Симптом – помощник, а не вредитель

Симптомы отражают наличие биологического конфликта – адаптация тела происходит в ответ на неспособность психики в текущем моменте обработать информацию и воспользоваться ей с выгодой для себя.

Происходит что-то из ряда вон выходящее – один начнёт переживать и доводить себя прогнозами исхода ситуации, другой отнесётся более жизнестойко.

И это ключевой момент в формировании симптома, поскольку именно обработка информации психикой даёт сигнал телу адаптироваться, чтобы выстоять и выжить. Тело наращивает клетки, либо изъязвляет их в зависимости от биологического смысла переживания.

Симптом делает тело совершеннее в момент переживания, как бы это странно ни звучало. Но именно телесная адаптация служит способом выживания в этот момент времени.

Симптом  помощник а не вредитель

Зачастую биологические конфликты у людей существуют за счет того, что они научены мыслить определенным образом – множить беспокойство вместо обретения знаний и выработки навыков для преодоления трудностей.

Отдельный целый миф о том, что человек слаб и болен при наличии симптома, в то время как смысл любого симптома – усилить организм и подсказать психике те места, которые требуют пересмотра убеждений.

Биологически никакое событие не требует страдания. Сигнала в виде определенной эмоции – да, но не затяжного страдания.

Психологическая реальность у каждого будет своя с учетом всего прожитого опыта и семейных сценариев. Для рассмотрения симптома всегда важен индивидуальный контекст восприятия события.

Опубликовано на сайте: ,  61 просмотр
ПоделитьсяВ закладкиЕщёКонсультация у автораПожаловаться
Подписаться134
Комментарии
Мария Соловьева писал(а):
Отдельный целый миф о том, что человек слаб и болен при наличии симптома, в то время как смысл любого симптома – усилить организм и подсказать психике те места, которые требуют пересмотра убеждений.
Мне откликается такое видение!)
Когда есть движение в сторону осознавания и исследования, а не просто "болезни"
Спасибо, что поделились, Мария 🎄
Психолог, Гештальт-психолог - г. Москва
№1 | 18 декабря 2025 | Ответить
№1 | Алексей Ермолов писал(а):
Когда есть движение в сторону осознавания и исследования, а не просто "болезни"
Даа, именно)
№1 | Алексей Ермолов писал(а):
Мне откликается такое видение!)
Рада созвучию в этой теме)
Психолог - г. Кумертау
№2 | 18 декабря 2025 | Ответить
Хотелось бы научиться мастерски разгадывать роль симптома и видеть, в чем он помогает.
Психолог - г. Иркутск
№3 | 18 декабря 2025 | Ответить
№3 | Татьяна Ивановна Перевалова писал(а):
Хотелось бы научиться мастерски разгадывать роль симптома и видеть, в чем он помогает.
Как здорово подметили, Татьяна. Благодарю за вовлеченность)
Психолог - г. Кумертау
№4 | 18 декабря 2025 | Ответить
Глубинный подход к природе симптома. Спасибо за эти мысли, Мария! Буду думать, наблюдать…
Психолог, Гештальт Транзактный - г. Москва
№5 | 20 декабря 2025 | Ответить
№5 | Балашова Марина Борисовна писал(а):
Глубинный подход к природе симптома. Спасибо за эти мысли, Мария! Буду думать, наблюдать…
Рада вашему отклику, Марина Борисовна!)
Психолог - г. Кумертау
№6 | 22 декабря 2025 | Ответить
Действительно - тело подсказывает, но человек глух, пока не сформируется симптом. Благодарю за познавательную статью.
Психолог, НЛП-тренер ОРКТ-терапевт - г. Петрозаводск
№7 | 25 декабря 2025 | Ответить
№7 | Поташева Ольга Николаевна писал(а):
Действительно - тело подсказывает, но человек глух, пока не сформируется симптом
Даа, довольно частая история. Благодарю за внимание к публикации, Ольга Николаевна.
Психолог - г. Кумертау
№8 | 26 декабря 2025 | Ответить
Тема и правда интересная. Спасибо за поднятые в статье вопросы.
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт - г. Нижний Новгород
№9 | 26 декабря 2025 | Ответить
Мария Соловьева писал(а):
Для рассмотрения симптома всегда важен индивидуальный контекст восприятия события.

Абсолютно согласна с вами, поэтому никакое чтение книг или прохождение курсов не может заменить полноценную личную терапию, где разбирается индивидуальная история приобретения симптома и его смысл.
Психолог, Клинический Психодинамический - г. Москва
№10 | 27 декабря 2025 | Ответить
№9 | Татьяна Колесникова писал(а):
Тема и правда интересная. Спасибо за поднятые в статье вопросы.
благодарю за внимание к публикации
Психолог - г. Кумертау
№11 | 27 декабря 2025 | Ответить
№10 | Мария Самойлова писал(а):
Абсолютно согласна с вами, поэтому никакое чтение книг или прохождение курсов не может заменить полноценную личную терапию, где разбирается индивидуальная история приобретения симптома и его смысл.
Именно так. Рада вашему отклику🙌🏻
Психолог - г. Кумертау
№12 | 27 декабря 2025 | Ответить
Мария Соловьева писал(а):

Симптомы отражают наличие биологического конфликта – адаптация тела происходит в ответ на неспособность психики в текущем моменте обработать информацию и воспользоваться ей с выгодой для себя.
Я работаю в семейно-системном подходе. Там взглад на работу с симптомом такой же! Очень откликнулась эта статья! Спасибо!
Психолог, Семейный психолог - г. Иркутск
№13 | 28 декабря 2025 | Ответить
№13 | Спиридонова Екатерина Николаевна писал(а):
Я работаю в семейно-системном подходе. Там взглад на работу с симптомом такой же! Очень откликнулась эта статья! Спасибо!
Спасибо, что поделились. Очень рада вашему отклику🙌🏻
Психолог - г. Кумертау
№14 | 28 декабря 2025 | Ответить
Особенно цепляет мысль, что тело через симптом «подсказывает психике места, требующие пересмотра убеждений». Это превращает любой дискомфорт из врага в мудрого, хоть и строгого, союзника на пути к целостности. Спасибо, за статью!
Психолог, Гештальт-терапевт - г. Чебоксары
№15 | 29 декабря 2025 | Ответить
Важно анализировать симптомы в комплексе, согласна с Вами!
Психолог, Супервизор РПА - г. Москва
№16 | 30 декабря 2025 | Ответить
№15 | Григорьева Татьяна Владимировна писал(а):
Особенно цепляет мысль, что тело через симптом «подсказывает психике места, требующие пересмотра убеждений». Это превращает любой дискомфорт из врага в мудрого, хоть и строгого, союзника на пути к целостности.
Да, это воодушевляет!
№15 | Григорьева Татьяна Владимировна писал(а):
Спасибо, за статью!
Рада вам :)
Психолог - г. Кумертау
№17 | 31 декабря 2025 | Ответить
№16 | Степанова Екатерина Сергеевна писал(а):
Важно анализировать симптомы в комплексе, согласна с Вами!
Это точно) Благодарна вам за участие
Психолог - г. Кумертау
№18 | 31 декабря 2025 | Ответить
Мария Соловьева писал(а):
Биологически никакое событие не требует страдания. Сигнала в виде определенной эмоции – да, но не затяжного страдания.
Спасибо за тему и ваши рассуждения! Очень откликается данное предложение.
Психолог, Помогаю взрослеть эмоционально - г. Екатеринбург
№19 | 31 декабря 2025 | Ответить
№19 | Голосова Татьяна Евгеньевна писал(а):
Спасибо за тему и ваши рассуждения! Очень откликается данное предложение.
Благодарю за внимание к статье
Психолог - г. Кумертау
№20 | 31 декабря 2025 | Ответить
Недавно пришла к таким же мыслям и открыла для себя ГНМ. Многое прояснилось для меня.
Психолог, КПТ ДПДГ EMDR - г. Лимассол (Кипр)
№21 | 1 января | Ответить
№21 | Надежда Фомина писал(а):
Недавно пришла к таким же мыслям и открыла для себя ГНМ. Многое прояснилось для меня.
Это приятно читать, рада созвучию)
Психолог - г. Кумертау
№22 | 1 января | Ответить
Спасибо за смелый и важный взгляд. Тезис о симптоме как адаптивном механизме, а не поломке, — ключевой для холистического подхода. Это выводит работу с клиентом из борьбы с телом в диалог с психикой, где симптом — ценный сигнал, а не враг. Очень глубокая перспектива.
Психолог, ЭОТ психосоматика - г. Новороссийск
№23 | 1 января | Ответить
№23 | Светлана Владимировна Шишкова писал(а):
Это выводит работу с клиентом из борьбы с телом в диалог с психикой, где симптом — ценный сигнал, а не враг. Очень глубокая перспектива.
Вы правы. Благодарю за участие в обсуждении
Психолог - г. Кумертау
№24 | 1 января | Ответить
Данная публикация расширяет представление о механизмах возникновения симптомов, предлагая взглянуть на них как на адаптивную реакцию организма. Спасибо!
Психолог - г. Казань
№25 | 4 января | Ответить
№25 | Рябова Анна Сергеевна писал(а):
Данная публикация расширяет представление о механизмах возникновения симптомов, предлагая взглянуть на них как на адаптивную реакцию организма. Спасибо!
Именно так. Рада вашей вовлеченности)
Психолог - г. Кумертау
№26 | 6 января | Ответить
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
Почему толковые рекомендации вызывают раздражение
Прослушивая сегодня подкаст, поймала себя на мысли, что несколько лет назад я со скрипом воспринимала эту информацию. Ещё раньше – вступала в мысленную перепалку с автором. А самая первая реакция ...
Нарциссичность диады Родитель-Ребенок на примере "Шоу Трумана"
Ранее я уже рассматривала примеры нарциссичности про семейную систему и образовательную систему. Основа этого проявления – незрелость в восприятии ответственности и искаженное понимание задач каждого ...
Почему не нужно устранять симптом
Сама цель устранить симптом не является рациональной, так как он не является чем-то лишним, деструктивным или неправильным. Симптом – физическое отражение того, что происходит на уровне психики. ...
Что можно взять на заметку из сериала Триггер
Досмотрев сериал буквально на днях впервые, поймала себя на мысли, что если бы я сделала это раньше, мои впечатления и замеченные акценты были бы другими. Это ни хорошо, ни плохо, а больше о том, что сериал ...
"Просто честно поговорите друг с другом". Почему не все отношения можно сохранить
Эта рекомендация звучит неприлично часто, когда страдающему человеку действительно хотят помочь разобраться в той ли иной коммуникации. Неприличие в том, что она может быть не так хороша в реальности, ...
Рекомендуем почитать
Почему мы не умеем радоваться? Пять шагов к удовольствию
Жизнь наполнена моментами, которые могли бы приносить удовольствие, но не всегда это получается. Почему? Одна из причин — внутренние запреты, воспитанные в нас с детства: «Делу время - потехе ...
Алина Волкова
Мама, которая лупит своего ребёнка за некрасивый почерк
Как уберечь себя и ребёнка от ужасных последствий ошибочного воспитания? Мы дети своих родителей. И хочется верить, что в основе любых действий родителей к детям, лежат только добрые побуждения. Какие ...
Роман Гриценко
Что значит быть собой и польза кризиса
Я сегодня задумалась, а в каком возрасте вообще человек понимает, что его жизнь принадлежит ему, и его свобода и ответственность (перед самим собой) - прожить ее искренне, в соответствии с тем, что действительно ...
Саратовцева Елена
Как справиться с усталостью и выгоранием?
Иногда мы чувствуем усталость и даже эмоциональное выгорание. Чувства притупляются, ничего не хочется делать, только лежать, и чтобы все остальные от нас отстали. Мы можем свое состояние списывать на осень, ...
Екатерина Олесюк
О долготерпимости
К вопросу о долготерпимости. Долготерпение – способность обладать большим терпением, то есть сохранять абсолютное спокойствие в неприятной ситуации. Люди в подобном случае говорят о выдержке, стойкости ...
Юрий Анатольевич
28437
© 2009-2026 «Сайт психологов B17.ru»
наверх
вниз