Стыд за своё несовершенство

Автор статьи: Психолог, Интегративный подход
От автора: Давайте признаем, что совершенны только боги!!))

Стыд за своё несовершенство

Балахонская Г. В.

Аудиоверсия статьи здесь  https://www.b17.ru/media/50357/


Совершенны ли мы? Вопрос риторический. Ответ очевиден.
Конечно, нет! Никто не совершенен.
И это легко признать. Теоретически.
Мы ведь с лёгкостью соглашаемся с этим утверждением!
 
Но как всё меняется, когда мы непосредственно сталкиваемся с собственным несовершенством...
 
Стыд за сво несовершенство


Когда понимаем, что недотягиваем, например, до того уровня, который от себя ожидали.
Или сравниваем себя с кем-то, у кого получается лучше, чем у нас.
Или понимаем, что сделали глупость.

Куда девается эта лёгкость, с которой мы признавали, что никто несовершенен!?!
 
Ну, например, когда учимся чему-то новому для себя в группе и кто-то из участников демонстрирует уже успехи, а у нас дело идёт... туговато.
Кто-то уже вовсю оперирует новыми знаниями, а мы не поспеваем за скоростью подачи материала.

Бывает? Бывает.

При этом мы как-то не задумываемся, что для кого-то эта тема, может, уже и не такая новая, как для нас.

И что сравнивать себя можно только с собой вчерашним. Потому что другого такого, как мы, просто нет!
 
Или что мы более успешны в чём-то другом.
 
И что, вообще говоря, это нормально, когда получается не сразу! Забываем начисто!
А на первый план выходит ощущение - "я какой-то нетакой/нетакая".
 
Осознание своей "плохости" накрывает пеленой, которая ещё больше замедляет наши процессы обучения.
Образуется порочный круг.
 
И дело ещё больше усугубляется тем, что тут собственное несовершенство (о котором так легко говорить, когда оно абстрактно) подступает вплотную и включается стыд...
Одна из самых тяжёлых эмоций.
Причём и одна из самых трудно идентифицируемых.
Думаю, знакомо многим...
 
А уж когда мы сделали глупость!
Это вообще просто караул - начинаем есть себя поедом.
 
Да, мы все порой делаем глупости.

Но в тот момент, когда мы их делаем, они нам глупостями не кажутся!

Зато потом начинается стыд. А часто ещё и вина.
Может, не сразу, а погодя, но включается.
 
А чувство очень противное и тягостное. И какое-то нескончаемое.
Может, нескончаемое как раз потому, что находиться в нём настолько тяжко, что мы пытаемся от него всеми силами избавиться.

Только попытки от него избавиться, просто его заблокировав, отказавшись, чтоб не чувствовать, ни к чему не приводят.

Не помогает это! И накатывает с новой силой. Чем больше стараемся, тем хуже получается.

Извесный закон физики "сила действия равна силе пртиводействия" работает и в психологии во всю мощь.
 
Кстати, попытки выйти из этого отвратительного состояния часто бывают причиной алкоголизации.

Есть такая замечательная книга "Стыд, вина и алкоголизм". Автор  Роналд Т. Поттер-Эфрон.
Там всё очень подробно и по-человечески описано.
Чётко и доступно показано, что стараться избавиться от стыда, глуша его всеми доступными способами, не выход - эффекта не даёт, а лишь усугубляет.
А иллюзия простоты способа играет с людьми дурную шутку.
 
Поэтому набираемся терпения и начинаем разбираться с этим тяжёлым чувством стыда.

Во-первых, вспоминаем, что все человеческие чувства имеют право быть.
Даже когда они нам сильно не нравятся.
Поэтому перестаём сопротивляться.
Во-вторых, вспоминаем, что у каждого чувства есть своя функция.
Другими словами, оно возникло не просто так, а зачем-то.

 
Вот с этим "зачем-то" и надо разбираться.
 

Сразу скажу, что разбираться не очень легко, но надо.
Потому что когда функция эмоции выполнена, эмоция становится ненужной и сходит на нет.

 
Итак, зачем нам стыд?
 
Стыд эмоция социальная. Регулирует наши отношения с социумом. А поскольку мы являемся частью социума по определению, то нам без этого никуда.
 
Значит, стыд нам говорит о том, что что-то мы сделали или делаем не так.
И что у нас вообще-то есть своё представление, как делать надо.
 
То есть если мы сделали ошибку, то вспомнить, что никто несовершенен, проанализировать сделанное и в следующий раз учесть этот свой опыт.
 
После чего простить себя за эту ошибку, глубоко вздохнуть и отпустить в прошлое!
 



 
И почаще вспоминать о том, что совершенны только боги!)
 
Я училась эриксоновскому гипнозу у Аллы Фёдоровны Радченко. Так вот, на мастер-классах она нам рассказывала, что американские индейцы, когда ткали свои национальные коврики, специально каждый раз пускали по ним какую-нибудь нитку криво.
Специально - чтоб было несовершенно. Чтоб не соревноваться с богами.)
 
Ещё есть известная притча про древних греческих гончаров, которые, если создавали особо безупречную чашу или амфору, специально её портили - наносили какой-нибудь дефект. Потому что боялись мести богов.
 
И - таким метафорическим образом - признавали свою человечность! 
Чем, надо думать, приносили себе большое облегчение :) 
 
Так что давайте признаем свою человечность и будем ей наслаждаться!!

На мою консультацию можно записаться здесь  
 https://www.b17.ru/balakhonskaya/#consultation     


 



Я благодарю вас за ваше внимание!

А мои статьи вы можете слушать в аудиоверсии.

 
Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии и к моим статьям:)


Опубликовано на сайте: 6 июля 2017,  1320 просмотров
Поделиться3В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться358
Комментарии
Спасибо за статью )
Психолог - г. Санкт-Петербург
№1 | 6 июля 2017 | Ответить
Стыд, особенно таксический, самая тяжкая эмоция. Трудно переживается, вплоть до желания исчезнуть. С удовольствием прочитала статью. Спасибо!
Психолог - г. Краснодар
№2 | 7 июля 2017 | Ответить
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
совершенны только боги!)
и то не факт) благодарю, интересно)
Психолог - г. Москва
№3 | 7 июля 2017 | Ответить
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
американские индейцы, когда ткали свои национальные коврики, специально каждый раз пускали по ним какую-нибудь нитку криво.
То же самое в Азии, в идеальном орнаменте ковра обязательно должна быть ошибка. Мне кажется, коврики с небольшим отлонением от правильности интереснее. Иначе как увидеть в безупречном геометрическом узоре личность автора? Ведь каждый делает свои индивидуальные ошибки.

Психолог - г. Москва
№4 | 7 июля 2017 | Ответить
Оленникова Марина Евгеньевна, спасибо за отклик)
Психолог - г. Москва
№5 | 7 июля 2017 | Ответить
№2 | Полежаева Елена Тимофеевна писал(а):
Стыд, особенно таксический, самая тяжкая эмоция. Трудно переживается, вплоть до желания исчезнуть. С удовольствием прочитала статью. Спасибо!
Я рада, что вам понравилась статья! Спасибо за отклик!
Психолог - г. Москва
№6 | 7 июля 2017 | Ответить
№3 | Лилия Валерьевна Левицкая (Полякова) писал(а):
и то не факт) благодарю, интересно)
Ну, факт то, во что верим)) Спасибо за отклик!
Психолог - г. Москва
№7 | 7 июля 2017 | Ответить
№4 | Шмелева Светлана Евгеньевна писал(а):
То же самое в Азии, в идеальном орнаменте ковра обязательно должна быть ошибка. Мне кажется, коврики с небольшим отлонением от правильности интереснее. Иначе как увидеть в безупречном геометрическом узоре личность автора? Ведь каждый делает свои индивидуальные ошибки.
Согласна. Наверно, безупречность скучна, потому что предсказуема) А личность привлекательна) Спасибо за интересный комментарий!
Психолог - г. Москва
№8 | 7 июля 2017 | Ответить
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
американские индейцы, когда ткали свои национальные коврики, специально каждый раз пускали по ним какую-нибудь нитку криво.
Специально - чтоб было несовершенно. Чтоб не соревноваться с богами.)
Класс! Запомню!
Галина Владиленовна, а как вы думаете, когда стыдно за кого-то, даже за незнакомого человека, стыдно за актера в фильме настолько, что человек на минутку переключает канал, про что это? Стыдно за непосредственное поведение своего маленького ребенка. Понятно, что разбираться надо и все индивидуально. Но, все-таки, просто, навскидку.
Психолог - г. Санкт-Петербург
№9 | 8 июля 2017 | Ответить
Елена, отличная тема, между прочим!)
Если навскидку, то я думаю, что "стыдное" поведение другого - это оно для нас стыдное. То есть запускает наше собственное чувство стыда. У нас ведь его внутри полно - не переработанного, а вытесненного. Вытесненные чувства там где-то вроде тихонечко лежат и не беспокоят. До поры до времени. Но... срабатывает триггер - и поехало. Вылезает и накрывает.
Конечно, вы правы, разбираться надо индивидуально. Что является триггером, почему, что за этим и т.д. Тут есть о чём поговорить))
Спасибо за интересный комментарий!)

Психолог - г. Москва
№10 | 8 июля 2017 | Ответить
№9 | Елена Равлушевич писал(а):
Класс! Запомню!
Галина Владиленовна, а как вы думаете, когда стыдно за кого-то, даже за незнакомого человека, стыдно за актера в фильме настолько, что человек на минутку переключает канал, про что это? Стыдно за непосредственное поведение своего маленького ребенка. Понятно, что разбираться надо и все индивидуально. Но, все-таки, просто, навскидку.
Елена, вот как меня тоже зацепило)) Аж ссылку привязать забыла)) Думаю, как вы узнаете, что я вам ответила? Исправляюсь)
Психолог - г. Москва
№11 | 8 июля 2017 | Ответить
Галина Владиленовна , спасибо за ответ. Вчера два запроса таких необычных было. Размышляю, вот.
С удовольствием читаю ваши статьи.
Психолог - г. Санкт-Петербург
№12 | 8 июля 2017 | Ответить
Елена Равлушевич, Елена, спасибо, что читаете! И я рада, что с удовольствием) Я тоже ваши с удовольствием читаю.
А размышлять тут, и правда, есть над чем. Очень уж стыд эмоция, перегруженная неприятными ощущениями. От них хочется сбежать, спрятаться, закрыться, избавиться.
Психолог - г. Москва
№13 | 8 июля 2017 | Ответить
№9 | Елена Равлушевич писал(а):
Галина Владиленовна, а как вы думаете, когда стыдно за кого-то, даже за незнакомого человека, стыдно за актера в фильме настолько, что человек на минутку переключает канал, про что это? Стыдно за непосредственное поведение своего маленького ребенка. Понятно, что разбираться надо и все индивидуально. Но, все-таки, просто, навскидку.
Елена, а вы как думаете? Тоже навскидку.
Психолог - г. Москва
№14 | 8 июля 2017 | Ответить
Я думаю, что у человека беда с проявлением себя, своих чувств, даже позитивных,
с самоценностью, страх сказать, сделать "не так", быть высмеянным, тревога, "а что подумают", вера в свою "дефектность", а имею ли вообще право?
Вечное подстраивание, стыд и за себя и за того парня. Как будто гиперответственность за все что попадает в уши. Непосильная ноша. Хочется , чтобы этого вовсе не было или было как-то по-другому.
№13 | Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
сбежать, спрятаться, закрыться, избавиться.
Вот да!
Здесь и упрямство и недоверие...ой, и гордыня..
№13 | Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
Очень уж стыд эмоция, перегруженная неприятными ощущениями.
Правда. Тут все, что только может быть.
Такая огромная куча, которую, если разгрести, там и ценное и вполне пригодное обнаружится и полный хлам)
В общем, для кого-то пришла пора разобрать чердак))
Психолог - г. Санкт-Петербург
№15 | 8 июля 2017 | Ответить
№15 | Елена Равлушевич писал(а):
Тут все, что только может быть.
Такая огромная куча, которую, если разгрести, там и ценное и вполне пригодное обнаружится и полный хлам)
В общем, для кого-то пришла пора разобрать чердак))
Ох да, там завалы))
№15 | Елена Равлушевич писал(а):
Я думаю, что у человека беда с проявлением себя, своих чувств, даже позитивных,
с самоценностью, страх сказать, сделать "не так", быть высмеянным, тревога, "а что подумают", вера в свою "дефектность", а имею ли вообще право?
Вечное подстраивание, стыд и за себя и за того парня. Как будто гиперответственность за все что попадает в уши. Непосильная ноша. Хочется , чтобы этого вовсе не было или было как-то по-другому.
№15 | Елена Равлушевич писал(а):
Здесь и упрямство и недоверие...ой, и гордыня..
Ой как я согласна! Точно! Шкатулка Пандорры, в общем..


Психолог - г. Москва
№16 | 8 июля 2017 | Ответить
Признавать свою человечность метафорическим образом - отличная идея! Буду отвечать на свои "косяки"
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
Чтоб не соревноваться с богами.
Психолог - г. Новосибирск
№17 | 8 июля 2017 | Ответить
№17 | Милашина Ольга Георгиевна писал(а):
Признавать свою человечность метафорическим образом - отличная идея! Буду отвечать на свои "косяки"
Отличный комментарий, Ольга Георгиевна! Спасибо, что заострили на этом внимание!
Ещё раз задумалась над тем, чего сама сказала))
Психолог - г. Москва
№18 | 8 июля 2017 | Ответить
Галина Владиленовна, только вчера смотрел передачу "Линия жизни" на телеканале "Культура" с Кареном Шахназаровым, где он с восхищением говорил о словах Льва Толстого о человеке. Смысл в том, что человек - существо текучее. Нет, ничего навсегда заданного, мы всегда несовершенны, но мы в развитии
Психолог - г. Москва
№19 | 9 июля 2017 | Ответить
№19 | Путилин Олег Викторович писал(а):
человек - существо текучее. Нет, ничего навсегда заданного, мы всегда несовершенны, но мы в развитии
Интересное выражение про существо текучее) Ну кто ж с Толстым будет спорить)
Спасибо за комментарий, Олег Викторович!
Психолог - г. Москва
№20 | 9 июля 2017 | Ответить
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
Осознание своей "плохости" накрывает пеленой, которая ещё больше замедляет наши процессы обучения.
Зачастую не имеет большого отношения к реальности.
Психолог - г. Москва
№21 | 20 октября 2021 | Ответить
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
И что сравнивать себя можно только с собой вчерашним. Потому что другого такого, как мы, просто нет!
Это из области самооценки. Сравнивать, действительно, нужно только себя с самим собой.
Психолог - г. Москва
№22 | 20 октября 2021 | Ответить
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
стыд...
Одна из самых тяжёлых эмоций.
Причём и одна из самых трудно идентифицируемых.
Думаю, знакомо многим...
Люди часто судят себя безжалостно за то, что воспринимают, как проблему, и часто сообщают, что другие их тоже за это осуждали.
Психолог - г. Москва
№23 | 20 октября 2021 | Ответить
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
Так что давайте признаем свою человечность и будем ей наслаждаться!!
Спасибо за важную тему. Чувство стыда, как и чувство вины, обманчивы.
Психолог - г. Москва
№24 | 20 октября 2021 | Ответить
№22 | Бычкова Ольга Александровна писал(а):
И что сравнивать себя можно только с собой вчерашним. Потому что другого такого, как мы, просто нет!

Это из области самооценки. Сравнивать, действительно, нужно только себя с самим собой.
Конечно!:)
Психолог - г. Москва
№25 | 20 октября 2021 | Ответить
№21 | Бычкова Ольга Александровна писал(а):
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
Осознание своей "плохости" накрывает пеленой, которая ещё больше замедляет наши процессы обучения.

Зачастую не имеет большого отношения к реальности.
Да. Но внутренняя убеждённость играет дурную шутку..(
Психолог - г. Москва
№26 | 20 октября 2021 | Ответить
№23 | Бычкова Ольга Александровна писал(а):
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
стыд...
Одна из самых тяжёлых эмоций.
Причём и одна из самых трудно идентифицируемых.
Думаю, знакомо многим...

Люди часто судят себя безжалостно за то, что воспринимают, как проблему, и часто сообщают, что другие их тоже за это осуждали.
Да, люди фиксируются на том, во что верят сами. А иное просто не воспринимается, как будто его вооще нет.
Психолог - г. Москва
№27 | 20 октября 2021 | Ответить
№24 | Бычкова Ольга Александровна писал(а):
Галина Владиленовна Балахонская писал(а):
Так что давайте признаем свою человечность и будем ей наслаждаться!!

Спасибо за важную тему. Чувство стыда, как и чувство вины, обманчивы.
Да, эти чувства тяжелы для проживания и часто возникают как реакция на свои собственные оценки своих каких-то действий. Объективности тут может и вообще не быть)
Спасибо, Ольга, вам за внимание и комментарии по этой непростой теме!
Психолог - г. Москва
№28 | 20 октября 2021 | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Как посмотреть на себя со стороны
Как посмотреть на себя со стороны Балахонская Г. В. Аудиоверсия статьи здесь # Людям нужны другие люди. Такова наша природа. Мы рождаемся в мире людей. Человеческому детёнышу необходима забота взрослого ...
Не получается изменить обстоятельства - меняем своё отношение к ним
Не получается изменить обстоятельства - меняем своё отношение к ним Балахонская Г. В. Аудиоверсия статьи здесь В жизни от нас зависит многое. Но не всё. Но многое. Об этом я писала в статье "Что от ...
Признать свои потребности
Признать свои потребности Балахонская Г. В. Аудиоверсия статьи здесь Начала бы я с того, что всё, что мы делаем, удовлетворяет какие-то наши потребности. Абсолютно всё! И если нам кажется, что мы делаем ...
Что считать ложью, а что нет
Что считать ложью, а что нет Балахонская Г. В. Аудиоверсия этой статьи Как-то я написала, уважаемые друзья, статью "Про правду" Логичным кажется теперь написать про ложь.) Что мы обычно называем ...
Как себя не накручивать
Как себя не накручивать Балахонская Г. В. Аудиоверсия этой статьи Как себя не накручивать? Предлагаю для начала разобраться и внести ясность, что значит "накручивать"? "Накручивать" ...
Рекомендуем почитать
Страх на тонких каблучках
Высокие каблуки делают женщину особенно притягательной. Трогательной и …беззащитной. Наподобие тех китайских принцесс, чьи ножки с рождения одеваются в страшные колодки, не позволяющие ее маленьким ...
Панина Ирина
Как продуктивно отдохнуть летом
Как правило, все ждут лета с прекрасными надеждами: кто на отдых, кто на сезонную работу, особенно у нас в курортном городе. И вот лето в полном разгаре, а удовольствия и радости все нет и нет. Те, кто ...
Василец Татьяна
Драгоценные минуты для себя
К сожалению, не всегда наши ожидания воплощаются так как мы задумали, как мечтали. И тогда мы не чувствуем себя полными сил, восстановленными, впечатленными жизнью. Я знаю очень многих людей, которые возвращаясь ...
Волкова Олеся
Рождение ценностей…
Слово «ценность», ИМХО, одно из самых часто извращаемых, плохо понимаемых и эмоционально трудно принимаемых человеком. Все мы рождаемся с набором потребностей, которые толкают нас к тому, чтобы ...
Кузьмичев Александр
А как вы относитесь к новому?
Этой статьей я предлагаю провести вам небольшое самоисследование, которое, возможно, приведет к каким-то открытиям. Вы также можете понаблюдать описанные в этой статье явление у других людей, чтобы наглядно ...
Вертинская Ольга
3c457
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»