург
№29 | 21 ноября 2017 | Ответить
Спасибо! Самое важное, на мой взгляд, что в статье указан и "культурный" способ реагирования на погранпосту. Целый гештальт ☺. Метафоре отдельная благодарность, очень доходчиво.
Психолог, Консультант - г. Волгоград
№30 | 21 ноября 2017 | Ответить
Хорошая метафора кота Леопольда, Геннадий Иванович!

А вот "часовой" здесь, на мой взгляд - скорее немой (не может крикнуть "Стой") и у него нет винтовки или пистолета, а только гранатомёт (там только один заряд), поэтому нет смысла стрелять в воздух - останется вовсе без защиты...
Психолог, Консультант Клинический психолог - г. Волгоград
№31 | 21 ноября 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
«Феномен Кота Леопольда»
отличный термин! Спасибо за статью.
Психолог, Терапевт ЭОТ - г. Санкт-Петербург
№32 | 21 ноября 2017 | Ответить
Спасибо! Очень понятно и хороший пример с котом Леопольдом. Буду пользоваться Вашей метафорой.
Психолог, Супервизор Гештальт- терапевт - г. Калининград
№33 | 22 ноября 2017 | Ответить
Как же все у военных продумано)прекрасный алгоритм предотвращения нарушения границ))спасибо за статью
Психолог - г. Москва
№34 | 22 ноября 2017 | Ответить
№34 | Кунцевич Светлана Владимировна писал(а):
Как же все у военных продумано)прекрасный алгоритм предотвращения нарушения границ))
Многотысячелетняя практика, однако, — оптимизируется все.
Психолог, Коррекция пищевого поведения - г. Калуга
№35 | 22 ноября 2017 | Ответить
Спасибо за статью! Пока не обозначишь границы, дальше не поедешь. Это то, с чего нужно начинать любой контакт, любые отношения. Прониклась важностью Вашего сообщения, благодарна Вам очень.
Как же легко и приятно общаться с человеком, у которого с границами полный порядок)
Психолог, Семейный психолог - г. Краснодар
№36 | 23 ноября 2017 | Ответить
Люблю тему границ) понравилось Ваше описание механизма агрессии при защите границ. Метафорично, ярко! Спасибо!
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Москва
№37 | 23 ноября 2017 | Ответить
Спасибо за статью. Все очень подробно и понятно. С удивлением вспоминаю про озверин. Оказывается совсем забыла этот момент)
Психолог - г. Москва
№38 | 25 ноября 2017 | Ответить
Тугарина Ирина Васильевна, а мне кажется :" Не стой,кто идёт", а прихватил всю границу и дал драпу,как только чьи -то шаги услышал. Скорее:"Не подходи" или " Не подходи,я дал драпу"
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт - г. Ростов-на-Дону
№39 | 28 ноября 2017 | Ответить
Геннадий Иванович,спасибо,согласна с Вами. Сама посвящала этой проблеме статьи.
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт - г. Ростов-на-Дону
№40 | 28 ноября 2017 | Ответить
Геннадий Иванович, спасибо за ваш способ донести информацию, образы, очень полезная статья! Хочу добавить: агрессия, в том или ином виде, является единственным способом защитить свои границы. Часто об этом забывают, ведь даже словесное предупреждение должно быть с соответствующим тоном, чтобы показать "нарушителю", что "я готов к защите"
Психолог, Консультант - г. Павлодар (Казахстан)
№41 | 29 ноября 2017 | Ответить
Благодарю за интересную статью!
Отдельное спасибо за что делать)
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Я бы конечно мог написать рекомендации для тех, у кого есть подобные проблемы. Но считаю их бессмысленными и бесполезными.
