"Флешбек" в психологии, удивление или страх?

 Здравствуйте,

Хочу поговорить о "флешбеке", в вольном переводе это вспышка из прошлого. Это внезапно возникающее, яркое воспоминание,  образ события в прошлом. Это не обязательно визуальный образ, может быть ощущение в теле или запах(гари, например).

Часто этот "флешбеки" возникают, когда "внешне" их никто не ждал, без связи с текущей ситуацией. 

Флешбеки и эмоции, которые их сопровождают, примеры реальные:
  • образ Вас  и кого-то значимого при возвращении в кафе, в которым Вы ранее бывали с этим человеком. Сейчас Вы чувствуете сладостную тоску, возможно, мнгновенное вожбуждение, грусть...
  • образ школьной стычки с конкретным, возможно, давно умершим человеком, при общении в школьной what'up группе совсем на другие темы после прошествия 30-40 лет. Вы чувствуете негодование, унижение, боль, желание покинуть чат...
  • образ Вас, юнной девушки, находящейся в такси и насилующего ее таксиста. Не совсем насилующего, Вы сдались от непонимания что делать, от неумения отказать. Эмоции, которые Вы чувствуете сейчас: омерзение, стыд и возбуждение. Вам 45 лет. Образ приходит , как кажется, не связанные с этим эпизодом, моменты.
  • Образ Вас, ребенка, под столом в детской, в другой комнате бушует скандал между родителями, крики, что-то летит, падает. Вы разбераете слова и становится еще страшнее, хочется вылести и защитить маму, а , на самом деле забиться еще глубже под стол. Потом Вы слышите, что мама говорит папе о том, что она никогда его не любила и понимаете, что хотите бежать из этого места. Вам 5-6 лет. Чувства или эмоции, которые Вас охватили сегодня - страх, жалость, злость и опять страх. Вам в настоящий момент 60 лет. Образ возникает на собраниях на работе, когда кто-то резко повышает голос, при любом резком крике, даже где-то в далеке.
  • В прошлом военный "видит" образы яркие образы события (событий), произошедших на его работе.  В настоящем он начинает чувствовать страх, агрессию, напряжение в руках и ногах, возникает боль на месте полученного ранения. Человек реагирует физически мнгновенно, он готов к атаке...Триггером может быть неожиданно появившийся на улице человек, внезапное выключение света, резкий звук, запах гари.

Примеры разные, сопровождающие флешбек эмоции тоже очень разные и флешбеки живучи...бесконечно, если это не остановить.

Флешбек в психологии удивление или страх

Существование флешбеков один из признаков посттравматического расстройства (https://www.b17.ru/article/ptsr_voina_pozhar_nasilie/?prt=shuifer1908).

Но не обязательно, первый приведенный пример, по факту не был связан с ПСТР, в нем нет страха и он не вызвал у клиента страха, он возник при прямом стимуле-триггере, хотя, конечно, эта прошлая история клиента была важна для работы.

Остальные три истории, если они повторяются, требуют анализа Вашего состояния и проработки, потому что они Вас мучают до сих пор.

Когда на флешбеки стоит обратить внимание:
  • Возникновение ярких негативных, пугающих эмоций, сопровождающих образы.
  • Идентичность ситуаций в настоящем, вызывающих флешбеки.
  • Влияние этих образов на дальнейшую реакцию и поведение человека на события в настоящем.
  • Устойчивое изменение поведения человека на фоне возникших образов и, сопровождающих их эмоций.
Что происходит из-за флешбеков (из практики):
  • Мальчик, в прошлом прячащийся под столом, становится агрессивен при любых ситуациях, когда партне или партнеры или абсолютно не связанные с ним люди повышают голос, и , часто, уходит с собраний, ситуаций, в которых это происходит. Например, выходит из магазина, в котором две женщины стали скандалить у кассы.
  • Сходная ситуация у мужчины, который прошел буллинг в школе. Его больше мучает стыд, бессилие и он крайне боится ситуаций, в который он проигрывает в споре или , даже ранее, когда он думает, что может проиграть. Это влияет на все сферы жизни.
  • Девушка подвергшаяся насилию, часто испытывает возбуждение при сценах насилия или в постеле с агрессивно ведущим себя партнером. Она не научилась отставивать свои желания и границы, хотя, надо признать, что эта проблема появилась до травмирующего события. 
  • Мужчина-военный не может долго работать на одной работе, расстраиваются связи с женщинами. Он говорит, что не может найти себе "спокойного места", безопасного места.
Что можно сделать? 

К сожалению, самостоятельно разобраться с серьезной травмой, влияющей на Ваше состояние через много лет, практически невозможно, а в некоторых случаях и опасно. Необходим психолог. Но, совершенно не обязательно, что работа займет много времени. Были случаи, когда очень серьезные случаи занимали 1-2 сеанса, это зависит от многих факторов - понимания человеком существа травмы и как она влияет на сегодняшнюю ситуацию, от уровня травмирования, типа характера.

Я пишу аналогичную статью по пост-травматическому расстройству. Возможно она поможет понять, что происходит с Вами и касается ли это Вас непосредственно.

Хочу пожелать Вам чувства безопасности и покоя. От любого мучительного события в нашей памяти можно избавиться, оставив его в абсолютном забвении и начать свободную жизнь.

Первым шаг в этом направлении может быть описание себе или тут, Вашей ситуации, флешбека, который Вы видите и что меняется из-за него в Вашей жизни из-за него. Но, если этот анализ болезненен, не делайте этого, обратитесь, пожалуйста, к психологу.

 Есть психологи, специализирующиеся на ПТСР, я одна из них и буду рада помочь.

Опубликовано на сайте: 4 июня 2022,  6513 просмотров
Поделиться2В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться87
Комментарии
Качкачева Мария Михайловна писал(а):
сожалению, самостоятельно разобраться с серьезной травмой, влияющей на Ваше состояние через много лет, практически невозможно, а в некоторых случаях и опасно. Необходим психолог
В моей жизни такое было. Я иногда чувствовала запах определенного хлеба, который напоминал мне детский лагерь. К слову в том лагере мне быть не хотелось, я плакала и просилась домой. Потом в моменты схожие с теми чувствами я ощущала запах того хлеба, приведенного родителями.
Психолог, Женский психолог - г. Раменское
№1 | 4 июня 2022 | Ответить
№1 | Громакова Екатерина Игоревна писал(а):
В моей жизни такое было. Я иногда чувствовала запах определенного хлеба, который напоминал мне детский лагерь. К слову в том лагере мне быть не хотелось, я плакала и просилась домой. Потом в моменты схожие с теми чувствами я ощущала запах того хлеба, приведенного родителями.
Очень грустно. Меня тоже "триггернул" Ваше описание, образ оставленного , вроде, в нормальных условиях, но одинокого тоскующего, желающего тепла, дома, ребенка. Сожалею очень ...
У меня подобное с суджуком, но не окраска другая. Были на практике в институте, в богом забытом месте, прокушали все деньги. Папа с мамой прислали как-то законсервированную жаренную картошку и пару "палок" суджука. Мы с подругой съели это, сидя на ступеньках почты, руками. Еще папа написал письмо, первый раз в жизни. Мы его всей группой читали, у папы жуткий почерк, не могли разобрать. Я была счастлива, это было о любви.
Вы психолог и я не смею что-то предлагать.
Но мне очень понравился запах хлеба в Вашем описании. Хлеб - тепло, мягкость, дом. Это, как мне кажется, самое главное в образе. Это естественная реакция, значит это есть.


Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№2 | 4 июня 2022 | Ответить
Качкачева Мария Михайловна писал(а):
К сожалению, самостоятельно разобраться с серьезной травмой, влияющей на Ваше состояние через много лет, практически невозможно, а в некоторых случаях и опасно. Необходим психолог.
Согласна, Мария! К сожалению, некоторые недооценивают серьезность, а чем дальше, тем сложнее. Поэтому главное во время признаться себе, что нужна помощь специалиста!
Психолог, Отношения и самооценка - г. Краснодар
№3 | 4 июня 2022 | Ответить
Сырчина Ольга Александровна,

Да, спасибо Ольга Александровна, весь смысл статьи в том, что Вы написали. Признать, что нужна помощь.
Очень часто люди, прошедшие тяжёлые испытания не идут на контакт с психологом. И больно открываться и считают себя слишком сильными, а ситуации слишком значительными, а психологов "другими" (часто, военные)
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№4 | 4 июня 2022 | Ответить
№2 | Качкачева Мария Михайловна писал(а):
Но мне очень понравился запах хлеба в Вашем описании. Хлеб - тепло, мягкость, дом. Это, как мне кажется, самое главное в образе. Это естественная реакция, значит это есть.
Да-да так и есть))) спасибо за статью!!!
Психолог, Женский психолог - г. Раменское
№5 | 4 июня 2022 | Ответить
Спасибо за глубокий материал, я иногда ощущаю запахи из прошлого, это можно отнести к флэшбэкам?
Психолог, ЖЕНСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ - г. Хабаровск
№6 | 4 июня 2022 | Ответить
Горбачева Александра Вячеславовна,
Спасибо большое за комментарии Александра Вячеславна. Скорее всего да, если они ассоциируются с какими-то событиями.
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№7 | 4 июня 2022 | Ответить
№7 | Качкачева Мария Михайловна писал(а):
Горбачева Александра Вячеславовна,
Спасибо большое за комментарии Александра Вячеславна. Скорее всего да, если они ассоциируются с какими-то событиями.
Это норма?
Психолог, ЖЕНСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ - г. Хабаровск
№8 | 4 июня 2022 | Ответить
Качкачева Мария Михайловна писал(а):
Есть психологи, специализирующиеся на ПТСР, я одна из них и буду рада помочь.
Спасибо за информацию. Буду знать.
Психолог, Отношения Кризисы Родительство - г. Воронеж
№9 | 4 июня 2022 | Ответить
Горбачева Александра Вячеславовна,
Ну как сказать. Я попадая в любой стране в лес, я начинаю чувствовать запах грибов. А их там нет. Но мы с родителями в детстве много ходили за грибами. У меня счастливый флешбек. А бывают другие. Но это не то, что не нормативно. Это возможно, свидетельствует о травме. У меня есть соседней статья про ПТСР и в ней вопросы. Если посмотрите, можем списаться, я расскажу подробно, что это значит
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№10 | 4 июня 2022 | Ответить
№10 | Качкачева Мария Михайловна писал(а):
Горбачева Александра Вячеславовна,
Ну как сказать. Я попадая в любой стране в лес, я начинаю чувствовать запах грибов. А их там нет. Но мы с родителями в детстве много ходили за грибами. У меня счастливый флешбек. А бывают другие. Но это не то, что не нормативно. Это возможно, свидетельствует о травме. У меня есть соседней статья про ПТСР и в ней вопросы. Если посмотрите, можем списаться, я расскажу подробно, что это значит
Спасибо за ответ!
Психолог, ЖЕНСКИЙ СЕМЕЙНЫЙ - г. Хабаровск
№11 | 4 июня 2022 | Ответить
Качкачева Мария Михайловна писал(а):
К сожалению, самостоятельно разобраться с серьезной травмой, влияющей на Ваше состояние через много лет, практически невозможно, а в некоторых случаях и опасно. Необходим психолог.
Согласна с вами, Мария. Тема важная и необходимая для проработки с опытным специалистом.
Психолог, Супервизор, Клинический-Пары-КПТ-ENG-ПА-ГТР-Деп - г. Москва
№12 | 4 июня 2022 | Ответить
Качкачева Мария Михайловна писал(а):
Но, если этот анализ болезненен, не делайте этого, обратитесь, пожалуйста, к психологу.
Поддержка психолога на этом пути бесценна.
Психолог, Социофобия неуверенность - г. Владивосток
№13 | 5 июня 2022 | Ответить
Качкачева Мария Михайловна писал(а):
Но, совершенно не обязательно, что работа займет много времени. Были случаи, когда очень серьезные случаи занимали 1-2 сеанса, это зависит от многих факторов
Вы правы! Еще от метода, в котором ПТСР лечится.
Мария, хочу написать Вам слова благодарности за такую простую и доступную статью на сложную тему!
Психолог, Клинический-Краткосрочная терапия - г. Люберцы
№14 | 6 июня 2022 | Ответить
Синдром отмены...
Последний раз употреблял алкоголь 4 дня назад.
Сегодня, 1 июня *2023* года, на работе решили сделать верстку сайта для мобильных телефонов - то, чем люди вроде меня занимались лет 15 назад. Я очень удивился. При этом сам понимаю, что это - флэшбек.
Сегодня же... Зашел в "Тануки" пообедать. У них не работала оплата по QR-коду на сайте. Они оправдывались, что "система новая, находится в тестовом режиме". Я прекрасно помню, что в тестовом режиме она у них как раз 15 лет назад и была. И тоже осознаю, что это - флэшбек.
При этом всё остальное - как нужно, в реальности, 2023 год.
Вчера выручил бывший одноклассник, вывел из состояния, когда я метался по квартире от страха, что меня могут уволить, успокоил, рассказал много из своего опыта после приема кокаина, в т.ч. и про флэшбеки.
№15 | 1 июня 2023 | Ответить
№15 | Федор #929386 писал(а):
Синдром отмены...
Последний раз употреблял алкоголь 4 дня назад.
Сегодня, 1 июня *2023* года, на работе решили сделать верстку сайта для мобильных телефонов - то, чем люди вроде меня занимались лет 15 назад. Я очень удивился. При этом сам понимаю, что это - флэшбек.
Сегодня же... Зашел в "Тануки" пообедать. У них не работала оплата по QR-коду на сайте. Они оправдывались, что "система новая, находится в тестовом режиме". Я прекрасно помню, что в тестовом режиме она у них как раз 15 лет назад и была. И тоже осознаю, что это - флэшбек.
При этом всё остальное - как нужно, в реальности, 2023 год.
Вчера выручил бывший одноклассник, вывел из состояния, когда я метался по квартире от страха, что меня могут уволить, успокоил, рассказал много из своего опыта после приема кокаина, в т.ч. и про флэшбеки.
Здравствуйте Фёдор,
Думала о Вашем сообщении.
Мне было сложно, я не программист и сначала не поняла, что 15 лет назад не программировали оплату по QR коду...вроде технология совсем не новая. Или я что-то не понимаю?
Если Вам показалось, что Вы занимаетесь тем, что Вы делали 15 лет назад, а этого на самом деле не было. Это не совсем флешбэк.
Поясните, пожалуйста.

Про кокаин это ближе к пониманию того, что с Вами происходит. Если Вы используете подобные вещества сейчас или использовали в недавнем прошлом.
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№16 | 23 июня 2023 | Ответить
У меня ежедневно, но до этого в реале ничего такого не было, не знаю, откуда. Из прошлой жизни разве.
Выражается в том, что мне трудно переносить какую-либо грязь. У меня сцены грязного пола, быта, жуткого помойного ведра и будто меня заставляют облизать или я вынуждена близко видеть. Особенно если жирное и грязное вместе - все, травма.

По-моему только усиливается с возрастом. Дети знают, что при мне нельзя что-то. Ничего грязными руками не трогать, косяки, обои( если например кошку погладил)
Когда занимаюсь мясом и луком, у меня болит голова, сжаты челюсти, напряг. Побыстрее сделать, убрать, выдохнуть. Для меня это прям страдание. Запахом пельменей меня можно выгнать. Дети часто подшучивают, что вот они сейчас дыхнут на меня запахом мяса с луком или грязными руками потрогают.
Без перчаток раньше бытовые дела делала, теперь нет, даже тарелку не могу помыть без них. Дочери моют без перчаток, я прошу в перчатках или так, чтобы я не видела.
Я делаю брезгливое выражение и машу руками, что я плачу-страдаю это видеть - дети уже знают, что какие-то вещи - ни при мне, это издевательство

При этом я не чистюля и это же мясом с луком ем, только быстрее убрать, чтобы не пахло
№17 | 16 сентября 2023 | Ответить
№17 | Пользователь #926551 писал(а):
У меня ежедневно. Извините,
Спасибо, что поделились.
Очень сожалею, это может быть мучительно.
Вы здесь, значит хотите выбраться из этого состояния.
Это очень здорово!
Попробуйте придумать себе имя. Вы есть, Вы - личность, у Вас должно быть имя, которое отличает от других.
Вы же знаете, что можете взять тут демо-консультацию, обсудить свою самую большую проблему. Станет немного легче, решите, что делать дальше.
Удачи Вам
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№18 | 16 сентября 2023 | Ответить
Пользователь #926551, Здравствуйте,
Вам свойственно желание все делать самым лучшим образом? Или были ли такие требования в детстве - навязчивые и с угрозами, например, чтобы посуда была чистая?
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№19 | 16 сентября 2023 | Ответить
Мария, благодарю за интересную статью. Флешбэки - действительно очень необычное психическое явление, которое в науке обычно интерпретируют как разновидность симптомов вторжения, свидетельствующих о возможном ПТСР. Обычно флешбэки приходят из прошлого. Однако мало, кто знает, что существуют и флешбэки из будущего, в связи с чем, в целях информирования, позволю себе поделиться ссылкой на мою свежую статью: https://www.b17.ru/article/flashback1/
Психолог - г. Москва
№20 | 24 октября 2024 | Ответить
Жуков Алексей Олегович,
Алексей Олегович, полагаю, мы - психологи, должны, как минимум не дезинформировать людей и соблюдать этические нормы. Даже по тому , как звучит термин "flashBACK", он не может быть из будущего. Возможно, вы имеете ввиду, Flahforward - это не имеет отношения к данной теме и , опосредованное - к ПТСР. При, например, генерализованном тревожном расстройстве (и не только, к сожалению) могут возникать яркие образы будущего - плохого исхода события. Это ни в коем случае не реалистичный прогноз (а страх, преподанный психикой в таком виде), но может сыграть роль самопрограммирования, самоисполняющегося пророчества. Случаи Flahforward должны быть обсуждены с психоТЕРАПЕВТОМ.
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№21 | 24 октября 2024 | Ответить
Мария, согласно нормам этики, Ваше утверждение неэтично. С точки зрения английского языка, Вы, конечно, правы. Однако это ни в коей мере не опровергает сказанное мной. Я говорю не просто о ярких образах из будущего, а имею виду те образы, которые в будущем действительно реализуются. И далеко не всегда они плохие - случаются и хорошие! И никаких предчувствий плохого может и не быть! В моем тексте нет никакой дезинформации и, тем более, нет нарушения этики, так как никто не знает, как в действительности устроено время, а в психологии существуют самые разные подходы и терминологические различия в описании и определении даже одних и тех же явлений даже среди научных психологов. Например, термин "ПТСР", который присутствует в официальных документах МКБ-10 и DSM-V логически предполагает необходимость определения термина "психотравма". Но этого термина Вы там не обнаружите, при всем желании. Кроме того, хорошо известно, что причиной развития ПТСР далеко не всегда является психотравма, о чем в этих документах также ничего не говорится. Но Вы же не говорите о том, что эти документы нарушают профессиональную этику психолога в силу их информационной неполноты и непоследовательности. По аналогии, то, о чем пишите Вы, отражает лишь Вашу картину мира и никак не противоречит тому, что написал я. Кроме того, как учил меня мой преподаватель - клинический психолог и кандидат психологических наук, Е.А. Поляков, для бессознательного времени вообще не существует. Время существует лишь для нас. А клиент сам, исходя из своей картины мира, активно выбирает, какой подход ему нравится больше и какой психолог лучше для него и решения его запроса.
Психолог - г. Москва
№22 | 25 октября 2024 | Ответить
Жуков Алексей Олегович,
Пожалуйста, используйте свою страницу для популяризации вашего мнения. Основное требование к текстам, которые мы пишем по конкретной теме для людей непсихологических специальностей, по больше части пребывающих в непростых жизненных ситуациях - четкость (озвученная тема - информация по ней) и соответствие научно-обоснованным фактам. И тогда , все будет в пределах этических норм. Это то, что о чем я , конкретно, писала. Прочитайте, пожалуйста.
Психолог, Клинический психолог - г. Москва
№23 | 25 октября 2024 | Ответить
Мария, Вы можете запретить комментировать Ваши тексты. Однако в действительности настоящая наука гораздо более многогранна, чем Вы себе это представляете. И попытка заткнуть чужое мнение под предлогом его якобы антинаучности это, мягко говоря, не научно и не этично. Подумайте об этом. А заодно выпишите свои эмоции. Также рекомендую Вам вспомнить те ситуации вашего прошлого, в которых Вы чувствовали похожие эмоции. Такая рефлексия Вам будет очень полезна. Всего хорошего.
Психолог - г. Москва
№24 | 25 октября 2024 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Адаптация в кризисе
Здравствуйте, Случайно узнала, что сегодня день счастья. Поздравляю Вас - каждого с этим праздником, он мне напомнил, что мы все пришли в этот мир в поиске счастья и каждый из нас его достоен. Стоит вспомнить ...
MMPI (Часть - II), описание
Здравствуйте, посмотрела на количество просмотров своей статьи, посвященной опроснику MMPI и поняла, что интерес к теме очень большой, а потом поняла, что в статье мало конкретики, которая , видимо, и ...
Насилие. Я совершил насилие
Viva Kalman (Белый клоун) Белый клоун, белый мученик Ради смеха пьяно-жгучего Будет издеваться над собой Вечером здесь у него заботы Ведь униженье - его работа Но посмеется последним наш Невидимый герой ...
Страх
"Нельзя, чтоб страх повелевал уму; Иначе мы отходим от свершений, Как зверь, когда мерещится ему." Данте, "Божественная комедия" Здравствуйте, Я долго собиралась написать стратью о ...
Как Это (коммуникация с психологом) происходит и что в результате
Добрый день. Захотелось поговорить о том, что происходит при обращении к психологу. Начну с очень краткого описания того, какие варианты коммуникации с психологом бывают и что можно получить от этого: ...
Рекомендуем почитать
Специфика подхода модальности Единый мозг к проблеме нарушения способностей к обучению.
Среди кинезиологических модальностей, занимающимися нарушениями способностей к обучению и когнитивных (познаввтельных) процессов (внимание, память, мышление, восприятие). Особое место занимает модальность ...
Полянская Екатерина
Вы на грани нервного срыва? Вот симптомы, которые говорят об этом
Хотя «нервный срыв» - это не медицинский термин, это не означает, что у вас нет большой проблемы, и если вы чувствуете, что находитесь на грани «нервного срыва», важно обратиться ...
Коренская Юлия
Техника «Сейф» для работы с тревогой
Уважаемые читатели, все мы живем в условиях, где стресс стал не самой приятной частью в жизни каждого из нас. В следствии этого мы испытываем напряжение, раздражительность, проблемы со сном. Из-за постоянного ...
Маргарита Бенк
Хроническая усталость: найти и обезвредить
В предыдущей статье я писала о том, что такое хроническая усталость. Мы говорили о причинах, признаках и диагностике этого состояния. Сейчас я хочу поделиться своими знаниями о том, как помочь себе выйти ...
Жукова Наталья
Синдром хронической усталости. Как распознать?
О хронической усталости Прежде, чем перейти к понятию хронической усталости, важно подумать о том, что такое здоровье и из чего оно состоит. По стандартному определению Всемирной организации здравоохранения ...
Жукова Наталья
81693
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз