В этой статье хочу лаконично поговорить о травмах психологического развития детей в семьях. Практически всегда дисфункциональные семьи «награждают» детей травмами развития. Это длительный и часто незаметный процесс. Даже в красивых полных семьях без зависимостей могут твориться страшные вещи.
Какие могут быть причины и последствия?
- Отсутствие родительской заботы, эмоциональная и физическая депривация в первые годы жизни. Чем дольше то длится, тем хуже. Это приводит к созависимым отношениям во взрослом состоянии, склонности к слиянию с объектом любви.
- Длительная и часто повторяющаяся сепарация ребенка и матери в первые 5 лет жизни (больницы, командировки, поездки, часто из-за инфантильности родителей, которые не понимают, что в таком возрасте детям очень важна стабильность, понимание, что мама вернется). Это может привести к созависимости, страху отвержения, чувству собственной нехорошести, тк хороших мамы не бросают. До 5 лет ребенок самостоятельно выжить не может, поэтому расставание вызывает первобытный страх. Поэтому во взрослом состоянии боязнь потерять партнера = боязнь потерять маму.
- Отвержение ребенка. Например, когда отдают на воспитание бабушке. Даже если она любимая, то на глубинном уровне то отвержение закрепляется. И во взрослой жизни такие люди цепляются даже за деструктивные отношения, плохие условия работы. Нехорошо, даже если родители угрожают отвержением (я отдам тебя и тп.)
- Тип матери. Бывают мама-мама, мама-сестра, мама-дочка. Важно понимание потребностей ребенка. Полноценная мама принимает ребенка всегда (грязным, чистым, радостным и грустным, больным и здоровым). Для малыша важно насыщение общением, кормление, забота, безопасная среда для роста, развитие эмоциональной и телесной сферы. До 3х лет отец-это гнездо для мамы. Папа дает защиту, обеспечивает семью, решает проблемы. Не становится второй мамой. Далее социально адаптирует ребенка.
- Если родители сами социально слабые, всего боятся, с низкой самооценкой, то им чаще легче соглашаться с теми, кто обвиняет ребенка, чем заступиться за него. Сюда же относятся тревожные родители, с низким социальным интеллектом.
- Отсутствие у ребенка ощущения безопасности в собственном доме. Когда везде легче, чем дома. Часто это создают родители с пограничным расстройством личности. Они непредсказуемы. Дети таких родителей учатся сверхчувствительности к любым эмоциональным колебаниям, чтобы выжить. Либо, наоборот, вырабатывается психзащита в виде отсутствия эмпатии (пока в лоб не скажешь, не поймет).
- Также непредсказуемы родители с зависимостями. Это ребенку невозможно контролировать. Вследствие этого у ребенка развивается психология жертвы, психопатия, непонимание реальности (где твердая земля, а где зыбкое болото). Такой человек постоянно насторожен, развивается сверхконтроль. Развивается созависимость, высоко ценят тех, кто защитит — спасатель и тиран, либо сам становится жестким тираном.
- Низкий социально-экономический статус и бытовая неустроенность. Лучше, чтобы ребенок себя чувствовал равным среди равных, иначе может развиться плавающая самооценка, зависящая от внешних успехов, либо ощущение внутренней ущербности (стыд, вина, внутренний критик). Бытовая неустроенность приводит к тому, что стыдно приглашать к себе домой, нарушаются границы, т.к. нужно свое пространство, может возникнуть материальная зависимость.
- Завышенные требования к ребенку. Это связано с недостатком понимания потребностей ребенка. Либо требования завышены к возрасту и реальным возможностям ребенка. Могут быть сверхожидания от нарцисстичных родителей по поводу достижения ребенком того, чего сами в детстве не достигли. Это все приводит к тому, что ребенок мучается от несоответствия ожиданиям. Также может развиться невроз достигаторства, если что-то дарили или покупали только за достижения.
- Зависимости в семье (в сочетании с остальными пунктами)
- Насилие. Физическое, эмоциональное, сексуальное, духовное (не передача и объяснение, а навязывание вопреки потребностям ребенка).
- Инвалидизация у члена семьи. Это может забирать внимание у здорового ребенка. Часто здоровых детей привлекают к помощи больным, что не всегда является посильной ношей для ребенка. Бывает, что приводит к стыду от собственной полноценности. Также может повышаться уровень агрессивности, т.к. в детстве подавлялась («Мы опять из-за него не идем в кино» или «не поехали куда-то». Некуда деть эту агрессию)
- Безуспешное сиблинговое соперничество (между братьями и сестрами). Именно в контексте, когда озвучивается родителем, что кого-то любит больше. В таком соперничестве нельзя выиграть. Такой человек во взрослой жизни с большой вероятностью будет «спасателем», будет пытаться заслужить любовь любой ценой, либо уйдет в другие нарушения. Может возникнуть травма самооценки, ощущение второсортности. Такие люди ищут конкуренцию, либо создают ее сами. Это приводит к проблемам в отношениях (патологическая ревность, патологический контроль). Ребенок НЕ должен знать, кого родители любят больше.
- Гиперопека (основанная на тревожности родителей). Воспитывают по системе звезды, сверхценности. Когда дают понять, что весь мир-обслуживающий персонал. Что ребенок должен только брать, а все остальные — давать. Если так делают взрослые, подчиняясь ребенку, то так должны делать все. Возникают проблемы с балансом брать-давать.
Когда родители хотят быть нужными, важными для ребенка, либо когда хотят компенсировать свои детские лишения, давая ребенку все, это ведет к инфантилизации ребенка, уходу от любой ответственности, к психологии жертвы (будет в поисках спасателя), при этом благодарности от него обычно не бывает.
Им трудно быть родителями собственным детям («родители-сестры», «родители-дети»), будут пытаться «брать» от своих детей. - Противоречивое воспитание. Например, разные принципы воспитания у мамы и папа, бабушек, дедушек. Либо когда один родитель в зависимости от настроения за одно и то же то хвалит и разрешает, то ругает и наказывает.
- Отрицание проблем, ложь и поддержание иллюзий в семье. Обесценивание чувств и проблем ребенка. Страх взрослого признать проблему (например, инцест: «Да ты что, папа/мама просто играет», или агрессия алкоголиков в семье). Или в принципе ее увидеть, т.к. тогда с этим тогда надо будет что-то делать.
Справедливости ради хочется отметить, что из травматиков часто вырастают очень интересные личности ввиду непростого жизненного пути.
Книги по теме:
Дж.Дж. Войтиц «Взрослые дети алкоголиков»
Л. Бурбо «Пять травм, которые мешают быть самим собой»
И. Млодик «Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни»
И.Млодик Карточный дом. Психотерапевтическая помощь клиентам с пограничными расстройствами
М. Жюльен «Рассказ дочери»
Т. Вестовер «Ученица»
А. Сандермоэн «Секта в доме моей бабушки»
Дж.Уоллс «Замок из стекла»
Д.Сабитова «Три твоих имени»
Оказываю квалифицированную помощь при горе, утрате близких и других психологических проблемах. Помогу пройти через боль и дискомфорт к новому уровню жизни, соединив чувства, душу и тело. |