Психолог, Сексолог семейный терапевт - г. Киев (Украина)
№42 | 3 декабря 2017 | Ответить
в причем здесь "озверин" и естественно-природная идентичность? В данном случае идентичность с кем или чем? С образом собственного Я? Или с чем?)) А что такое есть границы ? И с чем они граничат? Наверное Я с не Я. А вы думаете, что Я от не Я ( то есть другие) люди умеют различать...? А вы умеете различать я от не Я? Каким образом вы это делаете? Какие основные защиты проявляются в контексте написанного чаще всего: проективная идентификация, перенос, проекция, интроекция и т.д. То есть именно то, что как-бы самым естественным (природным) образом согласно той самой природной идентичности, нарушает границы... Вообще в психику человека на генетическом уровне заложено естественное стремление к "слиянию"... И так, тогда возникает вопрос: почему при контакте с одними людьми, и даже пусть будет здесь учтено то самое пресловутое нарушение границ, человек, получает наслаждение. а с другими - проявляет агрессию? Так ли он этой своей агрессией именно на "вторжение" реагирует.? А может на что-то другое?))) И что есть агрессия в данном контексте? (это далеко не защитная реакция) :)
Психолог, Психоаналитик - г. Барнаул
№43 | 4 декабря 2017 | Ответить
Латкина Юлия Алексеевна,
почему при контакте с одними людьми ... получает наслаждение. а с другими - проявляет агрессию?
Видимо, потому, что не всякое нарушение границ воспринимается как вторжение. Границы могу отдаваться добровольно, если сторонние притязания на них не противоречат своим собственным. Другое дело - агрессия. Если она имманентна, то реакция на вторжение будет довольно резкая вне зависимости от степени нарушения границ, что, скорее всего, признак отсутствия навыков спокойно выражать свои притязания.
Вопрос к Вам, Юлия.
Вообще в психику человека на генетическом уровне заложено естественное стремление к "слиянию"
Слиянию с чем (кем)?
№44 | 5 декабря 2017 | Ответить
Евгений117, слиянию с другим... Это заложено в механизме психики человека - бессознательное и постоянное стремление к слиянию с другим. Агрессия - это реакция на фрустрацию, а не на "вторжение".
Психолог, Психоаналитик - г. Барнаул
№45 | 6 декабря 2017 | Ответить
Евгений117, странно.. я же вроде на это вопрос отвечала..? вот только где...? ну ежели что извиняйте за то что повторяюсь, мой ответ: к слиянию с другим. к слиянию с объектом. психика человека устроена таким образом, что человек всю свою жизнь стремится вернуться туда от куда вышел - в утробу матери, в абсолютное слияние... в ощущение абсолютной безопасноти и защищенности, и безграничное наполнение... (удовлетворение всех желаний еще до их возникновения) у плода нет фрустраций... если не было пренатальной патологии , связанной к примеру с нехваткой кислорода и т.д. Но если возникает фрустрация (нехватка), то в ней начинает зарождаться сознание... а подобные внутриутробные процессы - они ни к чему. Но при этом желание слияния с другим, проецируется на весь мир, как и любое другое сублимированное желание. (оно выносится как-бы наружу) :)) Фрейд, в свое время, назвал подобное состояние переживанием океанического чувства.
Психолог, Психоаналитик - г. Барнаул
№46 | 9 декабря 2017 | Ответить
Благодарю за статью!
Психолог, Ведущий тренингов - г. Киев (Украина)
№47 | 15 декабря 2017 | Ответить
Геннадий, очень хочется всяко продолжения этой темы! Прекрасно и доходчиво написано.
В работу беру вот это:
"Предупреждение голосом «Стой, кто идет?»
Предупредительный выстрел в воздух в том случае, если нарушитель игнорирует словесное предупреждение.
Огонь на поражение, если нарушитель игнорирует предупредительный выстрел."

Иногда бывает сложно объяснить, зачем нужна человеку агрессия, злость. Так сильно вбито обществом, что "злится - это плохо".

Вот читала статью, злилась и думала: кому из создателей мультфильма в голову пришел образ кота Леопольда и почему? Что он символизирует? Базовые интеллигентские "ребята, давайте жить дружно"? Чему учит детей - терпеть, сглаживать углы, не противостоять насилию?
Психолог, Опыт 16 лет - г. Воронеж
№48 | 15 декабря 2017 | Ответить
А как быть в ситуации, если какая-нибудь тетка (описываю реальный пример) с силой толкнула меня в транспорте? Толкнуть в ответ? Но если я - "не такой человек", который дерется в автобусе? Выпить "озверин"? Где продается?))
№49 | 15 декабря 2017 | Ответить
А что же делать дальше? Как выходить из этого состояния? Возможна ли в будущем нормальная самореализация такого человека и какие методы, на Ваш взгляд, стоит использовать для коррекции сложившихся поведенческих установок? Надеюсь прочитать об этом в Ваших следующих публикациях. Спасибо.
Психолог - г. Берлин (Германия)
№50 | 15 декабря 2017 | Ответить
А мне в отношении метафоры про часового вспомнилось из "Кавказской пленницы"...ну ничего же не сделал - только вошел
Показать видео
Спасибо. Отличные сравнения. А Леопольд мне нравится :)) И я за мир и дружбу с применением озверина по необходимости :))
№51 | 15 декабря 2017 | Ответить
мои границы всю жизнь нарушали и нарушают. Я не такая как все, я до 35 лет не играла роль! У меня не было социальной маски, которой люди к моим годам уже давно обросли. У меня мать всю жизнь роль играла, всю жизнь лебезила перед начальниками и теми, у кого бобло есть. А у кого нет бобла, тот не человек по ее меркам. Ее так научила мама, такие мои сверстники...что самое интересное они либо работают горничными и озеленителями, либо им вообще папа дает, как моей однокласснице. Доча создала семью, папа ее кормит свою жену и взрослую дочь с мужем и внуком, а еще семью своего младшего сына...тоже кормит. И ОНИ больше всех понты кидают. Удивительное рядом. Они больше всех нарушают границы! Потому, что они о них понятия не имеют. Их границ не существовало с рождения! Не будет границ у их детей, которые всю жизнь будут маменькиным сыночками. Они никогда не станут self mde,потому, что это каторжный труд. А если ты сам мебя не сделал, ты быдло высшей категории!
№52 | 15 декабря 2017 | Ответить
Спасибо! Очень полезная статья. Очень хочется продолжения этой темы!
№53 | 16 декабря 2017 | Ответить
Интересная статья. Она помогает понять, почему люди агрессивно реагируют, когда "приближаешься" к ним, чтобы их узнать. Совсем не со вражеской целью, просто из интереса.
Когда нарушают мои границы, я не кричу и не стреляю, а отмечаю это и потом применяю к данному человеку. Это очень информативно...
№54 | 16 декабря 2017 | Ответить
Екатерина Мануковская, терпению учит, как мне кажется, Нормальному человеческому терпению к более слабым и более глупым и к более мелким. Конечно у любого терпения должны быть границы разумного- и кот выпил озверин. Т.е. иногда надо показать свою силу и заставить себя уважать. Так что очень правильный мульт по- моему.
№55 | 16 декабря 2017 | Ответить
Екатерина Мануковская, Скорей всего в ответ "Том и Джерри" - мол, мы не такие, как они.
№56 | 17 декабря 2017 | Ответить
Irina136,
Спасибо!!
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№57 | 17 декабря 2017 | Ответить
Екатерина Мануковская,
Спасибо, Екатерина!
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№58 | 17 декабря 2017 | Ответить
Плужник Елена,
Спасибо, Елена!
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№59 | 17 декабря 2017 | Ответить
Гениально подобран мультипликационный материал на тему психологических границ! Благодарность и уважение. Статья очень понравилась. Вдохновения Вам, Геннадий Иванович, на новые работы.
Психолог - г. Киев (Украина)
№60 | 18 декабря 2017 | Ответить
Максименко Ольга,
Спасибо, Ольга!
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№61 | 18 декабря 2017 | Ответить
Метафора - наилучшая иллюстрация любой статьи! И у вас она попала в точку!
№62 | 18 декабря 2017 | Ответить
Геннадий Иванович, супер! как всегда - четко, ясно, все по теме! и именно как Вы и сказали - чтобы осознать и принять решение для дальнейшей работы над собой. Сама мыслю метафорами, поэтому ваш взгляд и образы очень близки! Спасибо, что помогает своими статьями! ))
Психолог, Психолог терапевт консультант - г. Пушкино
№63 | 19 декабря 2017 | Ответить
Малейчук Геннадий Иванович писал(а):
Статьи по психологии могут помочь, на мой взгляд, только на первом этапе в работе с проблемами – этапе их осознавания. И здесь я не жалею ни своих знаний, ни опыта... Для полного же разрешения проблемы необходима работа со специалистом.
Отличное обозначение границ автора! СПАСИБО!
Психолог - г. Минск (Беларусь)
№64 | 20 декабря 2017 | Ответить
Кульбицкая Екатерина Викторовна, а за этим следует форма дипресси
№65 | 13 февраля 2018 | Ответить
Спасибо!
У меня на границе так:
Измотать противника(Ян)пропустив его на свою территорию целесообразно(Если Цель есть). Показать иллюзию своей слабости - одеть шкуру овцы. Отступая наблюдаю... завязываю мелкие стычки в разных местах, ухожу с малыми потерями и повторяю снова. Противник раскрывается, устаёт. Для этой стратегии важно иметь большую территорию(запас прочности), много терпения, ресурсы для концентрации ответного удара(трансформация вашей Инь в вашу Ян в нужный момент))) и помнить о Цели. Здесь Гибкость это когда вы нятягиваете тетеву лука...
Потом долгий, трудный и болезненный путь восстановления всего внутри и вокруг вас порушенного(При полностью закрытых границах - железный занавес) Он(путь) позволяет увеличить территорию, получить дополнительные ресурсы и тд. - заглянуть за горизонт, что там есть ещё кроме этого. Появляется возможность именить свою личность/жизнь по своему желанию - образовать себя заново - собрать по кирпичику в что-то уже другое.
Пока соблюдаем границы слишком длительное время начинается застой(бег по кругу)- какие-либо серьёзные изменения мало-возможны. От рождения нас собрали другие люди и навязанные ими обстоятельства - по свои цели.
№66 | 20 февраля 2018 | Ответить
Спасибо, Геннадий, актуальная тема, думаю, что на границе должна быть "дверь",в которую без стука входить нельзя... если человек этого не понимает, можно "повесить замок"...
Психолог - г. Хабаровск
№67 | 20 февраля 2018 | Ответить
Спасибо большое за статью. Особено ценно было прочитать про взаимосвязь агрессии и травм развития.
Психолог - г. Санкт-Петербург
№68 | 27 марта 2018 | Ответить
Очень хорошая статья, спасибо!
Интересно, а если человек очень трепетно относится к своим границам, ну например ему кажется нарушением, что для всех воспринимается нормой. Это о чём может говорить?О травмированности?
Психолог - г. Новосибирск
№69 | 4 апреля 2018 | Ответить
Ирина Киселева,
Думаю, об опыте нарушений его границ...
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№70 | 4 апреля 2018 | Ответить
Спасибо!
Психолог - г. Тихвин
№71 | 21 июля 2018 | Ответить
Спасибо! Как и раньше, мне очень нравятся ваши метафоры, максимально доходчиво)
Психолог, Гештальт-терапевт супервизор - г. Санкт-Петербург
№72 | 23 января 2019 | Ответить
№45 | Латкина Юлия Алексеевна писал(а):
Агрессия - это реакция на фрустрацию, а не на "вторжение".
Вторжение - это фрустрация потребности в безопасности и комфорте.
№46 | Латкина Юлия Алексеевна писал(а):
психика человека устроена таким образом, что человек всю свою жизнь стремится вернуться туда от куда вышел - в утробу матери, в абсолютное слияние... в ощущение абсолютной безопасноти и защищенности, и безграничное наполнение... (удовлетворение всех желаний еще до их возникновения)
Это инфантильное стремление.
№73 | 22 апреля 2020 | Ответить
№48 | Екатерина Мануковская писал(а):
Вот читала статью, злилась и думала: кому из создателей мультфильма в голову пришел образ кота Леопольда и почему? Что он символизирует? Базовые интеллигентские "ребята, давайте жить дружно"? Чему учит детей - терпеть, сглаживать углы, не противостоять насилию?
Да, именно этому! Мультфильм про кота Леопольда - советский. Его создатели выполняли госзаказ - сделать из подрастающего поколения кротких овечек, которыми легче управлять.
№74 | 22 апреля 2020 | Ответить
Часовой и Кот Леопольд. Спасибо большое, очень складно пишете👍🏼
Психолог, Студент 202 курса - г. Иркутск
№75 | 7 июля 2020 | Ответить
И снова в копилку! Пошаговая инструкция, отличный пример из мультика. Здорово!)
Психолог, Супервизор, Магистр- 6 квалификаций-КПТ-EMDR - г. Саратов
№76 | 28 октября 2021 | Ответить
Степанова Ксения Владимировна,
Спасибо!!!
Психолог, Гештальт-терапевт Онлайн консульт-т - г. Минск (Беларусь)
№77 | 28 октября 2021 | Ответить
Благодарю за статью, подробно
описали проблему и способы решения. Интересная интерпретация тезиса - человеку нужен человек, поддерживаю!
Психолог - г. Иркутск
№78 | 13 декабря 2023 | Ответить
Часовой - узнаваемый типаж. Человек терпит, терпит, а потом взрывается так что сам себя пугает. И после - стыд, извинения, обещания. Адаптивный Ребёнок послушно молчал, копил. А потом из подвала вырвалось всё сразу. И человек решает: больше никогда не буду злиться. Круг замыкается. Чувствительность к границам не вернётся пока злость под запретом.
Психолог, Семейный психолог - г. Москва
№79 | 30 марта | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Симптомы-Заборы
СИМПТОМЫ-ЗАБОРЫ Симптомы клиента – это те «заборы», за которые необходимо заглянуть, чтобы понять то, что за ними скрывается. Очевидно, что психологические симптомы, выполняют для человека ...
Травма или Кризис?
Травма или Кризис? Понятия эти часто «стоят» вместе не только в моем названии статьи. Иногда создается впечатление, что это чуть ли не синонимы. Попробую, в первую очередь, для себя прояснить, ...
Немного клинической диагностики...
НЕМНОГО КЛИНИКИ… Меня часто спрашивают «Кто такой пограничный?» Другие, уточняющие варианты этого вопроса: - Пограничное расстройство личности и пограничный уровень организации – ...
Есть Контакт!
ЕСТЬ КОНТАКТ! Задумался на днях, за счет чего мне удается налаживать терапевтический контакт с клиентами? Что позволяет мне оставаться и быть эффективным в профессии, преодолевать сопротивление к работе ...
На пути к принятию
НА ПУТИ К ПРИНЯТИЮ Принять – значит найти в своей душе место для иного. Достаточно часто в психологии и психотерапии «звучит» тема принятия. Эта общая тема находит свое воплощение в конкретных ...
Рекомендуем почитать
16 признаков психического здоровья. Проверь себя!
Однажды ко мне на консультацию пришел Константин (имя вымышленное, любое совпадение случайно). Он выглядел испуганно. Его основными жалобами были сильные страхи и периодические депрессии. На него больно ...
Петухов Александр
Выход из экзистенциального кризиса!
Экзистенциальный кризис Дорогие друзья приветствую вас, сегодня пару слов хотел сказать об экзистенциальном кризисе. Экзистенциальный кризис, испытывают все, хотя наверно людей с когнитивным дефицитом ...
Вьюков Антон
Тест Гомункулус
Проективные методики в работе практикующего психолога «гомункулус» в этой статье хочу поделиться с вами опытом работы с малоизвестным тестом «гомункулус». Вроде бы все о нем слышали, ...
Вернигорова Ирина
Что такое осознанность и для чего она нам?
Что такое осознанность и для чего она нам?Балахонская Г. В. Аудиоверсия статьи здесь Цитата из Википедии: "Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание ...
Галина Владиленовна
Зачем идти в темный лес
Ступай в лес, ступай! Если никогда не пойдешь в лес, с тобой никогда ничего не случится и твоя жизнь не начнется. К. ЭстесКак-то, пересматривая «Звездные войны», не могла отделаться от ощущения, ...
Вертинская Ольга
cc83a
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз