Сократовский диалог: как помочь пациенту оценить реальность своих мыслей

Одним из методов правильного реагирования на дисфункциональные автоматические мысли, негативные образы и глубинные убеждения является «сократовский диалог», о нем я сегодня и расскажу.

Сократовский диалог как помочь пациенту оценить реальность своих мыслей

   «Сократовский диалог» помогает пациенту самому проверить достоверность своих автоматических мыслей. Терапевт задает ряд вопросов в определенной форме и последовательности, отвечая на которые, пациент начинает реально оценивать ситуацию.

В прошлой статье я рассказал о технике выявления автоматических мыслей (АМ) 

В этой статье вы узнаете, как:

  • выбирать ключевые АМ;
  • оценивать АМ при помощи «Сократовского диалога»;
  • проверять результативность процесса оценки;
  • причины, по которым пациент по-прежнему убеждён в АМ;
  • помочь пациенту самостоятельно оценивать АМ 

Сфокусируйтесь на ключевых АМ

Когда терапевт выявил АМ, он проверяет, насколько важно сфокусироваться на ней сейчас и определяет, как мысль негативно влияет на поведение и эмоции пациента. Кроме того, терапевт прогнозирует вероятность: повторится ли в будущем эта мысль снова и вызовет ли негативные реакции.

Если терапевт замечает, что мысль до сих пор важна и вызывает дистресс — такую мысль необходимо обязательно оценить и детально проработать.

Пример диалога с пациенткой из практики:

Терапевт (обобщает): «Когда ваш преподаватель дал всем задание написать рассказ про любимого художника и выступить с ним перед классом, вам стало очень грустно, потому что вы подумали : «Я ни за что не смогу выступить перед всеми». В тот момент насколько вы были убеждены в реалистичности свой мысли и насколько вам было грустно?»

Пациент: «Я даже не сомневалась в этом и сильно загрустила».

Терапевт: «А сейчас, что с вашей убеждённостью и насколько вам грустно?»

Пациент: «Я уверена, что для меня слишком сложно выступить перед группой».

Терапевт: «И вы до сих пор переживаете насчёт этого?»

Пациент: «Да, сильно. Думаю только об этом». 

 

Когда применяется процесс направляемого открытия

Терапевт помогает пациентам использовать собственные негативные эмоции как сигнал, что автоматические мысли следует переоценить и найти им адаптивный ответ. В ходе работы, терапевт помогает пациенту выявить дисфункциональные мысли (АМ, образы, убеждения), которые влияют на его эмоции, физиологию и поведение. После того как важная АМ обнаружена — терапевт помогает её оценить. 

Автоматические мысли лучше оценивать беспристрастно и структурировано, что бы пациент не воспринял реакцию терапевта неубедительно и не был уязвлён. 

«Сократовский диалог» помогает избежать таких рисков и состоит из списка вопросов:

  1. Как выглядит ситуация?
  2. Что я подумал или представил?
  3. Какие есть доказательства того, что эта мысль верна? 
  4. Какие есть доказательства того, что она неверна?
  5. Какое альтернативное объяснение можно дать случившемуся?
  6. Что самое худшее может произойти, и как я с этим справлюсь? 
  7. Что самое лучшее может произойти? 
  8. Что скорее всего случится? Какой вариант развития событий самый реалистичный?
  9. Как будут развиваться события, если я буду продолжать повторять себе эту мысль? 
  10. Что произойдет, если я изменю образ мыслей?
  11. Если бы друг попал в аналогичную ситуацию и рассуждал так же, как я сейчас, что бы я ему посоветовал?
  12. Что мне стоит сделать, чтобы разрешить возникшую ситуацию?

 Примеры применения вопросов «Сократовского диалога»

Важно проинформировать пациентов, что не каждый вопрос подойдёт для оценки АМ и список вопросов — это полезный ориентир.

Пример беседы иллюстрирует, как оценить дисфункциональные мысли и составить стратегию дальнейших действий, используя вопросы «Сократовского диалога». 

Вопросы о доказательствах. Пациенты могут найти доказательства своих АМ, тем не менее доказательства обратного они игнорируют. Поэтому важно выявить доказательства в пользу и против АМ пациента, затем обобщить полученную информацию.

Терапевт: «Давайте подумаем, какие доказательства того, что вы не сможете выступить с рассказом перед группой?» 

Пациент: «Ну, я не помню, когда я в последний раз выступала перед кем-то. У меня совсем нет такого опыта. Уверена, что я растеряюсь, всё забуду и буду выглядеть глупо».

Терапевт: «А ещё что-то есть из аргументов?»

Пациент: «Ну, я совсем непубличный человек и обычно слушаю, когда другие что-то обсуждают».

Терапевт: «Есть что-то ещё?»

Пациент (после раздумья): «Нет, это всё».

Терапевт: « А давайте теперь подумаем, какие существуют доказательства обратного: что вы не растеряетесь и будете выглядеть уверенно?»

Пациент: «Ну, я буду готовиться каждый день и мне несложно будет рассказать про Ван Гога. Я много читала про него и даже писала сочинение на тему его жизни».

Терапевт (помогает пациенту найти другие ответы): «А были ли случаи, когда вы рассказывали о чём-то своим знакомым и они внимательно вас слушали?»

Пациент: «Ну-у-у, да... Когда в классе мы обсуждаем что-то интересное, я могу тоже что-то рассказать, что знаю. И обычно меня слушают».

Терапевт: «Понятно. С одной стороны, вы не помните, когда выступали перед всеми публично. Но с другой стороны, вы участвовали в общем обсуждении класса, когда что-то было вам интересно. Тогда вы видели, что другие вас слушают и вы не чувствовали себя глупо, даже наоборот. А если вы подготовитесь, то сможете рассказать много увлекательного про Ван Гога. Верно?»

Пациент: «Да, действительно».

Вопросы на альтернативное объяснение предлагают найти пациенту, как и чем можно ещё объяснить случившееся, из-за чего пациент расстроился.

Терапевт: « Давайте разберёмся. Если вы действительно растеряетесь, что ещё могут подумать люди, видя, что вы волнуетесь, кроме как “она плохо подготовилась к выступлению”?»

Пациент: «Сложно сказать».

Терапевт: «Что вы можете подумать, когда заметили, что другой человек волнуется при выступлении?»

Пациент: «Возможно, ему непривычно выступать перед публикой, и он переживает».

Вопросы на «декатастрофизацию» помогают, когда пациенты предсказывают наихудший сценарий развития ситуации. В таком случае важно узнать у пациента: какие его наихудшие опасения и как он поступит, если так всё и произойдёт.

Терапевт: «Расскажите, а что самое ужасное может случиться в этой ситуации?»

Пациент: «Наверное, самое ужасное, что все слова вылетят у меня из головы. Я буду стоять и молчать. Все подумают, что я не подготовилась».

Терапевт: «А если такое произошло, то как бы вы с этим справились

Пациент: «Я бы расстроилась и могла даже заплакать».

Терапевт: «А вы видели, когда другие волнуются и переживают? Вы думали о таких людях плохо?»

Пациент: «Да, видела. Я не думала плохо, наоборот, мне хотелось их поддержать».

Терапевт: «То есть, если вы будете волноваться, люди увидят это и не осудят вас?»

Пациент: «Да».

Терапевт: «Так как бы вы справились

Пациент: «Я могла бы сказать, что волнуюсь и попросила группу поддержать меня».

Вопросы о лучших и реалистичных вариантах развития помогают пациентам понять, что их негативные прогнозы вряд ли исполнятся.

Терапевт: «А что самое лучшее может произойти

Пациент: «Я подготовлюсь и расскажу самые увлекательные моменты жизни Ван Гога. Многим будет интересно»

Терапевт: «Что скорее всего случится

Пациент: «Я подготовлюсь и расскажу. Если буду волноваться — скажу всем, что я волнуюсь. А если забуду слова, то буду подсматривать в план на бумаге».

Вопросы о последствия автоматических мыслей помогают пациенту оценить, какие эмоции он испытывает и как себя ведёт, когда верит своей АМ. Как могут измениться его эмоциональные и поведенческие реакции, если бы он мыслил иначе. 

Терапевт: «К каким последствиям будет приводить мысль о том, что вы не сможете выступить с рассказом?»

Пациент: «Я буду грустить и у меня не будет желания что-либо делать».

Терапевт: «Что будет если вы измените образ мыслей

Пациент: «Почувствую себя лучше и мне будет легче подготовиться».

Вопросы на «дистанцирование» предлагают представить, чтобы они посоветовали близкому человеку в аналогичной ситуации, затем узнать, насколько такой совет применим в их жизни. Это поможет пациентам отстраниться от проблемы и расширить свой взгляд на ситуацию. 

Терапевт: «Давайте представим, что вашей близкой подруге предложили выступить перед группой, а она боялась, что у неё ничего не получится. Что вы ей посоветуете

Пациент: «Я бы посоветовала сделать всё возможное, чтобы подготовиться к выступлению. А если не получится и она будет переживать — попросить поддержки у класса и сказать о своём волнении».

Терапевт: «А в вашем случае такой совет применим

Пациент: «Думаю, что да».

Вопросы на «решение проблем» предлагают пациенту подумать, как теперь стоит действовать, чтобы разрешить возникшую ситуацию.

Терапевт: «Как вы думаете, что можно начать делать прямо сегодня, чтобы решить проблемную ситуацию?

Пациент: «Я могла бы каждый день писать по одному абзацу к рассказу. Это бы заняло полчаса каждый день. Так я лучше подготовлюсь и буду чувствовать себя увереннее».

 

Оцените, как пациент изменил оценку АМ после ответов на вопросы

После проделанной работы, попросите пациента оценить, насколько изменилась его первоначальная оценка АМ (в процентах или по шкале силы: слабая, средняя, сильная, очень сильная) и как изменилось его эмоциональное состояние. Уточните, что помогло добиться улучшения.

Терапевт: «Прекрасно! Давайте ещё раз оценим достоверность вашей мысли: «Я ни за что не смогу выступить перед всеми». На сколько процентов вы оцениваете её реалистичность сейчас?» 

Пациент: «Не очень реалистично. Наверное, процентов на 30».

Терапевт: «Чудесно. А насколько вам грустно?»

Пациент: «Совсем не грустно».

Терапевт: «Отлично. Я рад, что упражнение принесло пользу. Давайте подумаем, что вам помогло улучшить своё состояние?».

В диалоге терапевт помог пациенту оценить свою дисфункциональную АМ с помощью стандартных вопросов. Однако многим пациентам вначале сложно включиться в процесс реагирования и оценки АМ. Если пациент испытывает трудности, можно попросить его подвести итог обсуждения, а затем составить копинг-карточку, основанную на выводах пациента:


 

Причины, по которым пациент может по-прежнему быть убеждён в правдивости иррациональной АМ

Есть более важные и невыявленные АМ. Пациент назвал АМ, не влияющую на его настроение и поведение, но за ней скрываются другие мысли или негативные образы, которых он может не осознавать.

Оценка АМ прошла поверхностно или неадекватно. Пациент заметил АМ, но тщательно не оценил или отверг её — негативные эмоции не снизились.

Собраны не все доказательства в пользу АМ. Формулировка адаптивного ответа снижается, если терапевт недостаточно уточнил о подробностях ситуации пациента и тот не привёл всех аргументов в пользу АМ. Пациент может эффективнее найти альтернативное объяснение ситуации, когда терапевт помогает ему собрать все доказательства в пользу АМ. 

Автоматическая мысль — глубинное убеждение. В этом случае разовая попытка переоценить АМ не приведёт к изменению восприятия и реакций пациента. Потребуются методики для корректировки убеждений, которые применяются постепенно. 

Пациент осознаёт, что АМ искажена, но чувствует по-другому. Тогда необходимо найти убеждение, лежащее в основе АМ, и тщательно исследовать его.

 

Как помочь пациенту справиться с вопросами самостоятельно 

Убедитесь, что пациенты способны воспользоваться «Сократовским диалогом», и они понимают, что:

  • оценка АМ изменит их эмоциональное состояние;
  • они могут справиться с вопросами самостоятельно; 
  • не все вопросы подходят к разным АМ.

Если терапевт предполагает, что пациент будет строго себя судить за неидеальное выполнение задания — предложите пациенту представить ситуацию, когда выполнить задание сложно и расспросите о его возможных мыслях, эмоциях и чувствах. Напомните пациенту, что оценка мыслей — навык, который вы поможете ему освоить в течение следующих сессий.

Когда терапевт вместе с пациентом эффективно разобрали вопросы из «Сократовского диалога», можно дать ему список вопросов для самостоятельной работы. Важно объяснить пациенту, что ежедневная работа над всеми вопросами и над каждой АМ может быть утомительной, именно поэтому терапевт предлагает перечитывать заметки в течении дня и они вместе составляют копинг-карточку:

Проверка дисфункциональных АМ на достоверность дает возможность увидеть ситуацию с другого ракурса. В результате запускаются процессы переоценки прошлого опыта, возникают новые идеи и формируется новый взгляд, который реалистичнее отражает ситуацию, что положительным образом влияет на качество жизни человека.

 

При подготовке статьи использованы материалы: 

Бек Джудит. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. — СПб.: Питер, 2018. — 416 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). 

Опубликовано на сайте: 2 марта 2020,  39177 просмотров
Поделиться17В закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться1,4K
Комментарии
Сократовский диалог даёт возможность человеку по новому самостоятельно посмотреть на ситуацию и сделать для себя открытие. А, как мы знаем, наиболее ценными являются для нас те открытия, которые мы делаем сами.

Благодарю за замечательную полезную статью!
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Рига (Латвия)
№1 | 2 марта 2020 | Ответить
Павел! Как красиво вы пишите, я в восторге! Сама работаю в КПТ, часто использую Сократовский диалог, очень люблю эту методику)
Спасибо, что так чётко и понятно осветили тему для клиентов и психологов 🤗 Отличная статья!)
Психолог, Семейный психолог Сексолог - г. Санкт-Петербург
№2 | 2 марта 2020 | Ответить
Да вы коллега похоже учебник по КПТ пишите!
Психолог, Сценарная Терапия Отношений - г. Владивосток
№3 | 2 марта 2020 | Ответить
Павел, как всегда структурно, информативно и полезно!
Психолог, Консультант - г. Санкт-Петербург
№4 | 2 марта 2020 | Ответить
Павел Александрович, спасибо! Прекрасно написано и полезно, "повторение мать учения":)))
Психолог, ЛИЧНОСТНЫЙ И СЕМЕЙНЫЙ - г. Новосибирск
№5 | 2 марта 2020 | Ответить
Павел Александрович, спасибо!
Полезный, структурированный, понятный материал!
Психолог, АРТ-терапевт Ведущий тренингов - г. Харьков (Украина)
№6 | 2 марта 2020 | Ответить
Спасибо за безупречную структуру отладки логики нейронных связей!)
Психолог, Клинический психолог - г. Екатеринбург
№7 | 2 марта 2020 | Ответить
Хотя очень хочется всё это назвать не КПТ, а просто "здравым смыслом".
Психолог, Клинический психолог - г. Екатеринбург
№8 | 2 марта 2020 | Ответить
Спасибо Вам! Одно удовольствие читать так здорово структурированный полезный материал!
Психолог, Супервизор схема-терапевт - г. Москва
№9 | 2 марта 2020 | Ответить
Действительно, четкость изложения материала, его конкретность, доступность для понимания делают эту статью очень полезной как и для начинающих КТП-терапевтов, так и для клиентов. Спасибо за публикацию.
Психолог, Системный психолог - г. Ростов-на-Дону
№10 | 2 марта 2020 | Ответить
Прекрасный материал. Спасибо!
Психолог, Супервизор, Семейный психолог КПТ-терапевт - г. Калининград
№11 | 2 марта 2020 | Ответить
Зайковский Павел Александрович писал(а):
«Понятно. С одной стороны, вы не помните, когда выступали перед всеми публично. Но с другой стороны, вы участвовали в общем обсуждении класса, когда что-то было вам интересно. Тогда вы видели, что другие вас слушают и вы не чувствовали себя глупо, даже наоборот. А если вы подготовитесь, то сможете рассказать много увлекательного про Ван Гога. Верно?»
Переопределение опыта клиента как положительного. Павел Александрович, спасибо Вам за статью - она дает ценные знания!
Психолог, Личностный Семейный - г. Москва
№12 | 2 марта 2020 | Ответить
Благодарю за описание техники.
Психолог, Канд-пси-наук - г. Москва
№13 | 2 марта 2020 | Ответить
Спасибо! Структурированно, интересно, убедительно, читается легко, в общем красота) пишите еще
Психолог, Онлайн-консультант Расстановщик - г. Иркутск
№14 | 2 марта 2020 | Ответить
Спасибо за столь подробно описаную технику по проверке мыслей на реалистичность!
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
№15 | 3 марта 2020 | Ответить
Спасибо за такое четкое, логичное, последовательное описание технологии сократовского диалога. Действительно, пошаговое руководство. Полезно и практично!
Психолог - г. Севастополь
№16 | 3 марта 2020 | Ответить
Спасибо! Очень полезная статья!
Психолог - г. Хоф (Германия)
№17 | 3 марта 2020 | Ответить
Очень ценный опыт и отличное описание метода Сократовского диалога! Благодарю!
Психолог, Семейный психолог - г. Краснодар
№18 | 3 марта 2020 | Ответить
Присоединяюсь к восторженным отзывам!
Психолог, Консультант - г. Ярославль
№19 | 3 марта 2020 | Ответить
Спасибо за статью! Полезная информация.
Психолог - г. Москва
№20 | 4 марта 2020 | Ответить
Павел, благодарю Вас за ваши преполезные публикации! Нахожу в них много бесценной информации для работы. Часто прикрепляю ваш материал к себе в закладки. Спасибо за мастерство!
Психолог, Клинический психолог КПТ-терапевт - г. Москва
№21 | 6 марта 2020 | Ответить
Павел, спасибо большое, фундаментальный материал, делюсь в соцсетях:)
Психолог, Клинический психолог - г. Новосибирск
№22 | 6 марта 2020 | Ответить
Прекрасная четкая структурированная статья и множество хороших примеров. Спасибо вам, Павел!
Психолог, EMDR ImTT IFS - г. Ростов-на-Дону
№23 | 10 марта 2020 | Ответить
Спасибо. Поделилась и взяла себе в закладки
Психолог, Расстановщик Онлайн-консультации - г. Ногинск
№24 | 15 марта 2020 | Ответить
Пользуюсь сама, но Вы расписали очень четко и качественно, можно давать клиентам. Спасибо!
Психолог, Травматерапевт - г. Майами (США)
№25 | 16 марта 2020 | Ответить
Мы сегодня как раз по логотерапии проходили сократовский диалог)) спасибо , что закрепляет знания))
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт - г. Ростов-на-Дону
№26 | 18 марта 2020 | Ответить
№25 | Ерохина Елена Юрьевна писал(а):
Пользуюсь сама, но Вы расписали очень четко и качественно, можно давать клиентам.
Тоже пользуюсь.

Спасибо, Павел Александрович, ваш вариант очень понравился, возьму в закладки.
Психолог - г. Казань
№27 | 18 марта 2020 | Ответить
Отличные вопросы. Полезная статья, спасибо!
Психолог, Интегративный подход НЛП-практик - г. Одесса (Украина)
№28 | 19 марта 2020 | Ответить
Павел Александрович, спасибо за отличный материал! Полезный, понятно и доступно написанный!
Сократовский диалог, необходимая часть любой терапии.
Психолог, Личный Семейный Групповой - г. Иркутск
№29 | 19 марта 2020 | Ответить
Большое спасибо за статью! Много полезной информации! Беру в закладки!
Психолог, Практический психолог - г. Красноперекопск
№30 | 19 марта 2020 | Ответить
Интересная и обстоятельная статья, спасибо!
Психолог - г. Иваново
№31 | 19 марта 2020 | Ответить
Зайковский Павел Александрович писал(а):
От автора: Одним из методов правильного реагирования на дисфункциональные автоматические мысли, негативные образы и глубинные убеждения является «сократовский диалог», о нем я сегодня и расскажу.
Это верно. Когда понимаешь откуда "ноги растут", проще и справиться.
Онлайн - г. Красноярск
№32 | 19 марта 2020 | Ответить
Спасибо! Особенно интересны были примеры диалогов)
Психолог, Магистр психологии -КПТ- - г. Челябинск
№33 | 20 марта 2020 | Ответить
Интересно, спасибо!
Психолог, Детский психоаналитик - г. Химки
№34 | 20 марта 2020 | Ответить
Очень емкая статья! Спасибо большое, Павел!
Психолог, Оnline-консультант - г. Ивано-Франковск (Украина)
№35 | 20 марта 2020 | Ответить
Отличный материал.
В краткосрочной стратегической терапии сократовский диалог развили и создали на его основе стратегический диалог, который является важнейшим инструментом работы психолога и психотерапевта.
Психолог, Панические-атаки-ОКР-фобии-депресси - г. Москва
№36 | 21 марта 2020 | Ответить
Спасибо, полезно.
Психолог, Очно и онлайн - г. Новосибирск
№37 | 21 марта 2020 | Ответить
Благодарю Вас за интересный и ценный материал! 👍
Психолог, Семейный психолог Арт-терапевт - г. Псков
№38 | 22 марта 2020 | Ответить
Зайковский Павел Александрович писал(а):
От автора: Одним из методов правильного реагирования на дисфункциональные автоматические мысли, негативные образы и глубинные убеждения является «сократовский диалог», о нем я сегодня и расскажу.
Павел, Благодаю Вас за интересную тему публикации! Полезная информация и техника. Взяла в закадочки.
Специалист (психолог), Арт-терапевт - г. Санкт-Петербург
№39 | 22 марта 2020 | Ответить
Благодарю. Статья интересная, и технику прочитала с удовольствием. Возьму себе в копилку знаний.
Психолог, Гипнолог Расстановщик - г. Минск (Беларусь)
№40 | 24 марта 2020 | Ответить
Спасибо, замечательная структура! Возьму в закладки.
Психолог, Аккредитованный гештальт-терапевт - г. Пермь
№41 | 24 марта 2020 | Ответить
Зайковский Павел Александрович писал(а):
Что самое худшее может произойти?
Что самое лучшее может произойти?
Я начинаю с этих вопросов. Полагаю, что это дает наглядный эмоциональный скачок из одного состояния в другое. Видно и терапевту и клиенту (если клиент к нему уже привык). И тогда обрисовывается общее поле будущей работы, ведь у каждого полярности свои (хотя есть и похожие). Спасибо.
Психолог, Консультант - г. Киров
№42 | 24 марта 2020 | Ответить
Спасибо за столь подробную статью
Психолог, КПТ - г. Саратов
№43 | 24 марта 2020 | Ответить
Спасибо Павел! Очень понравилась статья!
Психолог, Психодраматист Детский психолог - г. Рязань
№44 | 24 марта 2020 | Ответить
Павел, благодарю за интересную статью! Применяю в работе часто сократические диалоги, спасибо что поделились своими примерами!!!
Психолог - г. Ростов-на-Дону
№45 | 24 марта 2020 | Ответить
Поразительно просто, доступно пониманию и осознанию многих ситуаций! Спасибо, Павел!
Психолог - г. Стерлитамак
№46 | 25 марта 2020 | Ответить
Спасибо, Павел, за статью. Для меня сейчас она как нельзя кстати и очень полезна.
Замечательно структурировано подан материал .
В работе применяю, но несколько моментов обратили на себя внимание. Спасибо еще раз!
Психолог, Супервизор, Интегративный подход - г. Санкт-Петербург
№47 | 26 марта 2020 | Ответить
Действительно, задать точный вопрос - это искусство!
Благодарю за ценный материал!
Психолог, Ресурсный психолог - г. Новосибирск
№48 | 28 марта 2020 | Ответить
Павел спасибо! Отличный материал, очень структурированный, интересный и понятный.
Психолог - г. Москва
№49 | 28 марта 2020 | Ответить
Благодарю за интересный и содержательный материал! Целое пособие! Мастерски!
Психолог, Консультант - г. Ростов-на-Дону
№50 | 29 марта 2020 | Ответить
С интересом прочла вашу авторскую публикацию про практическое применение сократовского диалога!
Пример который вы описываете тоже весьма информативен!
Спасибо за статью!
Психолог, Онлайн-консультант - г. Ступино
№51 | 30 марта 2020 | Ответить
Спасибо, Павел! Прочитала с большим интересом. Структурированный, полезный материал!
Психолог - г. Армавир
№52 | 30 марта 2020 | Ответить
Очень полезная техника и отличный стиль ее описания.
Спасибо большое!
Психолог, Кандидат наук EMDR - г. Санкт-Петербург
№53 | 30 марта 2020 | Ответить
Павел Александрович, очень подробно и понятно описали Сократовский диалог, спасибо.
Психолог, Клинический психолог - г. Санкт-Петербург
№54 | 30 марта 2020 | Ответить
Спасибо за статью.
Зайковский Павел Александрович писал(а):
Автоматическая мысль — глубинное убеждение. В этом случае разовая попытка переоценить АМ не приведёт к изменению восприятия и реакций пациента. Потребуются методики для корректировки убеждений, которые применяются постепенно. 
А какие методики вообще существует для корректировки убеждений, кроме аффирмаций, скажите, пожалуйста?
№55 | 16 мая 2020 | Ответить
Helpp me, Техник для корректировки убеждений много, посмотрите учебник Джудит Бек "КПТ терапия, от основ к направлениям" и Роберт Лихи "Техники когнитивной психотерапии".
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Ташкент (Узбекистан)
№56 | 17 мая 2020 | Ответить
Зайковский Павел Александрович, Благодарю Вас за ответ!
№57 | 17 мая 2020 | Ответить
Благодарю за заметку!
Очень понятный алгоритм. Становится ясно, что делать.
Психолог, Помогаю эффективно мыслить - г. Иркутск
№58 | 9 августа 2020 | Ответить
Павел, спасибо большое за такую прекрасную статью! Все понятно и доходчиво описали!
Психолог - г. Лобня
№59 | 28 марта 2022 | Ответить
Спасибо большое за ваши статьи. Очень четко и системно написано. Помогает для работы с собой. Благодарю
Психолог, Супервизор Skype-терапевт - г. Амстердам (Нидерланды)
№60 | 17 июня 2022 | Ответить
Спасибо большое за ваши статьи. Очень четко и системно написано. Помогает для работы с собой. Благодарю
Психолог, Супервизор Skype-терапевт - г. Амстердам (Нидерланды)
№61 | 17 июня 2022 | Ответить
Спасибо! Возьму в работу!
Психолог, Когнитивно- поведенческий подход - г. Орёл
№62 | 27 апреля 2023 | Ответить
Помогло при демонстрации сократовского диспута во время консультации, спасибо
Психолог, EMDR-Flash-FSAP-зависимост ImTT КПТ - г. Калининград
№63 | 9 мая 2023 | Ответить
Спасибо за структурированный материал
Психолог - г. Минск (Беларусь)
№64 | 29 февраля 2024 | Ответить
Благодарю!
Возьму себе в работу!
Психолог, Клинический психолог - г. Пенза
№65 | 26 сентября 2024 | Ответить
Благодарю за такую подробную статью о сократовском диалоге и его использовании в практике!
Психолог, Клинический психолог КПТ - г. Санкт-Петербург
№66 | 15 апреля | Ответить
Спасибо! Хочу попробовать сократовский диалог теперь в работе с клиентами.
Психолог, Клинический психолог - г. Санкт-Петербург
№67 | 21 апреля | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Когнитивная модель: Как мысли влияют на настроение и поведение
Представьте ситуацию. В доме живут соседи: Света, Катя и Ирина. Лето, субботнее утро, на улице пасмурно и идёт дождь. Света подходит к окну, видит затянутое облаками небо и думает: «Здорово, дождь! ...
Первые шаги для выхода из депрессии
Симптомы депрессии проявляются в подавленном настроении, проблемами со сном и аппетитом, усталости, двигательной заторможенности. У человека снижается самооценка и пропадает интерес к жизни. Клиенты с ...
Техника выявления автоматических мыслей: пошаговое руководство
Умение выявлять автоматические мысли — важнейший навык в КПТ терапии. В статье подробно описаны поэтапные шаги по их эффективному выявлению. Автоматические мысли (АМ) — это совокупность спонтанных ...
Инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии, практическое руководство
Когнитивно-поведенческая психотерапия и ее применение Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) – это форма психотерапии, объединяющая в себе техники когнитивной и поведенческой терапии. Она ориентирована ...
Навязчивые мысли: причины возникновения и методы их остановки
Обсессивно-компульсивное расстройство – невротическое расстройство, входящее в симптомокомплекс заболеваний психики, такой как невроз, синдром навязчивых состояний и другие. Характеризуется ОКР двумя ...
Рекомендуем почитать
Психоаналитическая психотерапия дистанционно: плюсы и минусы.
Статья вышла в сборнике: Дистанционные технологии в профессиональном психологическом образовании, психологии и психоанализе.Международная научно-практическая конференция, посвященная 10-летию отдела инновационных ...
Пожарова Александра
Правило есть Правило?
Когда я был налоговым инспектором, в стародавние времена, которых кажется уже и не было никогда, был принят закон о том, что у всех, кто что-либо продаёт или оказывает какие-то услуги, должны быть кассовые ...
Сергей Авдеев
Положение неполной семьи с точки зрения психолога
Неполная семья - это ситуация, при которой несовершеннолетний ребёнок воспитывается одним родителем вне брака. Родитель может быть как мужского, так и женского пола в силу различных факторов выбравший ...
Кецко Вадим
Мужское и женское: главные отличия
Проблема взаимопонимания полов. Многие проблемы в отношениях мужчин и женщин друг с другом (и даже отношения с самими собой) вытекают из непонимания сущности женского и мужского начала. Нас учат чему угодно, ...
Калашников Виталий
Две реальности
Интересно наблюдать столкновение двух реальностей в человеческой природе, двух различных взглядов, двух видов чувствования, двух разных интерпретаций происходящего. И порой в столкновении, участники хотят ...
Николаева Ольга
2a37f
© 2009-2025 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз